Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Интернет и российское общество

.pdf
Скачиваний:
21
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
2.06 Mб
Скачать

Интернет и наука: технологии глобализации и российская реальность

Т а б л и ц а

10

Отношение к отъезду за границу ученых, в разной мере включенных в

 

компьютерные коммуникации, %

 

Роль новейших коммуникационных технологий в отечественной науке

Для обоснованного ответа на поставленный вопрос необхо димо операционализировать понятие «радикальные изменения», чтобы можно было выявить соответствующие ему индикаторы, оце ниваемые на основе эмпирических данных. О радикальных измене ниях в научной деятельности можно говорить, когда изменяется ее организация, точнее — самоорганизация. В подобном случае сле довало бы ожидать формирования так называемых групп по интере сам [6, с. 36] и виртуальных коллективов (collaboratory), основан ных на сетевом общении и сотрудничестве [5; 1]. Этот процесс с не обходимостью должен проявить себя через перемену приоритетов научного общения и каналов получения информации. Однако эмпи рические данные показали, что в обследованных научных коллекти вах значимость научного общения и информационного обеспечения, осуществляемых через электронные сети, минимальны или во вся ком случае стоят на последнем месте. Так, среди приоритетов науч ного общения, выбирая три позиции из четырех, только 6% респон дентов упомянули компьютерное общение:

институтские коллеги с близкими интересами — 83%;

221

Елена Мирская

авторитетные отечественные специалисты — 62%; авторитетные зарубежные специалисты — 62%; «группа по интересам» в компьютерных сетях — 6%.

Это означает, что 94% ученых считают такой вид общения наи менее существенным. Данные о популярности каналов получения ин формации дают в принципе сходный результат: печатные издания — 88%, личное общение с коллегами — 60%, очные конференции и семинары — 50%, компьютерные телекоммуникации — 34%, т. е. для 66% ученых Интернет является наименее важным источником информации. Эти средние по всей выборке результаты интересно дополняются детализированным распределением приоритетов в под группах с различной сетевой активностью (табл. 11).

Здесь четко видна ожидавшаяся прямая зависимость между се тевой активностью ученых и их признанием Интернета как «не по следнего» по значимости источника информации. В группе К его оценили даже выше очных конференций и, по видимому, здесь он потеснил «священную корову» — печатные издания. Так, рейтинг печатных изданий тут заметно ниже, чем в группе N, хотя оценки информационной значимости личного общения с коллегами (65%) и очных конференций (54%) полностью совпадают. В целом модели предпочтений у всех, кроме группы О, сходные. Только группа О за метно замыкается в рамках формальных коммуникаций, что косвен но свидетельствует о дефиците научной информации, которая могла бы представлять интерес для других ученых.

Абсолютное большинство выявленных в последнем пилотаже корреляций между различными показателями профессиональной деятельности ученых и степенью их включенности в компьютерные телекоммуникации тоже не свидетельствует о радикальном воздей ствии последних. В российской науке они пока являются весьма цен ной, но все же только дополнительной коммуникационной техноло гией, которая, однако, оценивается учеными естественниками очень позитивно. По их мнению, она:

повышает эффективность деятельности ученых (84%, против 2%);

расширяет угол зрения исследователя (42%, против 0%); расширяет круг интересов ученого (34%, против 0%). Большинство пользователей (80%) отметили, что компьютер

ные телекоммуникации стали для них необходимой частью исследо вательской деятельности, а 60% сочли их значимость для своей ра боты высокой или очень высокой.

222

Интернет и наука: технологии глобализации и российская реальность

Т а б л и ц а 11

Рейтинг разных источников информации в группах с различной телекоммуникационной активностью, 1998 г., %

Здесь возникают одно предположение и один вопрос. Возмож но, не внося пока радикальных изменений в характер научного тру да, компьютерные телекоммуникации оказывают существенное влия ние на профессиональную успешность пользователей? Может быть, степень включенности ученого в компьютерные телекоммуникации определяет его профессиональное лицо? Во всяком случае, в пило таже 1995 г. было заметно, что некоторые респонденты завышали степень своего участия в компьютерных телекоммуникациях, по ви димому, считая это элементом профессионального престижа.

