Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История России. курс лекций учебное пособие.docx
Скачиваний:
130
Добавлен:
25.03.2015
Размер:
492.39 Кб
Скачать

2 Ссср на пути форсированного строительства социализма (30-е гг. ): индустриализация и коллективизация.

К середине 20-х гг. хозяйственное развитие СССР достигло довоенного (1913 г.) уровня. Но это был уровень слабого развития буржуазных отношений, существования пережитков крепостного строя, неравномерности развития разных частей страны, преобладания кустарных форм хозяйства и сельского населения, крайне низкого уровня культуры. Это была экономика страны, продававшей на мировом рынке продукты сельского хозяйства и сырье (древесину, уголь).

Осознавая необходимость модернизации хозяйства как основы движения общества к социализму, советские руководители идеи индустриализации оформили в виде лозунга: превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование. Сформулированный в решениях XIV съезда Коммунистической партии (1925 г.), этот лозунг стал понятным большинству трудящихся страны.

Предстоящая индустриализация выдвинула на первый план поиск средств для проведения модернизации экономики, путей и темпов промышленного роста. Рассчитывать на привлечение иностранных капиталов было нельзя: экономическая блокада СССР западными странами продолжалась. Средства для индустриализации было решено отыскать внутри страны: путем накопления их в самой промышленности, перераспределения через бюджет доходов других секторов экономики, использования денежных сбережений населения. Обсуждение проблемы темпов промышленного строительства привело к идее необходимости сбалансированного развития всех отраслей хозяйства. На этой основе был разработан пятилетний план народного хозяйства на 1928/29–1932/33 гг.

Однако в конце 1929 – начале 1930 гг. задания плана в области промышленности стали пересматриваться в сторону их существенного увеличения. Например, по выплавке чугуна вместо 10 млн т было утверждено 17 млн т, по тракторам вместо 53 тыс. шт. – 170; по автомашинам вместо 100 тыс. шт. – 200. Так, по инициативе И. В. Сталина был взят курс на форсирование индустриального развития. Поскольку при утверждении новых показателей работы промышленности никого не волновали проблемы их соотнесения с реальными возможностями, то их принятие привело с 1930 г. к хроническому невыполнению плана пятилетки.

Итоги первой пятилетки можно рассматривать двояко. С одной стороны, в области промышленности страна в 1928–1932 гг. переживала большой подъем. Были построены 1,5 тыс. предприятий, крупнейшими среди них стали Днепрогэс, тракторные заводы в Сталинграде, Харькове, Челябинске, автомобильные – в Москве и Нижнем Новгороде, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты. Другое дело, что практически ни один показатель первой пятилетки в области промышленности не был выполнен. А в области сельского хозяйства произошел откат от результатов, имевшихся в конце нэпа (к примеру, в 1928 г. страна производила 4,9 млн т мяса, а в 1932 г. – лишь 2,8 млн т).

По официальным данным, первая пятилетка была выполнена досрочно – за 4 года и 3 месяца. Но реальные итоги не были опубликованы: И. В. Сталин и другие руководители их долгое время скрывали. Однако выводы все-таки были сделаны: во второй пятилетке (1933-1937 гг.) курс на ускоренное развитие промышленности был скорректирован. Третий пятилетний план на 1938–1942 гг. был ориентирован, как и предыдущие планы, на преимущественное развитие промышленности. За три с половиной года третьей пятилетки были введены в строй такие промышленные гиганты, как Новотагильский металлургический комбинат, Среднеуральский медеплавильный завод, Горьковский завод тяжелого станкостроения, «Уралхиммаш» и др. Были построены Угличская, Рыбинская, Конаковская электростанции. Началось строительство Верхнекамской ГЭС, проектировалось сооружение железной дороги от Забайкалья к Тихому океану (Байкало-Амурская магистраль).

