Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
11-17 ПРОГРАММА древнерусской литры.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
22.02.2015
Размер:
399.87 Кб
Скачать
  1. Проблема «отцов» и «детей» в «Повести о Горе и Злочастии».

Новые тенденции в демократической литературе XVII века. Истоки жанрового своеобразия «Повести о Горе и Злочастии». Сочувственное отношение к нарушителю общественной “домостроевской” морали в «Повести о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молотца в иноческий чин». Герой этой повести – человек “бунташной” эпохи. Связь “Повести” с фольклорными традициями. В чем состоит новаторский характер произведения?

Герой «Повести о Горе и Злочастии» – предтеча “маленького человека” русской классической литературы XIX века.

(23: 394- 398, 24: 202-203).

  1. Фаустовская тема в русской средневековой «Повести о Савве Грудцине».

Новый тип героя в этом произведении. Влияние на повесть религиозной легенды и волшебной сказки. Сюжетная функция беса. Бытовые реалии XVII века в «Повести».

Почему герои повестей «О Савве Грудцине» и «Горе-Злочастии» терпят жизненное поражение?

  1. Переводный рыцарский роман XVII века.

Причины возрастания читательского интереса к переводным произведениям. Смена эстетических при оритетов. Связь переводных произведений с традициями национального фольклора.

«Повесть о Бове-королевиче» - эволюция на русской почве от куртуазного романа к богатырской сказке. Дальнейшая фольклоризация произведения.

«Повесть о Брунцвике», чешском королевиче – книга странствий, рассказывающая о беспомощности человека перед природой.

«Повесть о Петре Златых Ключей» - куртуазный роман о любви рыцаря к даме, их верности и долгой разлуке. Образ рыцаря и дамы его сердца Магилены. Признауи отделения литературы от церковно-учительной идеологии.

«Повесть о Василии Златовласом, королевиче Чешской земли» - переработка по-видимому, русским книжником сказочного сюжета о разборчивой невесте. Объединение в ней фольклорных и авантюрных элементов. Бытовая стихия в стиле повести.

Роль переводных рыцарских романов в развитии отечественной литературы.

  1. «Повесть о Фроле Скобееве» как опыт «плутовского романа».

«Повесть о Фроле Скобееве» - оригинальное произведение переходной исторической эпохи. Новые герои «Повесть», рожденные меняющимися историческими условиями. Связь с традициями «средневекового историзма» и новаторство.

Контрастность композиции повести. Мастерство в передаче речевой характеристики героев.

(23: 405-407; 24: 206-207)

  1. Сатирическое изображение средневековых государственных институтов в повестях xviIв.

Причины широкого распространения в литературе XVII в. независимых от официальной письменности произведений сатирического толка. Основные объекты сатирических нападок. Связь этих памятников с фольклорной традицией и народной гравюрой (лубком).

«Повесть о Ерше Ершовиче» - пародия на «судное дело. Социально-историческая основа повести.

Обличение средневекового судопроизводства в «Повести о Шемякином суде».

«Служба кабаку» или «Праздник кабацких ярыжек» - в форме церковной службы обличение традиционной для России системы пополнения государственной казны через «царев кабак». Связь этого произведения с народной смеховой культурой.

Горький смех «мира навыворот» в «Сказании о роскошном житии и весели». Связь этого произведения с западноевропейской смеховой культурой Ренессанса и барокко: общее и особенное.

(23: 402-404, 415-417, 418-419,422-425; 24: 208-210)

  1. Сатирическое изображение недостойных служителей церкви и рационально-сатирическое отношение к некоторым сюжетам Священного писания в повестях XVII в.

Смелая антитеза: безымянный Бражник и пребывающие в раю апостолы Петр и Павел, библейские цари Давид и Соломон, святитель Николай - в «Повести о бражнике».

Антиклерикальная заостренность «Сказания о куре и лисице».Сатирическое искажение традиционного христианского сюжета о раскаявшемся и спасенном грешнике. Лис – живое воплощение хитрости, лицемерия и ханжества. Связь этого произведения со средневековой европейской смеховой культурой.

Сатирическое изображение жизни монахов Троицкого Калязинского монастыря (на левом берегу Волги, против города Калязина) в пародийной «Калязинской челобитной».

Мытарства «ставленника» - выбранного из числа крестьян или посадских людей для «ставления» на церковную должность – в «Сказании о попе Савве».

Связь с традициями средневековой деловой письменности и фольклора.

(23: 417-418, 422-424; 24: 210-214)