Эмпирические результаты 1998 г. показали, что степень участия

вкомпьютерных телекоммуникациях не определяет профессиональ ную успешность ученых, даже активно использующих сетевые тех нологии. Тем не менее определенные взаимосвязи между ними, не сомненно, имеются, причем общие закономерности, установленные

впредыдущем пилотаже, не изменились. Как и раньше, профессио нальная успешность явно коррелирует с активным использованием компьютерных телекоммуникаций: чем успешнее ученые, тем выше среди них доля пользователей. А обратная зависимость, как и рань ше, не наблюдается: максимально активные пользователи электрон ных коммуникаций отнюдь не являются наиболее успешными уче ными.

Так, если принять за показатель успешности наличие грантов (табл. 12), можно установить, что среди максимально успешных грантодержателей, располагающих одновременно и отечественны

223

Елена Мирская

Т а б л и ц а 12

Наличие грантов в корреляции с интенсивностью электронной переписки, 1998 г., %

Т а б л и ц а 13

Наличие грантов в корреляции со временем, затрачиваемым на компьютерные коммуникации, 1998 г., %

224

Интернет и наука: технологии глобализации и российская реальность

ми, и зарубежными грантами, компьютерные коммуникации (в виде электронной почты) используют 98%, причем более половины — с высокой частотой. Среди ученых, не имеющих грантов, и доля поль зователей, и интенсивность пользования минимальны.

Интересно, что обладатели зарубежных грантов пользуются ин тернациональной электронной почтой в меньшей степени, чем об ладатели отечественных грантов. Интегральный расход времени на все виды компьютерных телекоммуникаций у них тоже меньше (табл. 13). О чем это может свидетельствовать? Поскольку понят но и подтверждено эмпирически, что вовлеченность ученого в ме ждународное сотрудничество явно положительно коррелирует с ис пользованием им компьютерных телекоммуникаций, остается сде лать вывод, что исполнение зарубежных грантов отнюдь не всегда является актом международного сотрудничества и, соответствен но, результаты подобных исследований не всегда отвечают миро вому уровню.

Чтобы выявить «обратное» влияние, обусловленное воздейст вием компьютерных телекоммуникаций на профессиональную дея тельность ученых, объектом следует взять пять групп ученых (KO), обладающих различной степенью активности в этих комму никациях. Поскольку современные информационно коммуникацион ные технологии дают преимущества в научной работе, можно было ожидать, что более активные в сетевых коммуникациях ученые бу дут одновременно и более успешными. Однако по всем показателям профессиональной успешности, кроме одного, эта гипотеза не под твердилась. Так, корреляции между телекоммуникационной актив ностью ученых и их участием в международных грантах (табл. 14) показывают, что наиболее успешна не группа К, а L — с высокой, но не максимальной сетевой активностью.

Особенно показательны данные о профессиональной продуктив ности ученых, измеренной в количестве публикаций и докладов (табл. 15). По публикациям лучшую личную продуктивность пока зали ученые группы N, очень слабо использующей компьютерные телекоммуникации. На втором месте — группа М, на третьем — L, имеющая максимальную долю авторов, но, к сожалению, не самых продуктивных. Коммуникационный лидер группа К оказалась немно гим лучше группы О, вообще не пользующейся телекоммуникация ми. Нетрудно видеть, что в полной корреляции с мерой включенно сти в компьютерные телекоммуникации оказался единственный по казатель научной деятельности — количество докладов, сделанных

225

Елена Мирская

Т а б л и ц а 14

Корреляции между включенностью ученых в компьютерные телекоммуникации и участием в международных грантах, 1998 г., %

Т а б л и ц а

15

Профессиональная продуктивность ученых, в разной мере включенных в

 

компьютерные телекоммуникации, 1998 г.

 

Примечание. В таблице приведено среднее число статей (докладов) за три по

следних года: в числителе — рассчитанное на одного автора, в знаменателе — на

одного члена группы.