Результатом индустриального развития страны в 30-е гг. был выход СССР на первое место в Европе и на второе в мире по объему промышленного производства. Страна из аграрной превратилась в индустриальную. Были созданы новые отрасли промышленности, отсутствующие в царской России и способные производить оборудование и механизмы различного назначения. Стала однородной социальная структура населения. Однако высокие темпы экономического развития поддерживались за счет снижения жизненного уровня. Разрушение деревни стало оборотной стороной прогресса тяжелой индустрии. В стране утвердились административно-командная система управления, ограниченный подход к демократии, фактическое отстранение трудящихся от власти.

Коллективизация сельского хозяйства и ее результаты

Осуществление индустриализации ускоренными темпами вызвало нехватку материальных средств, которую советское руководство рассчитывало восполнить за счет сельского хозяйства. Путем установления искусственно низких цен на сельхозпродукцию государство надеялось собрать дополнительные средства. Но крестьяне отказывались продавать свою продукцию на невыгодных для себя условиях; начался бойкот хлебозаготовкам. В конце 1927 г. заготовки зерна резко сократились (было заготовлено зерна на 128 млн. пудов меньше, чем в 1926 г.). Под угрозу были поставлены продовольственное снабжение городов, планы внешней торговли. Срывался план индустриализации страны.

Выяснение причин хлебного кризиса 1927–1928 гг. вызвало раскол среди руководства страны. И. В. Сталин считал, что причиной кризиса была забастовка кулаков, которую нужно ликвидировать силовыми методами. В свою очередь Н. И. Бухарин причины кризиса усматривал в ошибочной политике и недостатках деятельности органов власти на местах. Выход из кризиса он видел в совершенствовании политики партии, осуществлении индустриализации страны и кооперировании сельского хозяйства на принципах нэпа.

Но в руководстве партии побеждают сторонники И. В. Сталина. В конце 1929 г. принимается решение об обобществлении крестьянских хозяйств с одновременным разгромом кулачества.

Новая политика обосновывалась следующими соображениями:

1. Советская власть не продержится сколько-нибудь долго, базируясь одновременно на крупной государственной промышленности и единоличном крестьянском хозяйстве; мелкотоварное сельское хозяйство не смирится с господством социализма в экономике.

2. Мелкое крестьянское хозяйство не имеет перспективы для своего развития.

3. Деревня должна обеспечивать индустриальный город определенным количеством продуктов питания, поставлять рабочие руки для многочисленных строек и новых промышленных предприятий. Одновременно, хлеб рассматривался как важнейший источник получения валюты, необходимых средств для продолжения индустриализации. Выход был, по мнению И. В. Сталина и его окружения, в проведении сплошной, массовой коллективизации сельского хозяйства.

Теоретическое обоснование политики коллективизации содержалось в статье И. В. Сталина «Год великого перелома», опубликованной в ноябре 1929 г. В ней утверждалось, что в деле образования колхозов наступил «коренной перелом»: крестьяне-середняки стали записываться в колхозы (на самом же деле в колхозах состояло лишь 6–7% всех крестьянских хозяйств). И. В. Сталин выдвинул идею: путем «усиленных темпов» коллективизации сделать страну через 3 года «одной из самых хлебных стран». 5 января 1930 г. ЦК партии принял постановление «О темпе коллективизации». В зависимости от сроков завершения коллективизации выделялись три условные зоны. Первая зона охватывала районы Поволжья и Степного Предкавказья, где колхозный строй планировалось утвердить через год. Через 2 года колхозами должны быть охвачены основные сельскохозяйствен­ные районы – Украина, Центральное Черноземье, Сибирь, Южный Урал, Казахстан. В остальных частях страны срок создания колхозов устанавливался в три года, т. е. к концу первой пятилетки.

Коллективизация сельского хозяйства началась, ее темпы с каждым днем нарастали. К организации колхозов были привлечены коммунисты, комсомольцы, рабочие. По разнарядке ЦК партии в деревню весной 1930 г. прибыло с заводов и фабрик более 25 тыс. чел. (отсюда название «двадцатипятитысячник»), которые стали первыми председателями колхозов.

