Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Приемы стрельбы из пистолета

.pdf
Скачиваний:
507
Добавлен:
09.02.2015
Размер:
5.4 Mб
Скачать

«прижавшись» к нему поближе, чтобы не попасть в по­ лосу огня. Если же в преследуемой машине выбивается заднее стекло или открывается (поднимается) задняя дверь, это означает, что противник собрался стрелять. В зависимости от обстоятельств, преследователям тоже приходится открывать огонь, но выбивать ветровое стекло собственного автомобиля долго и невыгодно — встречный ветер не даст стрелять прицельно. Поэтому, чтобы обеспечить себе необходимый сектор обстрела, автомобиль приходится вести зигзагом, переводя его с одной полосы движения на другую, стреляя поперемен­ но с правой стороны автомобиля и с левой.

Особо в таких случаях СМЕРШ в свое время не цере­ монился, преследуемую машину плотным огнем превра­ щали в решето. Или расстреливали в клочья скаты — при необходимости остановить транспорт и взять когото живым.

Когда преследуемый автомобиль останавливался, вели предупредительно-заградительный огонь в землю перед дверцами машины. Фонтанчики вздыбленной земли и визг рикошетирующих пуль оказывает сильное давление на психику. Это делается для того, чтобы на­ ходящиеся в машине не вздумали разбегаться в разные стороны. Когда они выполнили команду: «Выбросить оружие! Выходить из машины по одному! Лечь на зем­ лю лицом вниз!», необходимо проверить: не осталось ли кого-нибудь в салоне или в багажнике. Открывая ба­ гажник или досматривая салон, подходите к машине, чтобы она оставалась от вас с левой стороны, чтобы удобнее было стрелять с правой руки.

При пешем преследовании противника, успевшего покинуть автомобиль и убегающего по пересеченной местности, преследователям необходимо держаться на расстоянии 15—20 м друг от друга, двигаясь уступом, ни в коем случае на одной линии, чтобы не представ­ лять групповую мишень (одной очереди хватит на всех). К загнанному и занявшему позицию противнику при­ ближаться как в «маятнике», зигзагом, «закручивая»

550

поле событий по часовой стрелке. Кто-то из преследую­ щей группы плотным огнем прижимает противника к земле, не давая ему поднять голову. Держать противни­ ка за укрытием лучше всего обстреливая его с двух то­ чек, отстоящих друг от друга хотя бы метров на двад­ цать — это сократит «мертвую», непростреливаемую зону за укрытием и лишит противника свободы манев­ ра. Так же следует поступать, когда противник заскочил в какое-либо строение и укрылся там. «Зажатому» про­ тивнику предлагают сдаться. Если нет — поступают по обстановке.

Оборудование блок-постов

Автор не может еще раз не упомянуть об одних и тех же ошибках, допускаемых служивым людом на блок-постах из года в год. Многим это стоило жизни. Несущие службу не должны отходить друг от друга далеко, но ближе 3—4 м сходиться нежелательно. Враг номер один — рутина и однообразие. Как правило, после длительного однообразного дежурства личный состав теряет бдительность: собравшись вместе, курят, травят анекдоты, представляя собой отличную группо­ вую цель. Подъехавший противник одной очередью из автомата или одной гранатой уничтожает такую груп­ пу, подбирает оружие убитых и безнаказанно скрыва­ ется. Гибнут при таких обстоятельствах и сотрудники ГАИ, и солдаты внутренних войск, и оперативники спецслужб. Враг номер два — усталость. Она приходит с лучами восходящего солнца, когда кажется, что са­ мое опасное время уже позади, через час-два сдавать дежурство. Предрассветные часы — излюбленное вре­ мя диверсантов, «волчий час», когда теряется бдитель­ ность. Будьте готовы ко всему. Вы не знаете, кто едет по дороге. Недоверие — ваш рабочий инструмент. Ваше благодушие может обернуться смертью. При не­ сении службы на блок-посту расслабляться нельзя.

551

Настораживать должна каждая мелочь. Вроде бы слу­ чайное скопление гражданского населения на террито­ рии поста — почему? Внезапно прервалась связь — почему? Погас свет — это уже первый сигнал «к бою». Варианты внезапного нападения бесконечны, враг не дремлет, ум его коварен и изобретателен.

На постах приходится проверять не только транс­ порт, но и людей. Типичной ошибкой проверяющего документы (к сожалению, тоже без конца повторяющей­ ся) является подход к проверяемому с левой от проверя­ емого стороны. Подозреваемый по требованию прове­ ряющего, якобы извлекая документы правой рукой из внутреннего нагрудного кармана, где обычно население носит документы, производит выстрел из пистолета че­ рез одежду (фото 260). Никогда не стойте с левой сторо­ ны от проверяемого и не давайте ему поворачиваться к вам левым боком. Стоя справа от проверяемого на рас­ стоянии метр-полтора, вы будете иметь возможность своевременно заметить его попытку достать оружие из кармана и предотвратить нападение приемом рукопаш­ ного боя или другим способом (фото 261).

