Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Приемы стрельбы из пистолета

.pdf
Скачиваний:
507
Добавлен:
09.02.2015
Размер:
5.4 Mб
Скачать

дверь (или отстреливали замок) и врывались внутрь, поставив бревно-таран на попа и прикрываясь им.

Если пожарной техники под рукой не было, внимание осажденных отвлекалось другими способами — криками, разбиванием стекол и т. д. В темное время суток в окна помещения, подлежащего захвату, внезапно направлялся свет автомобильных фар. Штурмовая группа врывалась через секунду после начала момента отвлечения. Для ме­ стного отвлечения внимания противника в распахнутую дверь, обязательно в сторону, а не прямо, вбрасывается любой объемный предмет — ватник, шинель, пальто и т. д. Первый из штурмующих прорывается в распахну­ тую дверь пригнувшись, в нижнем уровне, в сторону, противоположную той, куда был брошен отвлекающий предмет. Далее он обеспечивает проникновение основ­ ной группы или действует по обстановке.

Еще в шестидесятые годы применялся так называе­ мый штурмовой способ «тараном» для работы в лаби­ ринте незнакомой коммунальной квартиры или другого помещения с узкими коридорами и множеством дверей, ведущих в разные стороны. Способ заключается в том, что во главе штурмовой группы продвигаются один-два бойца в тяжелых пластинчатых бронежилетах (такой бронежилет времен Великой Отечественной войны, на­ детый поверх двух ватников, удерживает «в упор» даже винтовочную пулю). Бойцы в бронежилетах постоянно контролируют обстановку впереди движения группы, вовремя могут сориентироваться в ее изменениях и по­ давить огнем возникшее сопротивление противника. Идущие за их спинами бойцы группы поочередно — первые номера налево, вторые направо — прорываются в двери боковых помещений и разворачиваются там. Если так не делать, а оказавшимся во главе группы все время уходить в боковые двери вправо-влево, то бой­ цам, внезапно оказавшимся в авангарде, приходится тратить какое-то время, чтобы сориентироваться в об­ становке впереди по ходу наступления и тут же штурмо­ вать боковую дверь, подставив под неизвестность това-

500

рища, идущего сзади. Это затягивает время штурма и увеличивает потери.

Все приготовления к штурму нужно закончить в про­ цессе переговора с преступниками, причем сделать это быстро и скрытно. Во время штурма дорога каждая се­ кунда. Захват объекта, особенно того, на котором нахо­ дятся заложники, должен проводиться максимально быстро, ошеломляющим натиском, не обращая внима­ ния на потери или успехи — свои или чужие.

Каждый боец штурмовой бригады должен проявлять непреклонность. Ни шагу назад! Назад дороги нет. Только вперед! Натиск — огнем. Это оказывает на про­ тивника деморализующее действие.

Боевыми инструкциями, утвержденными и подписан­ ными лично Л. Берией, запрещалось не то что отступать во время штурма, но даже останавливаться на месте,

невзирая ни на какие возникшие обстоятельства. Это были мудрые инструкции, написанные кровью.

Штурм должен получиться с первой попытки! При неудавшемся штурме второй заход будет малоэффекти­ вен. У противника появляется возможность проанализи­ ровать обстановку и перегруппироваться. Опыт показы­ вает, что второй раз в атаку будет подняться тяжелее. Потери личного состава во время повторного штурма будут больше. Неудача отразится на судьбе заложни­ ков, своих же раненых товарищей, оставшихся на заня­ том противником объекте.

Поэтому старые приказы времен Л. Берии запреща­ ли давать команду «отбой атаки» во время штурма, как бы ни поворачивались события. При таких измене­ ниях обстановки виноватым делали того, кто плохо провел предварительную разведку обстоятельств. Во время подготовки к штурму и во время самого штурма в специальном журнале ведения боевых действий фик­ сировались все команды и кто их подавал. Для этого назначался специальный офицер-особист. В случае не­ удачи этот материал фигурировал при служебных рас­ следованиях.