Высокий темп создания колхозов поддерживался массовыми репрессиями и произволом местных властей. Крестьяне принуждались к вступлению в колхозы под угрозой конфискации имущества, ссылки. Коллективизация сопровождалась политикой ликвидации зажиточного слоя крестьян, получивших название «кулаков». Порядок раскулачивания определялся инструкцией правительства от 4 февраля 1930 г. Согласно ей все кулаки подразделялись на три категории. Первую категорию – участников антисоветских мятежей – предписывалось арестовывать и передавать органам безопасности. Вторая категория кулаков – влиятельные среди односельчан зажиточные крестьяне, но не участвовавшие в вооруженном сопротивлении властям – переселялась в пределах области или в другие районы страны. Третья группа кулаков расселялась на худших землях, вне колхозных участков. Земля, скот, хозяйственные постройки раскулаченных передавались л колхоз; личное имущество, продукты конфисковывались или раздавались односельчанам. Основными районами кулацкой ссылки стали Сибирь, Северный Урал, Казахстан, Дальний Восток. В местах поселений кулаки принуждались к лесоразработкам, строительным, мелиоративным работам. Крайне тяжелые условия перевозки людей, быта и труда приводили к высокой смертности среди высылаемых. Всего раскулачиванию, ссылкам, расстрелам, по оценкам современных ученых, подверглось 10–15 млн чел.

Насилие властей вызвало ответный протест. Не желая сдавать свой личный скот в колхозное стадо, крестьяне начали массовый забой скота. В некоторых частях страны (на Кубани, Дону, в Сибири) прошли вооруженные антиколхозные выступления. Их число в начале 1930 г. достигло более 2 тысяч. Это заставило советское руководство временно отступить. В марте 1930 г. И. В. Сталин опубликовал статью «Головокружение от успехов», а ЦК партии принял постановление «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении», в которых осуждались случаи насилия над крестьянами при образовании колхозов. Ответственность за них была возложена на местные органы власти. После опубликования этих документов темп коллективизации снизился. Начался массовый выход крестьян из колхозов.

Новый этап политической кампании по ускоренному созданию колхозов проходил в 1931–1932 гг. Наспех организованные колхозы плохо работали. Нередки были случаи прогулов, хищений, небрежного отношения к колхозной собственности. Заготовки урожая 1932 г. шли с огромным трудом. Много продуктов утаивалось, расхищалось, гибло. 7 августа 1932 г. был издан закон «Об охране социалистической собственности», среди населения получивший название «закона о трех колосках». Законом предусматривались суровые меры наказания за хищения собственности колхозов и совхозов; волна стихийного разорения была приостановлена. К 1933 г., когда начинался завершающий этап коллективизации, в колхозах было объединено уже более 60% единоличных крестьянских хозяйств. Колхозы стали основными поставщиками зерна и продовольствия в стране. Однако общий объем сельскохозяйственной продукции снизился. Государство полностью забирало урожай из колхозов. В результате в 1932–1933 гг. основные зерновые районы страны (Украину, Северный Кавказ, Поволжье) поразил голод. Общее число жертв голода было страшно большим – более 3 млн. чел. Только весной 1933 г. голодающие районы получили помощь и жизнь постепенно нормализовалась.

К концу второй пятилетки (1937 г.) коллективизация завершилась

В ходе ее было создано 243 тыс. колхозов, объединивших 93% крестьянских хозяйств. Возник новый тип хозяйства – совхоз. Формально он считался кооперативной формой, но фактически являлся государственным сельскохозяйственным предприятием.

В результате создания колхозного строя сельское хозяйство обеспечило выполнение программы индустриализации страны, продовольственного снабжения городов и армии. Крупное коллективное хозяйство, где широко использовалась машинная техника, демонстрировало большую производительность по сравнению с мелким крестьянским хозяйством. Система машинно-тракторных станций (МТС), созданная в 1931–1932 гг., позволила к концу 30-х гг. механизировать основные полевые работы, однако успехи социалистического преобразования сельского хозяйства достались слишком большой ценой.