Если при вас длинноствольный автомат, носите его справа на длинном ремне, переброшенном на левое пле­ чо через голову (фото 262).

Длина ремня выбирается такой, чтобы автомат мож­ но было свободно приложить к плечу с натянутым рем­ нем, на который приходится тяжесть оружия (фото 263). При стрельбе с ремнем, натянутым таким образом, ус­ тойчивость оружия увеличивается и улучшается каче­ ство стрельбы стоя на дальние дистанции.

Такой способ ношения оружия удобен тем, что руки свободны для проверки документов и других действий, такое оружие тяжелее отобрать силой (бывало и такое) или снять с убитого (такое тоже бывало).

Блок-пост всегда бывает местом притяжения местно­ го населения по разным причинам. Очень часто населе­ ние ожидает попутного транспорта вблизи блок-поста, как в наиболее безопасном в криминальном отношении

552

Фото 260

Фото 261

553

Фото 262

Фото 263

554

месте. Но в любом случае в служебные помещения нельзя допускать никого из посторонних. Для укрытия населения от дождя оборудуется навес или утепленная будка (вблизи поста, но не на его территории). Для про­ верки документов устанавливается особый навес с теле­ фоном. Бойцы дежурного наряда, останавливающие транспорт и проверяющие документы, должны нахо­ диться в прямой видимости друг от друга и визуально друг друга контролировать. Расслабляться нельзя ни на секунду. На блок-постах обстановка может взорваться неожиданно, с трагическими последствиями — так по­ казывает практика. Само служебное помещение должно быть максимально укреплено во избежание внезапного захвата. Знающие командиры не жалеют сил, средств и времени на превращение блок-поста в небольшую кре­ пость. В любом варианте развития событий блок-пост должен служить для своих опорным пунктом. На рас­ стоянии 50—60 м от блок-поста устанавливается укреп­ ленная и утепленная пулеметная огневая позиция с круг­ лосуточным дежурством, связью и прожектором. Пози­ ция этой огневой точки выбирается с возможностью для кругового обстрела и так, чтобы с дороги до нее нельзя было добросить гранату. С позиции пулеметной точки должно хорошо просматриваться все, что происходит на посту проверки документов. При внезапном ослож­ нении обстановки огневую поддержку со стороны этой дополнительной внешней огневой точки трудно пере­ оценить. В ночное время на тактически опасных направ­ лениях можно скрытно выставлять секрет-посты, дисло­ кация которых не должна быть постоянной, во избежа­ ние минирования противником и попыток захвата бой­ цов при их выдвижении на такие посты. Лучше, если позиции секрет-постов будут находиться в пределах сво­ его минного поля или прикрыты противопехотными минами. Наличие вышки на посту трудно переоценить, но она должна быть завешена со всех сторон маскиро­ вочной сетью, затрудняющей работу вражеского снай­ пера, и по возможности укреплена хотя бы с двух, наи-

555

более опасных сторон железными листами. На самом блок-посту работу бойцов, проверяющих транспорт, должен подстраховывать сотрудник, надежно защищен­ ный от вышеописанного коварного необъявленного на­ падения «мирных» жителей. По опыту прошлых войн будет лучше, если эта боевая единица будет находиться за плотным ограждением из колючей проволоки, имея при этом в качестве укрытия на случай стрельбы бетон­ ный блок, кирпичную кладку и прочее, что удастся со­ орудить в реальности.

Примерное обустройство стационарного блок-поста представлено на схеме 64. Примерно так они устанавли­ вались во время Великой Отечественной войны в при­ фронтовой полосе областей Западной Украины, При­ балтики, Польши и Венгрии. Большей частью это были стационарные немецкие блок-посты (а немцы знали в этом толк), оборудованные еще гитлеровской фельджандармерией и в таком виде перешедшие в ведение СМЕРШа и комендантских служб Красной Армии.

Два блок-поста, расположенные в 400—500 м друг от друга и поддерживающие друг друга минометно-пуле- метным огнем, при наличии устойчивой связи, резко повышают общую боевую живучесть и обеспечивают стопроцентную эффективность фильтрации — если транспорт прорвался через один пост, его уничтожат или задержат на втором.

Если блок-пост расположен на окраине города, то прорвавшийся через него транспорт лучше встретить и заблокировать в городе. Гонки в населенных пунктах лучше не устраивать: они чреваты дорожно-транспорт­ ными происшествиями и жертвами среди непричаст­ ных.

