Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 - 121 Литневская / 1 - 121 Литневская.doc
Скачиваний:
103
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
891.9 Кб
Скачать

Глава 2. Система среднего образования в России и место русского языка как учебного предмета

§ 4. Разные периоды становления школы

и изменение понимания места русского языка

Русский язык как самостоятельный учебный предмет был введен в Устав школ сравнительно недавно — в 1828 году, но программа бы­ла разработана недостаточно полно и конкретно, в результате чего гимназии давали знания по русскому языку в разном объеме. И в 1835 году Московский университет был вынужден сам сформулировать тре­бования по русскому языку к поступающим. Требования эти вышли

12

13

в виде особой программы и просуществовали до 60-х годов XIX века. До этого времени учителя гимназий ориентировались на данную про­грамму. Лишь в 1872 году появилась обстоятельная программа имен­но для школы.

К началу XX века содержание курса русского языка определилось следующим образом. Начальная школа обучала грамоте, чтению и письму с элементами грамматики; гимназия давала серьезный курса русского языка: в 1-3 классах изучался систематический элементарный курса грам­матики, орфографии, пунктуации, развития речи, на 4-7 классы прихо­дилось изучение церковнославянского языка, теории словесности, даль­нейшее углубление сведений по современному русскому языку. Задачей ставилось сознательное отношение, глубокое понимание особенностей как синхронного состояния языка, так и его истории. Курс русского языка предполагал большое количество часов для самостоятельной ра­боты, ставил целью не только усвоение знаний, но и развитие логиче­ского мышления. Русский язык считался главным предметом как сред­ство общения, развития логического мышления, как предмет, имеющий большие познавательные и воспитательные возможности. Такое содер­жание обучения нашло отражение в программе 1915 года, в составлении которой участвовали крупнейшие лингвисты и педагоги того времени.

После 1917 года вопрос о задачах школьного образования вообще и преподавании русского языка в частности был поставлен совсем по-другому. Советский период средней школы крайне неоднороден: кон­цепция образования, ее структура, понимание места русского языка среди других предметов достаточно существенно изменяются.

В 1917-1922 годах нет единой общегосударственной программы обучения языку, программы местные (губернские). Основная цель этих программ — ликвидация безграмотности. Отсюда их исключительная направленность на практические цели — основы орфографии и разви­тие речи, ориентированность на народный, а не книжный язык, строгая синхрония (прекращается изучение церковнославянского языка и исто­рии русского языка).

1923-1931 годы становятся временем экспериментов — так назы­ваемых комплексных (1923, 1925, 1927 годов) и проектных (1930, 1931 годов) программ. Комплексная программа образования отвергает учеб­ный предмет как форму обучения. Материал распределяется по темати­ческому признаку (труд, природа, общество). Занятия орфографией ре­комендуется проводить попутно: предполагается, что навыки чтения и письма могут быть усвоены сами собой, одновременно с чтением и ра­ботой учеников на заводе, в клубе. Отмена систематических занятий по русскому языку привела к резкому падению грамотности, что заставило в 1927 году включить язык русский в план семилетней школы, однако

отсутствие предметной формы обучения делало проблему практически неразрешимой.

В конце 1931 года комплексные программы были отменены и при­нята первая стабильная программа. Она часто уточнялась и переделыва­лась (в 1933, 1936, 1938 годах). До 1936 года материал во всех классах средней школы (а среднее звено средней школы включало в то время 5,6 и 7 классы) преподавался концентрически: каждый год изучались морфология, орфография, синтаксис, пунктуация. В 1936 году была уст­ранена чересполосица в расположении материала по морфологии и син­таксису и предложена программа изучения русского языка в 8-10 клас­сах. Программа 1938 года многими считается очень удачной: в ней был дан в достаточном, но не чрезмерном объеме материал по истории русского языка, хорошо продуман теоретический материал по совре­менному русскому литературному языку, разработан орфографический курс. В это же время появляются первые единые стабильные учебники.

Период 40-х годов ознаменован учением Н. Я. Марра -- автора «яфетической теории» и осмысления филологии с позиций марксизма. Концепция «Нового учения о языке» состояла в том, что вначале был не один праязык, а множество языков, являющихся орудием классовой борьбы и стремящихся к слиянию после мировой революции. Все эти языки произошли, по Марру, из четырех первоэлементов — сал, бер, ион и рош. Эта теория, получившая поддержку И. В. Сталина, стала господствующей как в языкознании, так и в преподавании языка.

50-е годы — период преодоления марризма и серьезного развития методической мысли. Центральное место занимает программа 1956 го­да, которая явилась итогом почти двадцатилетней работы Академии педагогических наук и методистов. Программа 1960 года перерассчита­ла курс на 4 года в связи с введением всеобщего 8-летнего образования.

Период 60-70-х годов ознаменован поисками новых программ. Не­обходимость этого была вызвана принятием закона о всеобщем среднем образовании. Русский язык становился предметом, изучаемым с 1 по 10 класс, в связи с чем увеличивается объем теоретического материала.

В 1979 году принято решение изучать русский язык с 1 по 8 класс. Программа сильно сокращается, причем за счет сокращения теоретиче­ского материала в пользу увеличения удельного веса орфографии и пунктуации.

Серьезные изменения в системе образования произошли после 1986 года, а в 2000 году начался период «новейшей» истории образования в России. Эти периоды мы рассмотрим подробно с точки зрения пони­мания целей обучения, содержания и методов обучения, то есть того, что и составляет предмет методики как дисциплины.

14

15

Соседние файлы в папке 1 - 121 Литневская