Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Слободчиков, Исаев. Психология человека.doc
Скачиваний:
1142
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
8.81 Mб
Скачать

6.3. Самосознание как сознание самости

  • Самосознание, самооценка, самопринятие как проекции самости

  • Понятие о механизмах психологической защиты

Какие составляющие включает в себя самосознание? Что есть «я»? Как человек «защищает» себя, свою самооценку?

Самопознание, самооценка, самопринятие как проекции самости

Предыдущее изложение строилось на различении бытия (онтологии) сознания и сознания бытия (практики сознания). Необходимость подчеркивания бытийного статуса сознания свя­зано с тем, что в философско-психологической литературе со­знание часто отождествляется с самосознанием. Самосознание при этом понимается как отношение к действительности, т.е. сводится к гносеологическому, познавательному отношению. Иначе говоря, обыденная «очевидность» сознания стала возмож­ной из-за отождествления его с самосознанием. Самосознание — настолько очевидное для каждого из нас явление, что факт его существования не вызывает никаких сомнений.

Сознанию присущ статус бытия: оно есть в практике реаль­ной жизни и для целей этой жизни. Сознание есть осознанное бытие, оно обнаруживается в системе социальных связей и отно­шений, в которые втягивается и в которых действует человек.

Основная психологическая задача состоит в анализе процес­са развития индивидуального сознания, процесса становления рефлексивного сознания. Как предмет собственно психологиче­ского анализа сознание выступает в форме практики сознания. Практика сознания есть процесс овладения сознанием, преодо­ление полной поглощенности текущим процессом жизни, заня­тие позиции над ней. Практика сознания преобразует бытийное сознание в рефлексию или в рефлексивное сознание.

Необходимым и первым этапом в становлении рефлексив­ного сознания является самосознание, или сознание самости. Иначе говоря, рефлексия как практика сознания обнаружива­ет себя как разной степени и глубины осознание самости, соб­ственной субъективности. Самосознание как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные фор­мы и проявляться как самопознание, как самооценка, как са­моконтроль, как самопринятие.

Нацеленность человека на познание своих физических (те­лесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания. Самопо­знание совершается, во-первых, в анализе результатов собствен­ной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотноше­ний с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами. Во-вторых, при осознании отно­шения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, ка­честв моей личности). В-третьих, самопознание совершается в са­монаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановления в памяти прошедшего.

Самопознание является основой развития постоянного са­моконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, пси­хических состояний, в регуляции их протекания на основе тре­бований и норм деятельности, поведения, общения. Самокон­троль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.

Самопознание выступает также в качестве основы для реа­лизации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценно­стного компонентов самосознания. Самопознание может вклю­чать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констати­рующим, внеоценочным. Самооценка — это тот компонент са­мосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвя­щено значительное число работ. Разработаны особые методиче­ские процедуры изучения самооценки. Установлено, что само­оценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неаде­кватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим обра­зом проявляется и в жизнедеятельности человека.

Завышенные оценки и самооценки приводят к формирова­нию таких особенностей личности, как самоуверенность, высо­комерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснитель­ность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благо­приятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе или «образа Я». «Образ Я» определяет отношение индивида к самому себе, выступает осно­вой построения взаимоотношений с другими людьми. В психологических исследованиях «образа Я» выделяют несколько авто­номных, формальных характеристик, подлежащих измерению. Результаты таких измерений и составляют комплексную оценку уровня развития самосознания у разных людей или у одного и того же человека на разных этапах его жизненного пути [29].

Во-первых, это степень когнитивной сложности и дифферен-цированности, измеряемая числом и характером осознаваемых человеком своих качеств; при этом, чем больше качеств субъект осознает и чем сложнее и обобщеннее сами эти качества, тем выше уровень ее самосознания.

Во-вторых, это степень выраженности и конкретный состав «образа Я», его значимости для индивида. Люди могут различать­ся и по силе интенции, направленности на свое Я (у одних «об­раз Я» в центре сознания, у других — на периферии), и по пред­мету осознания: одни больше озабочены своим физическим Я, другие — социальным, третьи — духовным.

В-третьих, это степень внутренней цельности, последователь­ности «образа Я». Он может отличаться внутренней согласованно­стью либо включать в себя противоречивые представления субъек­та о самом себе. Противоречивость, непоследовательность «образа Я» вызывает внутреннюю напряженность, сомнения и колебания.

В-четвертых, это степень устойчивости «образа Я» во време­ни. У одних людей представление о себе остается стабильным, у других оно может быть неустойчивым, подверженным колебани­ям и изменениям.

Общим знаменателем, интегральным измерением «Я» высту­пает самопринятие и самоуважение личности. Самоуважение со­относимо с ценностно-смысловыми установками личности; оно входит в структуру самосознания. Благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей. В психологии установлено, что для лиц, совершающих правнонарушения, характерно низкое самоуважение.

Американский психолог У.Джемс предложил формулу, опреде­ляющую переменные, от которых зависит самоуважение человека [30].

Как подтверждено в психологических исследованиях, само­уважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха или неуспеха в деятельности. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня са­моуважения. В свою очередь, успех в деятельности повышает са­моуважение человека.

Поддержание приемлемого для личности уровня самоуваже­ния составляет важную, как правило неосознаваемую, функцию самосознания. Как способ реализации данной функции выступа­ют защитные механизмы личности или механизмы психологиче­ской защиты.

Понятие о механизмах психологической защиты

Защитные механизмы срабатывают в условиях конфликта одинаково сильных, но противоположно направленных стремле­ний личности, вызывающих «возмущения» в системе ее мотива­ции. Защитные механизмы представляют собой особого рода психическую активность, реализуемую в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предотвра­тить потерю самоуважения и избежать разрушения единства «образа Я».