501

Специальным приказом Л. Берии регламентирова­ лось, что от начала операции и до ее завершения коман­ дует один человек, имеющий дублера-заместителя для подстраховки на всякий случай. Во избежание «разно­ боя» и подачи противоречивых команд, шокирующих подчиненных, в действия этого одного человека, коман­ дующего операцией, запрещалось вмешиваться кому бы то ни было, невзирая на чины и ранги. Этим одним че­ ловеком, командующим непосредственно на месте собы­ тия, определялся ход этого события, и по его командам работали все — группы захвата, группы прикрытия, снайперы и т. д. Высокопоставленному начальству зап­ рещалось даже присутствовать на месте событий — оно должно было быть в курсе дела, находиться во втором эшелоне, обеспечивать связь, материально-боевое снаб­ жение всего происходящего и проводить специальные мероприятия вокруг места происшествия (оцепление, фильтрация и т. д.). За проведение операции отвечал головой один человек, который ею руководил непосред­ ственно на месте.

В случае успеха он никак не поощрялся, в случае не­ удачи шел под трибунал или пускал себе пулю в висок. Времена были такие.

Стоит ли говорить, что при таком подходе все дела­ лось быстро, скрытно и безошибочно.

Вышеописанными способами во времена НКВД бра­ ли и диверсионные группы, и резидентурные точки, и бандформирования политического направления, и обыч­ ных уголовников.

Практика оперативного обсуждения

Боевые действия в городе являются самыми сложны­ ми в тактическом отношении. В настоящей методичес­ кой разработке приведены основные принципы ведения оперативных огневых контактов в населенных пунктах. Различных вариантов в реальной действительности не-

502

измеримо больше. Различна местность, застроенная планировка и связанные с этим лабиринты. Каждое бо­ евое событие имеет свою специфику и различное число участников с обеих сторон. Различно также и матери­ ально-боевое обеспечение: от самых современных спец­ средств до «вообще без ничего» — так бывает сплошь и рядом. Поэтому уличный бой, зачистка и захват не по­ хожи друг на друга и являют собой сплошной нестан­ дарт, круто замешанный на неожиданностях. На объек­ те, подлежащем захвату, бойцов штурмовой группы все­ гда ожидает неизвестность. Это понятие надо уважать. Оперативный поиск, штурм и захват происходят сооб­ разно конкретным обстоятельствам и поэтому не вписы­ ваются в рамки кабинетных инструкций, приказов, нор­ мативных актов и т. д. Шаблонам в таких мероприятиях не место — шаблоны приносят смерть.

Во избежание ненужных потерь и возможных ляпсу­ сов разведка объекта, подлежащего захвату, должна быть проведена тщательно. В военное время это делается аген­ турной разведкой и непосредственно на месте ударноштурмовой группой, в мирное время — это забота на­ чальства, располагающего необходимым людским аппа­ ратом и техническими средствами. Но в любом случае, независимо от рекомендаций руководства, конкретные решения по ходу событий принимаются коллективно штурмовой группой, бойцами, которым непосредственно придется работать на объекте, подлежащем захвату.

Поэтому командир штурмовой группы перед атакой организует так называемое оперативное обсуждение, на котором ставит группе задачу и отрабатывает с подчи­ ненными возможные варианты подхода к объекту, про­ никновения и действия в лабиринте чужого помещения и т. д. Каждый, независимо от звания и должности, выс­ казывает свое мнение о тактических методах и военных хитростях, которые можно применить, вариантах дей­ ствий при внезапно осложнившей обстановке, предпо­ лагает, какие ловушки, препятствия и сюрпризы могут подстерегать атакующих. Каждый может быть прав по-

503

своему. Но конкретные решения по конкретным боевым моментам, обязательные для всех членов группы, опре­ деляются мыслью, которая вдруг понравилась всем при­ сутствующим, невзирая на то, кто ее высказал. Пусть эта мысль и не самая правильная, но она сразу стала понятной всем и врезалась в сознание всех она стала коллективной мыслью. Поэтому при возникновении именно такого оперативного момента или ситуации все будут действовать без команды, сразу «все вдруг», четко и слаженно. Таких основных моментов командир выде­ ляет 5—6, не более, чтобы бойцы не забыли их и могли удержать в памяти на уровне рефлексов. После чего примерные действия каждого бойца оговариваются за­ ранее. При оперативном обсуждении обязательно нали­ чие точной план-карты объекта захвата на бумаге для наглядности, причем неважно, насколько красиво она будет нарисована. Само оперативное обсуждение долж­ но проходить не более 5 минут во избежание ненужной говорильни и вызванного ею разнобоя.