 

226

Интернет и наука: технологии глобализации и российская реальность

учеными на международных конференциях: те, кто интенсивнее ис пользует электронные сети, делают больше докладов.

Между использованием учеными коммуникационно информа ционных технологий и наличием у них дополнительных видов работы (и соответственно заработков) ожидавшихся корреляций тоже не оказалось (табл. 16). Так, группы К и L, не слишком различающиеся по интенсивности использования компьютерных телекоммуникаций, имеют совершенно несходные характеристики дополнительной ра боты: группа L явно ориентирована на сферу науки и минимально включена во вненаучные заработки как реально, так и потенциаль но; группа К, напротив, максимально (по сравнению с другими груп пами) ориентирована на совместительство вне сферы науки 2. В то же время группы L и N, проявляющие совершенно различную ак тивность в компьютерных телекоммуникациях, очень близки по объ ему и характеру осуществляемой дополнительной работы. Все эти результаты, фиксирующие такой вроде бы «второстепенный» инди катор, как совместительство, свидетельствуют преимущественно о различном «стиле жизни», предпочитаемом учеными из разных групп. Поэтому они являются дополнительным подтверждением того, что пока (во всяком случае, в 1998 г.) использование новейших ком муникационных технологий не определяло успешность профессио нальной деятельности отечественных ученых и не трансформирова ло ее существенным образом.

Т а б л и ц а

16

Корреляции между включенностью ученых в компьютерные телекоммуникации

и наличием дополнительных заработков, 1998 г., %

 

227

 

Елена Мирская

Новости 2001 г. (предварительные результаты)

Как уже было отмечено во вводной части статьи, исследова ние 2001 г. зафиксировало завершение процесса включения веду щих исследовательских коллективов элитных институтов РАН в ме ждународные компьютерные сети 3.

Все три пилотажа содержали вопрос о стаже пользователей, т. е. о времени их вхождения в компьютерные телекоммуникации, что выявляло соотношение «старожилов» и «новичков» (рис. 4). Обыч но доля респондентов, включившихся в компьютерные сети за годы между пилотажами, составляла около 30%, но в исследовании 2001 г. за период с 1999 по 2001 гг. не оказалось ни одного нового пользователя. Процесс включения элитных институтов РАН в миро вые компьютерные сети прошел в основном в 1992—1998 гг.

Таким образом, все ученые, стремившиеся обладать современ ными телекоммуникациями и доступом в Интернет, получили эти возможности. Интересно, что везде, даже в наиболее продвинутых подразделениях, сохраняется 10—20% сотрудников, совершено не пользующихся этими технологиями. Абсолютное большинство рес пондентов работают в Интернете с институтского компьютера (90%), некоторые — и с институтского, и с домашнего (14%), а только с домашнего — менее 10%, хотя о наличии домашнего компьютера и

60

 

 

 

 

1995 г.

 

 

 

 

1998 г.

 

 

2001 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

.

 

.

. .

 

 

 

. .

.

.

 

. . . .

 

 

 

 

гг

 

 

 

г

 

гг

гг

 

г

гг гг

гг

 

1990

г

 

гг

гг

 

1990

 

 

гг

1992

 

 

1991

 

 

 

 

 

1992

 

 

1998

 

199519982001

 

До

 

— —

19931995

 

До

 

1995

 

До

— —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1990

 

 

 

 

 

 

1990

 

1996

 

 

199319961999

 

 

19921994

 

 

 

 

1993

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Распределение пользователей по времени их присоединения к компьютер ным телекоммуникациям

228

Интернет и наука: технологии глобализации и российская реальность

использовании его для научной работы заявили многие. По видимо му, пользование Интернетом из дома для большинства научных ра ботников слишком дорого.

