Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Приемы стрельбы из пистолета

.pdf
Скачиваний:
507
Добавлен:
09.02.2015
Размер:
5.4 Mб
Скачать

нение обстановки. Отрабатывая лабиринты, надо по­ больше прислушиваться и наблюдать боковым зрением. Боковым зрением «ловите» обстановку по сторонам, вверху и внизу, держите постоянно в поле зрения все ниши, пробоины, проломы в полах и потолках. Вы должны среагировать и выстрелить первым. Особое внимание — на чердачные и подвальные окна, а также на все подозрительные щели. Спокойствие всегда об­ манчиво. Враг всегда появляется неожиданно, и тогда ваши действия должны происходить на предельно вы­ соких скоростях. Внимательно смотрите, куда ступае­ те, на что опираетесь и за что беретесь руками. При зачистке не исключена возможность постановки про­ тивником мин-растяжек, самострелов и других ковар­ ных сюрпризов.

При досмотре хозяйственных и жилых помещений в каждое из них проникают (именно проникают — рыв­ ком и в нижнем уровне) 2—3 сотрудника, не меньше и не больше, кто-то обязательно страхует их снаружи, контролируя подходы к досматриваемому объекту. Бой­ цы, проникшие в помещение и мгновенно ушедшие по сторонам в нижнем уровне, оружие и гранаты держат наготове.

Проникнув в помещение, нужно обязательно прокон­ тролировать, что находится за открытым дверным по­ лотном. Затем один боец, стоя возле стены, контролиру­ ет всю обстановку в целом, другие производят конкрет­ ный досмотр.

ЗАПОМНИТЕ: незнакомые двери и люки нужно от­ крывать или толкнув их шестом, или потянув за привя­ занную к дверной ручке длинную веревку — вход может быть заминирован.

По той же причине не надо поднимать подозритель­ ные предметы с пола — пусть это сделают снайперы. Любой предмет может быть тонкой ниткой соединен с каким-либо взрывчатым «сюрпризом». Немцы таким образом часто минировали обиходные на войне предме­ ты — мыло, консервы, сигареты, сапоги и т. д.

490

При зачистке населенных пунктов враг может зата­ иться в различных темных нишах. Фигура бойца, нео­ сторожно подошедшего к входу в укрытие, четко выри­ совывается на светлом фоне и является отличной мише­ нью для противника. Поэтому внутрь подозрительной ниши прежде всего летит граната. Ее метают с такого места, которое не может простреливаться противником из ниши, оттуда, откуда противник не ожидает. Гранату бросают, отыскав какую-либо отдушину, сбоку или лежа перед укрытием противника. Но в любом случае нужно спросить: «Женщины и дети есть?» — и предуп­ редить о броске гранаты.

Ненужные жертвы среди мирного населения еще ни­ кого не украшали. Мирному населению предлагают выйти, а противнику сдаться. Если взяты заложники, вступить в переговоры. Но это уже другой процесс.

Проникать в любую незнакомую нишу следует с под­ страховкой товарищей — в одиночку можно пропасть без вести. Ниша отрабатывается обычно вдвоем, а тре­ тий страхует снаружи. Даже предварительно брошенная внутрь граната еще ничего не гарантирует, и первый из проникших вслед за гранатой опять же резко уходит в сторону от входа (желательно влево), второй — рывком в противоположную сторону. Предварительно лучом фо­ наря быстро «обшаривают» возможное визуальное про­ странство возле входа, чтобы знать, что там находится, и не «вскочить» куда-нибудь в яму и т. д. Первый из про­ никших освещает помещение своим фонарем, держа его на вытянутой в сторону левой руке (или противополож­ ной той, по какую находится оружие). Не видя бойца в темноте, возможно, даже частично ослепленный направ­ ленным светом, противник будет стрелять на свет и по­ падать в сторону вытянутой руки с фонарем. При опе­ ративной необходимости в нишу проникают два бойца, но светит один, а второй в темноте «откатывается» по­ дальше в угол и, оставаясь невидимым, контролирует обстановку, прикрывая тех, кому, возможно, придется прорываться в помещение вслед за ним.

