Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Галяшина Е.И. Лингвистика vs экстремизма.doc
Скачиваний:
74
Добавлен:
15.03.2015
Размер:
1.23 Mб
Скачать

отмечено, что Государства-участники «объявляют караемым по закону пре- 23

ступлением всякое распространение идей, основанных на расовом превос-ходстве или ненависти, всякое подстрекательство к расовой дискримина-ции, а также все акты насилия или подстрекательства к таким актам, направ-ленным против любой расы или группы лиц другого цвета кожи или этничес-кого происхождения...».

Европейский суд по правам человека (Страсбург), к примеру, рассмот-рев связь между правом на свободу слова и обязательствами государства,вытекающими из указанной выше конвенции, в решении по делу Йерсилдпротив Дании посчитал, что признание журналиста (взявшего телевизион-ное интервью у членов правоэкстремистской группы «Зеленые куртки») ви-новным в содействии распространению и пропаганде расистских взглядовпредставляет собой нарушение свободы выражения мнения в том ее виде, вкаком она пользуется защитой ст. 10 Европейской Конвенции о защите правчеловека и основных свобод (ЕКПЧ).

В то же время Европейский суд по правам человека последовательноотказывает в защите, предоставляемой свободой выражения мнений, на вы-ражение расистских взглядов, распространение листовок расистского содер-жания. Например, в деле Глиммервен и Хагенбек против Нидерландов(Glimmerveen & Hagenbeek v. Netherlands) жалоба была признана необосно-ванной и в соответствии со ст. 17 ЕКПЧ25 (злоупотребление правами и сво-бодами, гарантированными Конвенцией) объявлена неприемлемой. Однако,в деле Фельдек против Словакии (Feldek v. Slovakia) суд постановил, что сан-кции, которые были наложены на журналиста, припомнившего министру «фа-шистское прошлое», представляют собой нарушение ст. 10 ЕКПЧ, при этомсуд категорически заявил, что «не может согласиться с ограничительным тол-кованием слов "фашистское прошлое"». В постановлении разъяснено: «Этопонятие является широким, у того, кто его встречает в тексте, могут возник-нуть различные представления о его содержании и значении. Одно из зна-чений сводится к тому, что данное лицо участвовало в фашистской органи-зации, будучи ее членом, даже если его деятельность не была связана с про-пагандой фашистских идей».

Следует признать, что между правом на равенство и защиту от дискри-минации, с одной стороны, и правом на свободу выражения мнений, с дру-

Часть 2. Нормативно-правовая основа противодействия словесному экстремизму

25 Ст. 17 ЕКПЧ («Злоупотребление правами»): «Ничто в настоящей Конвенции не мо­жет толковаться как означающее, что какое-либо государство, группа лиц или какое- либо лицо имеет право заниматься какой-либо деятельностью или совершать какие- либо действия, направленные на уничтожение любых прав и свобод, изложенных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей степени, чем это предусмат­ривается в Конвенции».

ЛИНГВИСТИКА VS ЭКСТРЕМИЗМА

24 гой, которые сосуществуют в международной практике, в российском судо­производстве нет единого подхода.

Юрист Б.Н. Пантелеев совершенно правильно акцентирует внимание на трех блоках основных прав человека26.

  1. Права человека на основные свободы: свобода вероисповедания, сво­бода слова, свобода от пыток и свобода передвижения.

  2. Социальные права человека - право на развитие, труд, образование, здравоохранение.

  3. Коллективные права человека - право на мир, на национальное са­моопределение, на здоровую окружающую среду, на защиту от любых форм дискриминации.

Для соблюдения этих прав журналистскому сообществу необходимо предусмотреть и постоянно развивать профессиональную подготовку жур­налистов, кодекс профессиональной этики журналистов.

Мировые стандарты, не посягая на право СМИ на независимость и свобо­ду распространения информации, предлагают эффективные демократические механизмы для контроля за установлением и соблюдением правил политкор- ректности, плюрализма мнений и идей, поощрения духа терпимости в диалоге между разными культурами, обязывают журналистов выполнять свои функ­ции с осознанием ответственности перед обществом и гражданами.

Российское законодательство предусматривает также разнообразные способы борьбы со словесным экстремизмом (то есть таким деянием, кото­рое совершается на почве национальной, религиозной, этнической непри­язни в процессе речевой коммуникации) в словесной (текстовой) форме.

Во-первых, это возможность уголовного преследования с учетом диспо­зиции статьи 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистс­кой деятельности») и ст. 282 УК РФ27 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»).

Во-вторых, это применение Федерального закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности»28 и вынесение предупреждения с требовани­ем ликвидации средства массовой информации (при неоднократных нару­шениях) Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и его территориальными органами, в компетенцию которых входит контроль за соблюдением средствами массовой информа­ции ст.4 Закона «О СМИ».

26 Пантелеев Б.Н. Политкорректность как условие выживания // Татарский путь: пра­ва народа и политкорректность. - Казань: Магариф, 2003, с. 50-58.

27 Уголовный кодекс РФ в ред. Федерального закона РФ от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ.

28 Федеральный закон РФ «О противодействии экстремисткой деятельности» № 114- ФЗ от 25 июля 2002 г.