Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kulturology.pdf
Скачиваний:
38
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
3.21 Mб
Скачать

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

разлома, преобразования, порождения иного, новаций.

Сохранение и отрицание, удержание и дерзновенное преодоление - в этих коллизиях пульсирует живое тело культуры. Противоречивая связка традиций и новаций - одна из ее фундаментальных особенностей. Культура, взятая в своем динамическом аспекте, невозможна без творчества, т.е. формирующей деятельности, порождающей новую (креативную) активность.

Вне культуры, представляющей собой целостную систему норм и смыслов, символов и ценностей, творчество хаотично, безопорно. Но и культура вне творчества, лишенная инноваций, не отвечала бы собственному определению.

116

Характеристика языков культуры

Культура всегда есть связь между людьми, группами, сообществами, объединениями. Все, что в ней создается, должно быть передано от одного субъекта культуры к другому. Поэтому культура принципиально коммуникативна; она внутренне (имманентно) семиотична, т.е. всегда выступает как совокупность знаков, выражающих определенное содержание, передающих некоторый смысл. Субъекту культуры (единичному или совокупному) всегда необходим партнер, адресат, собеседник, воспреемник.

Языками культуры можно назвать знаковые системы различного рода: от живого языка до паралингвистических средств, от музыкальных звучаний до живописных бликов, от математических начертаний до архитектурных объемов, символику в ее многоликом выражении, слово и жест, мелодию и цветовую гамму, выразительные телодвижения и условные изображения. Конечно, роль транслятора содержательных интенций культуры в разных знаковых системах не одинакова: есть языки обыденного общения, языки специалистов-профессионалов, жестко специализированные языки науки или деловые языки закрытых сообществ.

Но культура во многом не только знакова, но и символична. Символ — знак, несущий информацию о глубинном смысле того, что он выражает, представляя как бы в иносказании то наиболее существенное, что есть в символизируемом объекте. Поэтому можно сказать, что культура представляет собой концентрированный символический опыт человечества. Символика всегда специфична для тех или иных конкретных форм или состояний культурных реалий. Так, у каждой конфессии в религиозной культуре есть собственная символика, равно как и у различных этносов, профессиональных групп, политических объединений. Культура порождает смыслы и выражает их в своеобразии собственных языков, знаков, символов.

Вместе с тем в культуре бытуют «языки», выходящие за рамки наличного времени, рассчитанные на весь «маршрут» истории. Иногда о них говорят как об архетипах культуры, т.е. как о символических схемах «коллективного бессознательного» (по К. Юнгу). Образы богов, демонов, добра и зла, справедливости

117

и возмездия и т.п., меняясь по форме от страны к стране, от века к веку, содержательно совпадают по основным своим логическим конструкциям.

Как в науке фиксируются универсальные категории, так в культуре в целом (наука ее элемент) наличествуют универсальные аллегории (символика противоположностей или тринитарностей, хаоса и порядка, Мирового дерева и пр.). Без их осмысления рассмотрение языков культуры явно неполно.

Корневая и высокая, элитарная и демократическая культуры. Масскульт

Явления культуры всепроникающи. Они пронизывают все уровни человеческой жизни. Любой акт человеческой деятельности может быть охарактеризован в культурологическом смысле. Но явления культуры хотя и взаимосвязаны, но вместе с тем неоднородны, они отличаются друг от друга характером субъекта культуры (ее продуцента и потребителя), его положением в сетке социального расслоения (стратификации), эпохальной, цивилизационной и этнической принадлежностью.

Например, культуры различают по уровням. Принято различение первозданной, исходной, корневой (народной) и высокой (профессиональной) культуры. Корневая культура -это та, которая порождена в глубинах народного духа, вырастает в повседневной трудовой деятельности, непосредственном бытовом общении, прорастает как бы безавторно, анонимно. Никто не знает

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

изобретателя колеса или первоавтора эпосов, неизвестен облик тружеников, чьими руками воздвигалась пирамида Хеопса. Точно никто не скажет, как возникли сказки и пословицы. Известная мысль о том, что народ создает музыку, а композиторы лишь ее аранжируют, оформляют, как нельзя более точно выражает суть корневой культуры. Это та деятельность, которая массовидна, исходна, глубинна.

