Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Приемы стрельбы из пистолета

.pdf
Скачиваний:
507
Добавлен:
09.02.2015
Размер:
5.4 Mб
Скачать

ся в «мертвой», не простреливаемой зоне под окнами первого этажа. Сразу же одновременно всеми по коман­ де производится забрасывание гранат в окна первого этажа. Пока гранаты рвутся, группа прикрытия может перезарядиться.

Быстрое проникновение в окна первого этажа при высоких подоконниках происходит подсобными мето­ дами, чаще всего, по спинам двух-трех своих бойцов, поставленных «ступеньками» один ниже-выше другого (фото 220). Одновременно входные двери на объектах разбиваются из гранатомета группы прикрытия или ручными (лучше противотанковыми) гранатами.

Прорываться внутрь следует в тот момент, когда две­ ри уже разбиты, и после того, как в разбитые двери вле­ тела еще одна граната из гранатомета. Сразу же вслед за этим в двери вбрасываются 1—2 ручные гранаты с тем расчетом, чтобы они попали по сторонам от двер­ ного проема. Вбрасывается по гранате и в близкие к дверям окна первого этажа. Штурмующие прорываются

Фото 220

470

внутрь сразу же за разрывами своих гранат. Первые из проникших в помещение (пригнувшись и рывком) резко отходят в стороны от входа и ведут огонь по всем за­ темненным местам не целясь! Задача первых прорвав­ шихся в помещение — дать возможность ворваться ос­ новным силам штурмовой группы, расчистить им путь огнем, по обстановке прикрыть их. Потом они для пере­ зарядки оружия остаются на месте и в бой вступают бойцы основной штурмовой группы с заряженным ору­ жием. Этот момент обязателен для исполнения для не­ допущения потери времени — в начале штурма оно бес­ ценно. Перезарядившиеся бойцы затем работают во вторых порядках. За время прорыва в здание прикрыва­ ющая группа ведет плотный заградительный огонь по окнам верхних этажей здания для недопущения выбра­ сывания противником из окон гранат на головы атаку­ ющим. На верхние этажи здания прорываться следует, прижимаясь спиной к стенам на расстоянии чуть мень­ ше лестничного пролета друг от друга вслед за броска­ ми и разрывами своих гранат, стреляя по всему, что движется.

Когда группа захвата или штурмовая группа ворва­ лась в здание, нельзя медлить и останавливаться. Про­ медление в таком случае смерти подобно. Нельзя дать возможности противнику сориентироваться по обста­ новке. Тем более что агрессивная непреклонность атаку­ ющих действует на противника деморализующе.

При ликвидации очага сопротивления штурм много­ этажного здания снизу служит в основном отвлекаю­ щим и связывающим противника маневром, обеспечи­ вающим скрытное выдвижение основной штурмовой группы наверх, которая с применением переносных штурмовых пожарных лестниц, забрасывая веревки с крючьями, используя штурмовые шесты, но чаще всего подсаживая и подтягивая друг друга (фото 221), исполь­ зуя подобранные на месте события строительные об­ ломки (фото 222) и другие подручные средства (фото 223 — оставшегося внизу бойца вытягивают наверх за

471

Фото 221

Фото 222

автоматный ремень), выдвигаются на крышу, чердак или в верхние этажи дома (объекта). Это делается пото­ му, что, ведя захват здания сверху вниз, удобнее вести огонь и метать гранаты сверху вниз через проломы, люки, отдушины, метать и скатывать гранаты по лест­ нице вниз и в стороны, а также при необходимости взрывчаткой или ручными противотанковыми граната­ ми обвалить на головы противника перекрытия и дру­ гие конструкции. Легче переходить с этажа на этаж. Противника, зажатого сверху и снизу между этажами, легче принудить к сдаче или уничтожить.

Современные ручные кумулятивные противотанко­ вые гранаты легко разрушают стены, потолки, перекры­ тия. Через эти проломы можно легко достать противни­ ка гранатой или пулей, проломы затем используются

472

Фото 223

для проникновения штур­ мовых групп.

Боеприпасов при про­ рыве в здание нужно мно­ го, и жалеть их не следует.