491

В старых инструкциях описывался способ заброса в нишу включенного фонаря, обмотанного чем-нибудь мягким. При его кратковременном свете можно сориен­ тироваться по обстановке.

Если бой идет в развалинах, где нет ничего ценного, противника, засевшего в подвальных помещениях, при отсутствии огнеметов выкуривают бутылками с бензи­ ном. Для этого к горлышку наполненной бутылки при­ вязывают кусок любой ветоши, которую непосредствен­ но перед броском смачивают бензином из той же бутыл­ ки и поджигают (при закрытой бутылке!). Воспламенив­ шийся бензин из разбившейся бутылки (а еще лучше — из нескольких бутылок) в замкнутом помещении подвала часто действует эффективнее гранаты.

Если противник засел в подвале, там нет заложников и водопровод еще работает, лишний раз не рискуйте — включайте ближайший пожарный кран, вода сама най­ дет дорогу в подвал и противник там долго не высидит.

Если вас по численности не так много, а проводить зачистку надо, населенный пункт отрабатывается всем личным составом, не распыляясь, держась в одном кула­ ке; отрабатывайте объект за объектом, участок за учас­ тком, квартал за кварталом. При этом не оставляйте без просмотра дворы, улицы и другие открытые места. Их должен держать под прицелом снайпер и пулеметчик и подстраховывать от внезапного нападения извне тех, кто работает внутри квартала (объекта, участка и т. д.), не допуская также возможных перемещений и перегруп­ пировок противника. Снайпер и пулеметчик с их длин­ ными стволами в лабиринте малоэффективны. Их место на улице.

Результаты самой тщательной зачистки могут сойти на нет, если по развалинам не пустить усиленные патру­ ли и не установить в населенном пункте комендантский час, во время которого огонь на уничтожение открыва­ ется по всему подозрительному. Это железное правило, не позволяющее отдельным затаившимся солдатам про­ тивника сбиваться в группы, а остаточным группам пе-

492

регруппировываться, неукоснительно соблюдали и наши и немцы. Кроме того, и СМЕРШ, и его немецкий аналог — тайная полевая полиция всегда выставляли скрытые засады на глухих, не просматриваемых направ­ лениях для пресечения действий разведдиверсионных групп и их ликвидации.

Не единичны случаи, когда даже в тылу можно по­ пасть в обстановку, когда внезапно начинается стрель­ ба; неизвестно, кто и по кому стреляет, где свои, где чужие. В таком случае стоять на месте нельзя, надо двигаться. От укрытия к укрытию. Сориентируйтесь, не дайте противнику пристреляться, «закручивайте» обстановку, перемещаясь по часовой стрелке, застав­ ляйте противника разворачиваться для стрельбы впра­ во и подставляться, открываться для вашего огня. По­ ставьте его против солнца, бегайте и стреляйте, бро­ сайте гранаты, не давайте противнику стрелять при­ цельно и вообще поднять голову. Навязывайте ему свои условия. Даже если вы не знаете, что делать, де­ лайте хоть что-нибудь. А вдруг сделаете правильно? На войне все бывает. Если вас несколько, не сбивай­ тесь в кучу. Естественное стремление людей в минуты опасности держаться вместе может сыграть роковую роль. Не представляйте собой групповую цель и манев­ рируйте, разделившись на две группы, прикрывающие друг друга огнем. Этим вы достигнете большего, чем одна группа большего состава, но которую никто не поддерживает и не прикрывает. Вам придется много стрелять из автомата на бегу. При такой стрельбе ста­ райтесь нажимать на спуск в одноопорной фазе, в мо­ мент переноса ноги. Когда нога опускается на землю, это вызывает сильное сотрясение системы стрелок — оружие и снижение точности стрельбы. Небольшому подразделению при ведении боевых действий в насе­ ленных пунктах никогда нельзя отрываться далеко от своих — могут отсечь и уничтожить; разумная дистан­ ция — расстояние, на котором вам могут оказать огне­ вую поддержку.