Психологическая защита проявляется в действиях человека по сохранению привычного мнения о себе, по отторжению или изменению информации, воспринимаемой как неблагоприятная и разрушающая базовые представления о себе или о других. «Механизм психологической защиты, — пишет Р.М.Гранов­ская, — связан с реорганизацией осознаваемых и неосознавае­мых компонентов системы ценностей и изменением всей иерар­хии ценностей личности, направленной на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травми­рующие моменты» [31]. Однако психологическая защита носит по преимуществу деструктивный характер, так как, поддерживая привычный уровень самоуважения, она блокирует адекватную оценку реального положения дел в социальной среде и в своем внутреннем мире, лишает человека воли, мужества и ответствен­ности перед собой и другими.

Впервые защитные механизмы были выявлены З.Фрейдом; их специальное изучение связано с именем его дочери — А.Фрейд. В психоанализе были выделены такие механизмы, как отрицание, вытеснение, проекция, регрессия и др. Опишем наи­более часто «работающие» психологические механизмы защиты, как выявленные в психоанализе, так и описанные другими ис­следователями [32] (рис. 15).

Отрицание определяется как процесс устранения, игнориро­вания травмирующих восприятий внешней реальности. Этот ме­ханизм защиты обнаруживает себя в конфликтах, связанных с появлением мотивов, разрушающих основные установки лично­сти; с появлением сведений, которые угрожают самосохранению, престижу, самоуважению. Основная формула отрицания — «нет опасности, этого нет»; «не вижу, не слышу» и т.п. В житейском обиходе подобный механизм обозначают как «позицию страуса». Например, клиническая практика свидетельствует, что первой реакцией пациента на сообщение врача о выявленном серьезном заболевании является отрицание такого диагноза, неверие в него.

Вытеснение механизм избавления от внутреннего кон­фликта с помощью активного исключения из сознания неприемлемого мотива или нежелательной информации. Феномены за­бывания чего-либо очень часто связаны с вытеснением. Напри­мер, особенно неудобные для нас факты легко забываются. Ущемленное самолюбие, задетая гордость, катастрофическое со­общение вытесняются и маскируются другими содержаниями, приемлемыми для самого субъекта. Например, мать, получившая извещение о гибели сына, убеждена, что такого извещения она не получала, она не помнит об этом. Наоборот, готова рассказы­вать о том, где сейчас ее сын, чем он занимается и т.д.

Проекция — процесс приписывания (переноса) собственных чувств, желаний и личностных черт, в которых человек не хочет себе сознаваться из-за их неприемлемости, на другое лицо. Под­мечено, что скупой склонен отмечать в других людях жадность, агрессивный — жестокость и т.п. Человека, постоянно приписы­вающего другим собственные неблаговидные мотивы, называют ханжой.

Идентификация — защитный механизм, при котором чело­век видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. В идентификации есть и позитивный момент, так как это механизм усвоения социального опыта, ов­ладения желательными, но отсутствующими у индивида свойст­вами и качествами. Эмоциональное сопереживание зрителя или читателя героям художественного произведения основано на ме­ханизме идентификации с ними. Из практики воспитания из­вестно, что в семье сын идентифицирует себя с отцом, а дочь — с матерью.

Регрессия защитный механизм, посредством которого субъект в условиях повышенной ответственности стремится из­бежать внутренней тревоги, потерять самоуважение с помощью тех способов поведения, которые были адекватны на более ран­них стадиях развития. Регрессия есть возврат человека от выс­ших форм поведения к низшим. Инфантильность в поведении и отношениях — яркий феномен регрессии.

Реактивные образования — защитный механизм трансфор­мации травмирующего мотива в свою противоположность. Без­отчетная, не имеющая разумных оснований неприязнь к челове­ку может оборачиваться особой предупредительностью к нему, посредством которой субъект старается преодолеть собственные агрессивные чувства. И напротив, нередко симпатия к человеку может демонстрироваться в формах, характерных для неприяз­ненного отношения. Педагоги в агрессивном преследовании мальчиком-подростком своей одноклассницы «прочитывают» чувство первой влюбленности, видят в этом характерный для подростков ритуал ухаживания.

Рационализация понимается как приписывание логических или благовидных оснований поведению, мотивы которого не­приемлемы или неизвестны, как оправдание перед другими или перед самим собой своей несостоятельности. В частности, ра­ционализация связана с попыткой снизить ценность недоступно­го. Переживая психическую травму, человек защищает себя тем, что переоценивает (обесценивает) значимость травмирующего фактора в сторону его снижения. Этот механизм еще называют «зелен виноград» (по известной басне И.А.Крылова «Лисица и виноград»).

Замещение — защитный механизм, связанный с переносом действия с недоступного объекта на доступный. Замещение раз­ряжает напряжение, созданное нереализуемой потребностью, не­достижимой целью. Например, одна испытуемая в опытах Т.Дембо после длительных неудач в решении эксперименталь­ной задачи, состоящей в набрасывании колец на бутылки, вы­шла, расплакавшись, за дверь и в сердцах нацепила все кольца на вешалку.

Изоляция, или отчуждение, обособление и локализация внутри сознания травмирующих человека факторов. Доступ в сознание травмирующим чувствам блокируется, так что связь ме­жду определенным событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании. Явления «раздвоения (расщепления) личности» могут быть связаны с такой защитой. Как свидетель­ствуют клинические данные, двойник воплощает то, что чуждо первому «Я»; при этом разные «Я» могут ничего не знать друг о друге [33].

В заключение отметим, что работа с сознанием, в том числе преодоление психологической защиты в случаях, когда они пре­пятствуют формированию адекватной самооценки и самосовер­шенствованию личности, составляет центральный предмет пси­хотерапевтической практики. С полным основанием сказанное можно отнести и к педагогической практике.