Этажные коридоры очи­ щаются ручными граната­ ми, брошенными из-за угла, затем автоматными очередями. При занятом этаже в многодверном ко­ ридоре, на широкой пло­ щадке с несколькими про­ ходами, в длинном перехо­ де со множеством выходов, короче, в узловом пункте всегда остаются один-два автоматчика, контролиру­ ющих обстановку и пресе­ кающих попытки против­ ника перегруппироваться или прорваться с другого этажа. Остальные присту­

пают к захвату (зачистке) комнат и других боковых по­ мещений.

Очень часто противник закрывает входные двери на ключ изнутри. Это коварный прием. Неопытные бойцы скапливаются возле двери, решая, что делать дальше, и пытаются прикладами выбить дверь. И получают через дверь очередь на уровне живота. В правильном вариан­ те замок отстреливается несколькими выстрелами (при стрельбе из современного АК-74 будьте осторожны — пробивная сила у него оставляет желать лучшего, а рикошеты непредсказуемы) или выбивается толовой шаш­ кой.

Если есть возможность укрыться от осколков, к двер­ ной ручке цепляют (или подвешивают) гранату, кото­ рую, отбегая, взрывают. Лучше всего для этой цели под-

473

ходят гранаты РГ-42 или РГД-5, которые дают мало осколков и вес разрывного заряда которых составляет 100—110 граммов — это почти вдвое больше, чем у гра­ наты Ф-1. Граната выбивает замок, выламывает дверь и оглушает противников, находящихся в заблокирован­ ном помещении. Правильное положение атакующих — по бокам от двери. Один из бойцов подготавливает оче­ редную гранату, другой держит наготове автомат. Пос­ ле отстрела замка дверь распахивается ударом ноги сбо­ ку. По необходимости внутрь забрасывается граната, вслед за ней рывком прорывается штурмовая группа, состоящая обычно из трех человек. Почему из трех? Три человека в состоянии проскочить через дверной проем почти мгновенно, а на четвертого противник уже смо­ жет среагировать и положить его. Большому числу штурмующих трудно неожиданно для противника про­ рваться в одну дверь, не напоровшись на встречный огонь противника. Обычно первый из такой группы проскакивает дверной проем в нижнем уровне и уходит в сторону, желательно влево от входа. Почему влево? Потому что противнику тяжелее будет достать бойца, стреляя по нему с разворотом вправо от себя. И сразу этот боец открывает огонь, прикрывая и обеспечивая проникновение остальных бойцов группы. Проникшие в помещение бойцы (им проникать следует тоже в ниж­ нем уровне, согнувшись на получетвереньках) должны моментально уйти в разные стороны от входа, фиксируя обстановку боковым зрением, применяя оружие «на­ вскидку». При внезапном обнаружении противника — оно может быть только внезапным — каждый боец от­ крывает огонь в своем, определенном мгновенно и само­ стоятельно секторе огня перед собой, в небольшой зоне своей ответственности, независимо от того, сколько там целей — много или мало. Задача каждого — уничто­ жить противника в своей зоне, всех до одного, и только после этого помочь соседу, который не справляется. Этот момент определяется на тренировках: если вас трое, каждый должен знать, что треть помещения с той

474

стороны, где он оказался — сбоку, справа, слева или посредине, — это его сектор огня и он отвечает за него. Если так не делать, веерный, беспорядочный огонь по­ чти всегда оставит в живых кого-то из противников, обычно где-то сбоку, в темном углу, и он потом пустит кровь наступающим.

В первоначально зачищенной комнате рано успокаи­ ваться. При проведении досмотров и обысков один из бойцов становится у стены с автоматом наготове и кон­ тролирует заставленные мебелью углы помещения и темные места. В многокомнатных жилых квартирах не­ обходимо внимательно обследовать все — спрятавший­ ся за портьерой, в шкафу, под кроватью противник мо­ жет преподнести неприятный сюрприз.