Обследование 2001 г. было связано с гипотезой, что с ростом «ин тернет стажа» характер пользования интернет технологиями может измениться. Однако если она справедлива, то, по видимому, для ее реа лизации нужен больший промежуток времени. По предварительным результатам между пилотажами 1998 и 2001 гг. не произошло заметно го роста не только количества пользователей, но и «качества» пользо вания. Как мы и предполагали, характеристики 1998 г. почти не изме нились. Наиболее популярными остались электронная почта (99% про тив 97%) и интерактивный доступ к удаленным информационным ба зам (70% против 68%). Ресурсы более высокого уровня интерактив ности — дистанционный эксперимент и запуск задач на удаленных компьютерах — используются только чуть больше, чем три года назад (5% против 4% и 15% против 13%). Эти на первый взгляд малосуще ственные данные свидетельствуют о том, что активное международное сотрудничество российских ученых развивается очень слабо. Основная их часть по прежнему соединена с мировым научным сообществом «в пассивном режиме» — через использование информации, но не в ре альном со трудничестве. Однако в ситуации острого дефицита свежей информации, возникшего из за отсутствия у институтов средств на при обретение зарубежной научной периодики, доступ к удаленным инфор мационным ресурсам стал для российских исследователей жизненной необходимостью.

Важным нововведением в этом отношении явилась «Научная электронная библиотека» (http://www.elibrary.ru, http://elibrary.ru), созданная в конце 1998 г. Это первая и пока единственная неком мерческая электронная библиотека всероссийского масштаба. Цель ее создателя — Российского фонда фундаментальных исследова ний — обеспечить отечественных ученых оперативной информаци ей, необходимой для их профессиональной деятельности, и сделать максимально доступными для своих читателей лучшие достижения мировой научной мысли. Поскольку библиотечный сервер РФФИ на ходится в Москве, доступ к нему намного быстрее и надежнее, чем к зарубежным серверам. Фонд ежегодно вкладывает в этот проект 2,5 млн долл. и сейчас предоставляет бесплатный доступ к полнотек стовым электронным версиям более 2 тыс. журналов лучших науч ных издательств («Elsevier» — более 300 журналов, «Kluwer» — более 600, «Springer» — более 450, «Blackwell Science» — более

229

Елена Мирская

250, «Blackwell Publishing» — более 250, «Academic Press» — бо лее 180 и т. д.). Популярность библиотеки РФФИ очень велика и непрерывно растет: в 2001 г. к ее материалам ежедневно обраща лись до 10 тыс. ученых, преподавателей, аспирантов и студентов. В нашем обследовании о регулярном пользовании ею заявили около 50% ученых.

Тем не менее общим итогом нашего мониторинга следует при знать вывод, что как до подключения отечественных академических институтов к Интернету, так и после него использование компью терных телекоммуникаций остается скорее не причиной, а следст вием активной и успешной научной деятельности, естественно, спо собствуя и ее активности, и успешности. При современном состоя нии отечественной науки, еще сохраняющей высококачественные научные кадры с прежних времен, компьютерные телекоммуника ции дают дополнительные возможности в основном тем, кто уже имеет продвинутую профессиональную позицию. В целом исследо вание показало усиление стратификации национального научного сообщества, связанное с расширением международных взаимодей ствий, в том числе на базе интернет технологий, которые в принци пе являются технологиями глобализации. Ученые, сочетающие вы сокий профессиональный уровень с активным использованием ми ровой информационно коммуникационной сети, получили значитель ное преимущество по сравнению с коллегами, не обладающими эти ми качествами или имеющими только одно из них.

Проблемы и перспективы

Компьютерные телекоммуникации, используемые в мировой науке более десяти лет, оказывают все большее воздействие на ха рактер ее функционирования и особенно на организацию научной деятельности. Немыслимые прежде информационно коммуникаци онные технологии, предельно оптимизировавшие поиск информации и научное общение, дали людям науки возможность легко и просто удовлетворять эти крайне существенные профессиональные потреб ности. Таким образом, даже в рамках традиционно организованной научной деятельности пользователи интернет технологий получили безусловное преимущество перед коллегами, обходящимися без ком пьютерных телекоммуникаций.

Однако компьютерные технологии, как и любое радикальное тех ническое нововведение, не останавливаются на удовлетворении уже

230