В ходе истории возникла и та культура, которую принято называть высокой, т.е. создаваемой выделившимся из общей массы слоем творцов культуры: художников, ученых, изобретателей, нравственных проповедников, религиозных пророков, политических вождей, самобытных педагогов, пред-

118

приимчивых хозяйственников. Как правило, свершения высокой культуры имеют своих авторов, их уникальная индивидуальность оставляет неизгладимый след в культурном процессе. Они наиболее адекватно представляют менталитет народа, черты эпохи. С их деятельностью связаны прорывы в будущее, принципиальные инновации, творческие взлеты, продолжение, но и преодоление традиций.

Иное соотношение демократической и элитарной культур. «Элите» (родовой аристократии, финансово-промышленным магнатам, политическим лидерам, обладающим властными возможностями) присущи некоторые культурные стандарты. Элитные группы склонны высокомерно относиться к «плебсу», лелеять собственные ритуально-этикетные особенности, дистанцироваться от масс, фетишизировать формальные моменты.

Демократический пласт культурного бытия неотделим от деятельности тех, кто трудится в поле, у станка, в школьном классе и т.п. Это пласт жизни «демоса» (с учетом тех конкретно-исторических модификаций, которые выявляются именно как народные). Это более «вольная» культура, менее формальная.

В XX в. появилась форма культурной жизни, называемая масскультом. Для масскульта характерны стандартизация культурной деятельности, ее профанация, активное тиражирование с использованием средств массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, компьютерная сеть, масштабный издательский бизнес, рекламный натиск и т.д.). Масскульт внутренне противоречив: с одной стороны, благодаря масскульту становятся доступными для масс ценности высокой культуры, а с другой - он вульгаризирует их, подменяет подлинность «копийностью», делает заурядным общение с искусством, наукой, нравственными призывами, порождает конформизм, усредненность.

Универсальность культуры и ее конкретно-региональные и исторические проявления

Культура всегда всечеловечна, универсальна, в своих глубинах она носит родовой характер. В какую бы эпоху ни жил человек, для него всегда горе есть горе, а радость есть радость.

119

И всегда уникальное творение отличается от бесталанных подделок. И повсюду порядок отличим от хаоса, красота от безобразия, любовь от ненависти.

Будучи единой, культура вместе с тем не монотонна. Она неисчерпаемо многообразна, переменчива, поражает неожиданностью свершений, непредсказуемостью изгибов и поворотов. Исследователи культуры зафиксировали не только ее всеобщность, но и предложили ряд типологических конструкций, позволяющих выделить пространственные (синхронные) и временные (диахронные) различия определенных культур.

Наиболее принятым крупномасштабным членением мира культуры выступает выделение двух регионов - Востока и Запада. Это деление не скрупулезно территориальное и не жестко хронологическое - оно подвижно. Но во всех случаях речь идет о генеральной направленности культурных свершений. Дихотомия Восток — Запад связана с различием социокультурных структур, несовпадением темпов и путей развития, отличием менталитета (доминантной установки массового сознания). Эти как бы два культурных мира основаны на несовпадающих принципах: Запад связан с частнособственнической активностью, выведением товарно-рыночных отношений на капиталистический уровень, а Восток не знал всеохватывающего использования частнособственнических отношений (хотя они и имели место), не отстраивал систему гражданского общества. Эти обстоятельства нашли отражения в различии духовного мира, специфичности конфессиональных религиозных умопостроений, в правилах и обычаях, в повседневной жизни. Динамичность, продуктивность Запада и «застылость», репродуктивность Востока наложили от-

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]