Запрограммированные на тренировках бойцы штур­ мовой группы ведут себя в чужом здании нахально и нагло, на предельно высоких скоростях, осуществляя уп­ реждающий натиск огнем по всем возникающим целям, постоянно работая на меняющихся тактических приемах, что позволяет им выигрывать секунды и доли секунд и не попадать под чужой огонь. В поисково-штурмовых ме­ роприятиях общее управление затруднено из-за непрямой видимости, неочевидности и быстрой смены обстановки. Знающий командир всегда уверен в своих бойцах, и он им доверяет. Каждый из них действует автономно сам и слаженно со всеми. Каждый видит общую картину боя и работает по целям, которые целесообразнее для него, ориентируясь на то, что может сделать сосед и вся группа в целом или часть группы, близкая к нему. Каждый опре­ деляет момент своей необходимости в моменте необходи­ мости группы и находит свой маневр без команды. При действиях в составе малой группы каждый делает то, что удобнее и целесообразнее для него в данный момент, вы-

504

бирая задачу перед собой, но обязательно ориентируясь боковым зрением на то, что делается справа и слева, и то, что делает общий основной «кулак» группы. Каждый должен чувствовать обстановку так же, как и командир группы, и каждый должен принимать командирские ре­ шения для своего конкретного участка боя. Каждый дол­ жен уметь делать свое дело без команды, быть способ­ ным мгновенно реагировать на бесконечные изменения обстановки и взять на себя функции выбывающих из строя товарищей.

Сам же командир малой маневренной группы дей­ ствует как боевая единица, вмешиваясь в работу подчи­ ненных только при необходимости изменения маневра всей группы. Для этого еще с начала столетия применя­ ется сигнал «Харэ!». Трудно сказать, у кого он позаим­ ствован, но это звукосочетание слышно отчетливо даже во время стрельбы. После подачи этого сигнала следует команда по ходу обстановки.

При уличных боях, зачистке, оперативном поиске и штурме малое спаянное и тренированное подразделение может и обязано действовать как единый организм. Обстановка боя «схватывается» боковым зрением всеми бойцами и оценивается мгновенно. Она должна вызы­ вать общую тактическую реакцию всего тренированно­ го подразделения и каждого бойца на его участке даже без команды в случае гибели командира. Тренирован­ ные бойцы не только понимают, но и ощущают друг друга. В спаянном тренированном подразделении по­ стоянного состава инстинктивно возникают общие мыс­ ли, общие оценки, общие выводы и мгновенно, без слов и команд, принимаются единственно верные общие ре­ шения. Более того, в таком коллективе, где всех объеди­ няет общая опасность и общий уровень подготовленно­ сти, возникают общие групповые боевые рефлексы, что резко повышает боевую живучесть группы и ее наступа­ тельную эффективность.

Для того чтобы достичь такого уровня, отцам-ко­ мандирам необходимо в мирное и спокойное время по-

505

чаще натаскивать подчиненных на бой в развалинах, групповой оперативный поиск, различного рода захва­ ты и штурмы. Чудес не бывает. Более-менее слаженно и быстро группа начинает действовать только после 50— 70 учебных бросков-захватов разных по архитектуре объектов — чердаков, подвалов, неоконченных строек и т. д. Следует почаще устраивать учебные оперативные обсуждения, с какой стороны лучше и безопаснее подхо­ дить к конкретному объекту штурма, как поставить противника в невыгодные для него условия стрельбы, какие отвлекающие моменты задействовать, как про­ никнуть внутрь объекта и как действовать внутри. По­ чаще решайте такие задачи сами для себя. Пусть реше­ ние этих маленьких тактических задач будет вашим ма­ леньким хобби. Оно запрограммирует вас на принятие правильных тактических решений — в реальной боевой обстановке что-то внутри вас будет давать вам быстрые и единственно верные подсказки. При холостых прикид­ ках спрогнозируйте, что вы будете делать в тех или иных конкретных обстоятельствах и что сможет пред­ принять ваш противник (противники). Поиграйте в по­ иск в лабиринте; войдите в психическое состояние про­ тивника, за которым идет охота. Вам неожиданно от­ кроются тактические выходы из, казалось бы, безнадеж­ ных ситуаций. Противник еще никуда не «дернулся», а вы уже должны ощутить, где ваша пуля его встретит.