Когда вы заняли здание, не радуйтесь заранее — про­ тивник знает, что вас в этом здании оказалось много, и постарается тут же для уничтожения вашей живой силы накрыть объект плотным огнем артиллерии, гранатоме­ тов, а в наше время и огнеметами. По своим он стрелять не станет. И сигналом открытия массированного огня для него послужит прекращение стрельбы на объекте штурма. Поэтому, пока вы приводите в порядок ваши дела внизу, на верхних этажах пусть кто-то пострелива­ ет из трофейного оружия, снятого с убитых. Можно даже подорвать какой-нибудь боеприпас, имитируя «на­ пряженку» в боевых действиях. Сразу после окончания этого спектакля будьте готовы, что по занятому вами объекту дадут из всех стволов. Будет неразумным отра­ жать этот огневой налет. Уйдите в противоположную сторону здания и будьте готовы покинуть его вовремя. Для наблюдения со стороны противника выставьте де­ журного пулеметчика, где-то сбоку здания. Кончится налет — вернетесь. Если здание начнет заваливаться, вас там уже не должно быть. Этому тактическому при­ ему наши научились у немцев в Кенигсберге.

Если вы целенаправленно заняли здание под опорный пункт, сразу же принимайте меры, чтобы вас оттуда не выбили. Забаррикадируйте нижние этажи и полуподва-

475

лы. Определите сектора обстрела так, чтобы можно было попеременно стрелять с разных огневых позиций и не дать противнику пристреляться.

ЗАПОМНИТЕ: одно здание это еще не опорный пункт. Несколько зданий, опорных пунктов, перекрыва­ ющих секторами обстрела друг друга и поддерживаю­ щих общую связь, образуют воистину неприступную крепость. Опорный пункт — это база для дальнейшего наступления, укрытие для раненых, возможность оборо­ няться самим при осложнении обстановки. Снайпер противника начнет работать против вас сразу же. Его задача — не столько убить, сколько дезорганизовать вашу работу. Сделайте ему приманку — набейте старое обмундирование тем, что попадется под руку, показы­ вайте ему эту приманку из разных окон, меняя на при­ манке шапки и каски. Пусть при удачном попадании приманка падает. Усыпите этим его бдительность, и, когда он войдет в азарт, вы установите, откуда он стре­ ляет. Его уничтожит ваш снайпер, гранатометчик или разведгруппа.

Не оставляйте в тылу неконтролируемых объектов — они вновь могут быть заняты противником. Бронетех­ ника в городе легко уязвима, неповоротлива и малоэф­ фективна. Ее поджигают, бросая горючее в обычных бутылках и сверху, с чердаков, и снизу, из подвальных окон и даже из канализационных люков (опыт испанс­ кой войны). В лучшем случае бронетехника может обес­ печить огневую поддержку, находясь на почтительном от строений и развалин расстоянии.

Штурму следующих опорных пунктов противника должна предшествовать тщательная разведка местнос­ ти, в основном постоянным визуальным наблюдением с целью установления имеющихся у противника огневых точек и возможных мест постановки противником огне­ вых средств. Радиосвязь при подготовке штурмовых действий должна молчать. При штурме она должна ра­ ботать безупречно — без нее невозможна реакция сосед­ них подразделений при изменении обстановки. Позыв-

476

ные и кодированные обозначения должны иметь буквы «Р» и «Ч» — они очень хорошо проходят по эфиру даже при сильных атмосферных помехах.

Боевые действия в населенных пунктах нельзя вести «нахрапом». При крупномасштабных уличных боях нельзя без оперативной (именно оперативной и никакой другой) необходимости делать рывки и глубокие про­ рывы, удаляясь от своих на большие дистанции. Это чревато бессмысленными потерями. Основной принцип тактики уличных боев — поочередно «съедать» превос­ ходящими силами при превосходящей огневой поддерж­ ке и мощной предварительной обработке тяжелыми ог­ невыми средствами (с нескольких опорных пунктов с разных сторон) объект за объектом, при встречном ог­ невом налете мгновенно покидая этот объект и тут же возвращаясь в него после окончания обстрела.

При отработке одного такого объекта находящиеся рядом с ним огневые точки и другие силы противника «связываются» огнем.