493

Атакующий принцип «боевых троек»

Как показала боевая практика, при проведении специ­ альных операций (штурмов, захватов, зачисток и т. д.) наиболее целесообразно действовать в составе штатного подразделения (взвода, отделения), разбившись на бое­ вые тройки с обязательным назначением старшего. Три человека постоянной тройки — это уже сила. Три чело­ века смогут осуществить круговой обстрел в случае бло­ кирования. Три человека концентрированным огнем трех стволов смогут пробить брешь в боевых порядках противника и прорваться из блокады. Три человека смогут транспортировать на себе тяжелое вооружение и боеприпасы к нему. И наконец, двое могут вынести тре­ тьего в случае его ранения. Три человека способны вы­ полнить отдельное боевое поручение. Работа такими сплоченными тройками резко повышает результатив­ ность и боевую живучесть.

Если бойцы таким составом выдвигаются в атаку под огнем противника по ровному или слабопересечен­ ному месту, целесообразно каждому из них делать это боевой «змейкой», рывками по 5—6 секунд с последую­ щим падением и перекатыванием в сторону на 1—2 обо­ рота от места падения.

Выдвижение боевой тройки в атаку производится по принципу: один перекатывается после падения — двое бегут. На практике это выглядит следующим образом: первый из бегущих в атаку делает «змейкой» рывок на 5—6 секунд, и пока он еще не упал, в атаку поднимается второй боец, после чего первый падает и откатывается в сторону и открывает прикрывающий огонь. После того как второй пробежал 5—6 секунд, но еще не упал, под­ нимаются и бегут первый и третий. Потом цикл повто­ ряется.

Такой порядок выдвижения в атаку и внезапного возникновения «в рост» не оттуда, куда упал, внезап­ ное исчезновение и возникновение целей «вразнобой» рассеивает и переключает внимание противника, в не-

494

малой степени сбивая его с толку и не позволяя стре­ лять прицельно. Чтобы у бойцов боевой тройки это лучше получалось, рекомендуется делать рывки в оди­ наковые промежутки времени, отсчитывая их про себя (двадцать два — одна секунда), для того чтобы сразу же перед концом маневра товарища начать делать свой.

Когда ваша группа натренируется делать все это быст­ ро и слаженно, поставьте себя на место противника, и вы убедитесь, как от такого мелькания дробится вни­ мание, как неожиданно цели исчезают из прицельного поля и в конце концов хочется просто протереть глаза от этой чертовщины.

ТАКТИКА ГРУППОВОГО ОПЕРАТИВНОГО ПОИСКА И ШТУРМА

Вышеописанная тактическая методика ведения бое­ вых действий малыми группами в населенных пунктах с последующей их зачисткой применялась в борьбе с бандеровцами в Западной Украине и при ликвидации уголовных бандгруппировок по всему СССР в после­ военные годы. Аналогичные способы применяются и в наше время при поиске и обезвреживании особо опас­ ных вооруженных преступников и в борьбе с террори­ стами.

В практике оперативного поиска затаившегося спец­ контингента проникновение в подвалы и чердаки — очень скверные и, пожалуй, самые опасные моменты. В гражданской обстановке не кинешь гранату в каждый погреб и каждый подвал. Трудность в том, что чердач­ ные и подвальные входы освещены и сотрудник, прони­ кающий на чердак или в подвал, представляет собой четкую и удобную для скрывающегося противника цель. Глаза проникающего вынуждены привыкать к темноте. В таком случае, по возможности, завешивают­ ся источники света — обычно окна на лестничных клет­ ках. В подвальный или чердачный люки направляются