ПОМНИТЕ: каждое тактическое преимущество кратковременно и пропадает через секунду после его про­ явления. Но эта секунда будет за вами. Больше отрабо­ танных тактических моментов на тренировках — боль­ ше преимущества. Бесконечная вариация ваших такти­ ческих приемов сбивает с толку членов группы против­ ника, что позволит вам оставлять их в живых все меньше и меньше. Огневое столкновение будет прохо­ дить так, как хотите вы, а не они. На каждый продуман­ ный вами случай в подсознании откладывается доми­ нанта, при конкретной необходимости включающая тренированную реакцию. Бойцы спецподразделений во

506

все времена (и при Сталине, и сейчас) приучаются жить по системе такого внутреннего самообразования, выра­ батывая при этом боевые рефлексы.

Типовая тактика штурма объекта, занятого бандгруппой

Наличных сил никогда не бывает много. И поэтому любое боевое мероприятие во все времена требовало рационального тактического подхода — это избавляло от ненужных потерь и повышало результативность бое­ вого процесса. Во все времена в боях на взаимное унич­ тожение противоборствующие стороны предпочитали воздействовать силовым перевесом на слабые участки противника. И если таких участков у противника не было, их создавали искусственно (схема 55). Бои в насе­ ленных пунктах подтверждают это правило.

В городской застройке преобладают дома, имеющие на горизонтальном плане форму продолговатого парал­ лелепипеда. Тактический перевес наступающих строится на том, что в торцевых частях этого параллелепипеда ко­ личеств окон , потенциальных огневых точек, будет не­ сравненно меньше, чем на его фронтальных сторонах. Обычно на этаже такого здания в его торце находится от двух до четырех окон, составляющих максимально 20 бойниц, из которых по наступающим могут ввести огонь. Такое количество огневых точек может быть на­ дежно блокировано заградительным огнем группы при­ крытия — снайпером, пулеметчиком и одним-двумя автоматичиками.

Бойцы группы прикрытия ведут частый беглый огонь по всему мелькающему в окнах сообразно прин­ ципу заградительной стрельбы, желательно, но не обя­ зательно поразить цель, но обязательно заставить ее «шарахнуться» в сторону и этим не дать противнику выстрелить из окна прицельно! Профилактическая стрельба ведется даже тогда, когда в окне никого нет.

507

Схема 55. Наиболее часто применяемая тактика штурма объекта, захваченного бандгруппой в последовательности действий:

508

При этом надо выстрелить в правый от всех нижних углов окна. Почему? Потому, что блуждающий в поис­ ках огневой позиции противник скорее всего появится именно там. Этот угол окна представляет собой есте­ ственное и удобное для стрельбы укрытие, образован­ ное стеной слева и подоконником снизу (разумеется, если противник стреляет с правой руки и с правого пле­ ча). Поэтому даже необученный противник-кинестетик будет инстинктивно стараться занять для стрельбы именно эту позицию (схема 56). Задача автоматчиков прикрытия — почаще стрелять одиночными выстрелами по этим местам, отмеченным на схеме крестиком, если даже там никого нет. Задача снайпера — мгновенно уничтожать тех, кто пытается стрелять из глубины по­ мещения. Настоящий снайпер делает это довольно лег­ ко. Работая на торцевой части здания таким образом, можно малыми силами эффективно нейтрализовать тех, кто попытается препятствовать огнем продвижению к зданию группы захвата в секторе «А».

По обстановке стрелкам группы прикрытия можно распределить между собой этажи или отдельные окна для обстрела. Огнем группы прикрытия здание блоки­ руется с трех сторон, чем не допускается выход осажден­ ных наружу.

Схема 56. Ведение огня группой прикрытия. Наиболее типичное «прицельное» место:

1 — точка прицеливания

509