В уличных боях активные действия противобор­ ствующих сторон приходятся, разумеется, обычно на дневное время. С наступлением темноты боевые дей­ ствия приостанавливаются, и между своими и чужими сама собой возникает ничейная полоса. В темноте по ней начинают лазить разведдиверсионные группы с обеих сторон. Обе воюющие стороны стараются со­ здать для этого благоприятные условия своим развед­ чикам и неблагоприятные — для чужих диверсантов. Поэтому ничейная полоса ночью непрерывно контро­ лируется приборами ночного видения или освещается осветительными ракетами. Ночью внимание часовых и дежурных пулеметчиков работает с полной отдачей, но ближе к утру вынужденная бессонница дает себя знать и человек естественным образом теряет бдительность. Ближе к утру диверсионные группы под прикрытием развалин скрытно и бесшумно подтягиваются к про­ тивнику на дистанцию броска гранаты, «консервиру­ ются» в нагромождениях строительных обломков и

477

ждут времени «Ч». Время «Ч» — это когда в предрас­ светных сумерках можно различить цель. Ориентиру­ ясь каждый на свои часы, сверенные ранее, диверсанты

вназначенный момент разом все срабатывают грана­ тами по ранее определенным целям, после чего рывком захватывают опорный пункт противника. Метод ста­ рый — так делали еще в Первую мировую войну. Так

впрошлой войне делали в Будапеште и Кенигсберге. Сейчас уже забыли, откуда произошел термин «время «Ч». Он остался с прошлой войны и когда-то означал «четыре часа» утра летнего времени, когда обычно на­ чинались фронтовые атаки и другая активная боевая работа.

ЗАЧИСТКА МЕСТНОСТИ

«...В следующее мгновение он отпрянул за угол, за кафельную печь, чтобы иметь каменные стены за собой и прикрытие спереди, на случай, если сюда бросят гра­ нату».

В. Богомолов «В августе сорок четвертого»

Когда передовые подразделения заняли город, он принадлежит наступающим только условно. Противник укрывается в сети траншей, ходов сообщения, лисьих нор, блиндажей и подбрустверных ниш. По дворам и развалинам разведывательные и ударно-диверсионные группы противника стремятся выйти наступающим во фланг и просочиться в тыл. Остаточные группы против­ ника, уцелевшие при прорыве его обороны, стараются занять свои же опорные пункты, из которых их не так давно выбили, образуя «осиные гнезда» на тактически ответственных направлениях. Оказываясь в самых нео­ жиданных местах, разрозненные группы противника объединяются и угрожают нормальной работе наших коммуникаций, штабов, узлов связи, легко уязвимых

478

медицинских подразделений.

Зачистка существует для того, чтобы зачистить заня­ тую территорию, не оставив там ни одной боевой еди­ ницы противника. Иногда ее приходится повторять по нескольку раз. И часто трудно различить, где кончается уличный бой и начинается зачистка и где кончается за­ чистка и начинается бой во дворах.

Так или иначе, приходится еще и еще контролиро­ вать то, что отбито у противника. Зачистка — это не только вид боевых действий в условиях населенных пун­ ктов или сильно пересеченной местности. Методики за­ чистки применяются в борьбе с разведдиверсионными группами противника, мелкими и крупными бандами, при оперативном поиске вооруженных особо опасных преступников и другого антиобщественного элемента. Методы и приемы при этом в целом одинаковы как для военных, так и для правоохранительных органов. Зачи­ стка, так же как и оперативный поиск, представляет со­ бой довольно опасный промысел, ибо происходят такие мероприятия в развалинах, на стройках, в скоплениях гаражей, хозяйственных построек и промышленных зон, мелких оврагов, в условиях ограниченных видимости и свободы маневра, близких дистанций стрельбы «в упор» и полнейшей неочевидности, что дает противнику явное преимущество и оставляет инициативу за ним.

Зачистка — это продолжение уличного боя, и даже при спокойном течении она то и дело «взрывается» стрельбой на взаимное уничтожение. Поэтому в таких ме­ роприятиях, стоите вы на месте или нет, боковым зрением постоянно ищите возможные укрытия — камни, столбы, углы зданий, разбитую технику, строительные обломки и т. д., независимо от того, нужны они вам в данный момент или нет. При возникшей необходимости старай­ тесь занять укрытие так, чтобы оно было слева от вас (если вы стреляете с правой руки или с правого плеча). В таком случае укрытие будет закрывать вас почти це­ ликом, при этом для встречного огня остаются откры­ тыми меньшая часть головы, плечо и кисть стреляющей

479