495

фонари, лучами которых исследуется возможно боль­ шее по площади пространство по сторонам от люка со стороны противника. Делать все это надо быстро и стоя сбоку от люка. Предварительное освещение дает воз­ можность сориентироваться на первых порах даже в темноте и в какой-то степени слепит противника, не позволяя ему стрелять прицельно. Аккомодация (при­ выкание зрения к темноте) при выключении света насту­ пает в одинаковой степени и у штурмующих и у осаж­ денных, что лишает последних преимущества. Очень хо­ роший физиологический прием проникновения с осве­ щенного места в темноту — с одним плотно закрытым глазом, который должен быть прикрыт секунд за 30 до проникновения — заранее адаптирован к темноте. Даже освещенное место изучайте осторожно, приучайтесь мгновенно реагировать на все, что возникает на перифе­ рии светового пятна.

При этом будьте готовы уклониться от встречного огня, отфутболить назад или отбросить в сторону выб­ рошенную навстречу гранату — должно быть опреде­ лено место, где никто не должен находиться (напри­ мер, на лестничной площадке этажом ниже). Поиско­ во-оперативные действия начинаются, когда свет пога­ шен. В любом случае, одновременно с выключением света

производятся мощные отвлекающие действия в другом месте: например, ломают крышу или доски пола, стре­ ляют, сбрасывают вниз что-то мягкое — пусть оно «простучит» при падении и спровоцирует огонь на себя. Характер отвлекающих действий зависит от кон­ кретных обстоятельств события и уровня тактического мышления бойцов и командиров. В практике известны случаи, когда для отвлечения внимания разыскивае­ мых за их спины забрасывали вместо толовой шашки кусок мыла со вставленными в него капсюль-детонато­ ром с зажженным огнепроводным шнуром — у осаж­ денных это вызывало шок. Иногда бросали выкручен­ ный из гранаты запал УЗРГ без кольца. Были и другие варианты.

496

Глубокие люки, колодцы и лазы можно исследовать «кошками», шестами и острыми щупами. Ко всем этим инструментам можно привязывать включенные фонари.

При проведении оперативно-поисковых мероприя­ тий в городе Д. оперативники МГБ после того, как про­ светили повальный люк фонарями, выключив свет, спу­ стили вниз по лестнице тумбочку, завернутую в шинель. Непонятный мягкий стук озадачил бандеровцев, один из них выстрелил по ней и этим обнаружился. Выясни­ лось, что в подвале все-таки кто-то есть. Оставшийся после штурма в живых бандеровец на допросе показал, что лично его на несколько секунд озадачила мгновенно наступившая тьма и мягкий стук чего-то, спускающего­ ся по лестнице. Эти несколько секунд были за МГБ — один из оперативников мягко спрыгнул на присмотрен­ ное ранее место, сделал несколько отвлекающих выстре­ лов и откатился в сторону. Осажденных, открывших огонь уже по пустому месту, расстреляли по вспышкам выстрелов. В другом случае после выключения света в подвал бросили ведро с водой, а второе швырнули кудато в глубь подвального пространства. Отвлекающий эф­ фект превзошел все ожидания. В том же городе Д. опе­ ративники МГБ обследовали подвалы и чердаки при помощи сильного немецкого трофейного фонаря, при­ вязанного к траншейному перископу. Способ оказался остроумным и необычайно эффективным. Обнаружен­ ных бандеровцев заливали в лицо сильной струей из пожарного брандспойта — отстреливаться после этого не пытался уже никто. В этом же городе офицерами МГБ путем умного, тихого опроса детей и старух (пре­ красный неофициальный источник оперативной инфор­ мации — дети не умеют врать, а старухи невероятно наблюдательны) было установлено, что искомая бандгруппа скрывается, переходя с чердака на чердак. Про­ никновение на чердаки было организовано тоже очень остроумно — окна лестничной клетки верхнего этажа, освещавшие вход на чердак, завешивались плащ-палат­ ками, при потушенных фонарях в чердачный люк про-