Фортификационное обустройство блок-поста не обя­ зательно должно соответствовать представленному на схеме 64. Конкретный пост обустраивается и укрепляет­ ся в соответствии с реальными условиями на месте, со спецификой боевых действий, рельефом местности и строительными материалами. Но в любом случае блок-

556

Схема 64. Примерное обустройство фильтрационного блок­ поста

пост на автомобильной дороге должен быть оборудо­ ван предупреждающими дорожными знаками и крас­ ным светом ночью во избежание дорожно-транспорт­ ных происшествий.

Во избежание подстрела снайперами освещайте пост по периметру прожекторами наружу и ни в коем случае не допускайте освещенных мест на территории самого поста. Ночью за постом всегда идет наблюдение со сто­ роны противника, и тот, кто вышел на освещенное мес­ то, рискует стать живой мишенью.

Криминалистическая обоснованность юридической «отмазки» применения огнестрельного оружия на блок-постах

Критерием оценки оперативной деятельности во вре­ мя войны была только результативность работы. «Ро-

557

мантики» вольного оперативного поиска и свободной охоты на человека после войны натолкнулись на конт­ роль со стороны прокуратуры и на необходимость со­ блюдать социалистическую законность, о которой «ше­ стимесячные» курсанты СМЕРШа имели весьма смут­ ное понятие.

Психокинестетик при нападении подходит к сотруд­ нику или военнослужащему, работающему на фильтра­ ционном посту, притворяясь несмысленышем, — он де­ лает это сознательно, ибо ему так подсказывает прими­ тивный, но верный инстинкт. Он подходит к сотрудни­ ку на близкую и выгодную для нападения дистанцию молча — он просто подходит невзирая на предупреди­ тельные окрики. Противник уверен (и не без основа­ ния), что сотрудник не будет применять оружие, ибо это запрещено законом без видимого проявления опасности.

А на расстоянии вытянутой руки будет уже поздно — в ход коварно идут ножи, кастеты и т. д. Дальнейший исход такого события сомнителен. До недавнего време­ ни бывало, что служивые так и не успевали достать пи­ столет откуда-то из-под кителя и оказывались с проби­ той головой или выпущенными кишками. Их пистолет

втаком случае доставал нападающий и уносил с собой.

Вобстановке чрезвычайных обстоятельств в горячих точках реакцией сотрудника на такое приближение, чре­ ватое нападением, должно быть жесткое и грубое пресе­ чение. При невыполнении команды «Стоять! Не дви­ гаться!» милиционер может применить дубинку — она для того ему и выдана. Военнослужащий может хоро­ шенько двинуть ослушника прикладом или сапогом. Но сразу же после этого надо отскочить и мгновенно при­ вести оружие в состояние «к бою».

Жесткое пресечение провоцирует кинестетика на от­ крытый конфликт, сразу возникает момент истины, об­ нажающий намерения противника, когда он начинает действовать физически. Если он достает оружие, вам с легкой совестью можно применить свое, не дожидаясь, пока он что-то окончательно извлечет. К тому моменту,

558

когда противник извлечет на свет Божий нож или пис­ толет, он уже должен лежать застреленным.

ВЗападной Украине, Прибалтике, Польше и занятых областях Германии во время войны и сразу после нее дежурными нарядами блок-постов при невыполнении команд и подозрительных действиях оружие применя­ лось на поражение сразу, без лишних предупреждений,

исреди местного населения «несмысленышей» мгновен­ но не стало — все сразу начали понимать. Нападений на блок-посты было очень мало.

В1946 году такую стрельбу запретили, но проверки на дорогах продолжались еще долго. Поэтому для недо­ пущения внезапного нападения при «невинном» при­ ближении «клиента» сотрудник СМЕРШа или МГБ де­ лал резкий «подскок» (приставным шагом) навстречу подозреваемому и сбоку от него и, захватив его правую руку за локоть, резко вздергивал ее верх (попробуйте это на ком-нибудь, это получается очень легко), при этом очень часто в вздернутой руке противника оказы­ вался нож, кастет или пистолет, выдернутый из карма­ на. И при этой же вздернутой вверх руке противника со­ трудник по необходимости стрелял ему по корпусу в район груди. При опущенной руке пулевые пробоины на одежде и на теле не совпадали. Криминалисты давали заключение — выстрел был сделан на поднятую руку при нападении на сотрудника. Больше вопросов у проку­ ратуры не было.

После войны в условиях борьбы с массовым банди­ тизмом вышеозначенный прием очень многим опера­ тивникам УГРО и НКВД спас жизнь и репутацию. Не секрет, что в некоторых случаях преступникам, застре­ ленным таким «правильным» методом, ножи, кастеты и пистолеты вкладывались в руку уже потом. Автор отри­ цательно относится к такому моменту и приводит его в качестве негативного примера. То, что годится на вой­ не, неприемлемо в мирное время, хотя бы потому, что в мирной, спокойной обстановке дотошный следователь прокуратуры (а там работают только дотошные люди)

559