497

совывалось чучело, изготовленное из трех шинелей, на­ тянутых в рукава одна в другую, и из двух солдатских шапок вместо головы. Затем включался фонарь на пе­ рископе. Во избежание выхода бандгруппы на крышу, последняя контролировалась автоматчиками. При дос­ мотре очередного чердака ловушка сработала — по чу­ челу начали стрелять из темного угла. Сброшенную вниз гранату немецкого образца отразили фанерным листом, она скатилась на лестничную площадку, где никого не было, и взорвалась там, не причинив осажда­ ющим никакого вреда. Одновременно с началом стрель­ бы штурмовая группа мгновенно проникла через чер­ дачное окно на чердак и развернулась там. Дальше было дело техники.

При аналогичных мероприятиях в городе Т. опера­ тивники вкатили в полуподвал большую немецкую же­ лезную бочку из-под керосина и далее действовали под ее прикрытием.

Заложников брали во все времена. Но старые инст­ рукции дореволюционного сталинского времени пред­ писывали уничтожать делавших это на месте, не вступая в переговоры. Обычно это исполняли снайперы, призо­ вые стрелки, иногда штурмовые группы. Офицеры спе­ циально тренировались стрелять левой рукой из писто­ лета сбоку и сверху — так легче было достать террори­ ста, укрывавшегося за спиной заложника (см. раздел «Тактика боя в толпе», с. 539). Решения по таким вопро­ сам принимались на уровне первого имеющего оружие военнослужащего, оказавшегося на месте происшествия. Поэтому и случаи такие были редкостью (за исключени­ ем Западной Украины).

Специализированные группы захвата и спецсредства «Заря» и «Черемуха», другие различные спецсредства проникновения появились сравнительно недавно, и даже сейчас по неписаному закону подлости их не ока­ зывается под рукой в нужное время в нужном месте. К тому же на спецсредства твердой надежды нет — оказы­ вается, что «Черемуха» практически не действует на

498

людей, находящихся даже в средней степени опьянения. Преступники спасаются от едкого дыма, укрывая лицо полотенцем, смоченным собственной мочой, и дышат через это полотенце. Преступники укрепляют оконные проемы панцирными сетками от кроватей, препятствуя забросу гранат «Заря» и патронов с «Черемухой». Во многих случаях «Черемуха» неприменима вообще — в больших многоэтажных домах, вблизи медицинских и детских учреждений, школ и т. д. Наличие в одном по­ мещении с преступниками мирных граждан (не обяза­ тельно заложников) также исключает применение «Че­ ремухи», гранат «Заря» и ручных гранат вообще, а так­ же служебных собак.

Неоднократны случаи, когда всего этого нет рядом, а действовать нужно здесь и сейчас. Воевать в таких усло­ виях приходится дедовскими методами, старыми, но верными, которые применялись еще до революции и кое-где вплоть до 70-х годов. При этом используется остроумный, но, к сожалению, забытый прием — по­ жарный брандспойт. С преступниками, находящимися в помещении, ведутся переговоры с целью отвлечь их вни­ мание от окон. Служивые сильно бьют в дверь, как та­ раном, бревном на двух длинных ручках, находясь по бокам от двери (старый дореволюционный жандармс­ кий способ). Если бандиты и стреляют через дверь, то попадают по бревну, не причиняя никому вреда. В это время опытный ствольщик, поднятый по пожарной выдвижной лестнице, прикрытый листом толстого же­ леза, направляет мощную струю воды в помещение с преступниками, стараясь по возможности попасть в лицо или по оружию. Сильная струя воды разбивала оконные стекла, ослепляла и ошеломляла всех, находя­ щихся внутри. О прицельной стрельбе не могло быть и речи. С другой стороны улицы, обычно с чердака, ствольщика подстраховывал снайпер. Когда-то они были в каждом РО НКВД. Как только начинала идти вода и внимание осажденных переключалось на нее, осаждающие последним сильным ударом выбивали

499