Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
08-09-2014_07-06-47 / Вербианова А.А..docx
Скачиваний:
55
Добавлен:
09.02.2016
Размер:
178.35 Кб
Скачать

1.2 Понятие музыкальности

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

В. В. Богословский в учебном пособии «Общая психология» утверждает, что при прочих равных условиях способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатами соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности [3, с. 29].

Вопрос способностей рассматривается многими учеными. В учебном пособии Е.И. Рогова «Общая психология» способности определяются как лишь возможность определенного освоения знаний, умений, навыков. Реализуется ли эта возможность, зависит от разных условий [24,с. 89]. Так, например, выявившееся у ребенка математические способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок станет великим математиком. Таким образом, мы приходим к выводу, что способности надо развивать. Проблема развития способностей является важнейшим практическим вопросом теории способностей, что отмечал С.Л. Рубинштейн. Развитие человека отличается от накопления «опыта», овладение знаниями, умениями, навыками [25, с. 127]. В понятие развитие вкладывается смысл не только усвоения и применения знаний умений и навыков, но и формирование нового уровня личности человека.

Существуют общие способности и специальные. Так, музыкальные способности относятся к разряду специальных. Они характеризуют степень овладения музыкальной и танцевальной деятельностью.

Со времени официального существования психологии как науки проблема музыкальности и музыкальных способностей не перестает терять остроты и актуальности. Ученые до сих пор однозначно не могут ответить, является ли музыкальность неким единым свойством, не сводящимся к сумме отдельных способностей, или же состоит из множества отдельных не связанных между собой компонентов. Поддается ли музыкальность развитию. Ответ на эти вопросы является важнейшим для музыкальной психологии.

История изучения музыкальных способностей имеет большую историю, за которую была создана масса классификаций музыкальных способностей. За этот период в основном широко изучены элементарные способности, а в последнее время возрос интерес к высшим музыкальным способностям и созданию методик их диагностики.

Егорова Л.В. определяет музыкальные способности как совокупность (систему) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности [13, с. 17].

Нахождение музыкальной психологии на периферии общей психологии человека, а также неделимость личности на музыканта – отдельно, человека – отдельно, приводит к пониманию, что в изучении музыкальности необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные) методы, но и общепсихологические инструменты исследования свойств личности.

В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л. Бочкарев пишет о том, что некоторые исследователи отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенности эмоциональной сферы, характера [4, с. 92].

Авторы раздела «Музыкальные способности и их развитие» на сайте http://yamuzykant.ru музыкальными способностями называют:

- музыкальность,

- музыкальный слух и ритм,

- музыкальную память [35].

Н. А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил музыкальные способности на 2 группы:

1) технические (игре на данном инструменте или пение);

2) слуховые (музыкальный слух) [39].

В слуховых способностях выделяются:

- элементарные (гармонический и ритмический слух),

- высшие (способность улавливать нюансы, недоступные обычному человеку).

Н. А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит музыкальные способности на:

- музыкально-эстетические;

- специальные [8, с. 205].

Соглашаясь в целом с этой классификацией, В.Д. Остроменский предлагает расчленить музыкально-эстетические способности на эмоционально- и рационально-познавательские, т.е., фактически, выделяет эмоциональную сторону музыкальности [22, с. 4].

В ряде работ, как мы уже упоминали, в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память. Г.М. Цыпин включает музыкальную память в триаду:

- музыкальный слух,

- чувство ритма,

- музыкальная память [30, с. 204].

Б. М. Теплов отмечает, что специальные музыкальные способности необходимы для успешных занятий музыкальными дисциплинами [28, с. 73].

В качестве структурных компонентов музыкальности Л.В. Егорова выделяет:

- звуковысотный,

- темпо-метроритмический,

- тембровый,

- динамический,

- гармонический (ладовый),

- формообразующий чувства;

- эмоциональную отзывчивость на музыку как главного компонента музыкальности,

- а также когнитивный,

- операциональный и

- мотивационный компоненты музыкально-эстетических вкусов детей [13, с. 21].

Одной из всеобъемлющих и дифференцированных является классификация Карла Спинора, который выделяет 25 музыкальных способностей. Классифицирует он их следующим образом:

I. Музыкальные ощущения и восприятия.

А. Простые формы ощущений (чувство высоты звука, чувство интенсивности звука, чувство времени, чувство протяженности звука).

Б. Сложные формы восприятия (чувство ритма, чувство тембра, чувство объемности звука, чувство консонанса).

II. Музыкальное действование.

А. Простые формы ощущений (контроль высоты звука, контроль интенсивности звука, контроль времени).

Б. Сложные формы восприятия (контроль ритма, контроль тембра, контроль объемности звука)

III. Музыкальная память и музыкальное воображение.

А. Простые формы ощущений (слуховые представления, двигательные представления, творческое воображение).

Б. Сложные формы восприятия (объем памяти, способности к обучению)

IV. Музыкальный интеллект (в него входят свободные музыкальные ассоциации, способность к музыкальной рефлексии, общая умственная одаренность).

V. Музыкальное чувствование (в него входят музыкальный вкус, эмоциональная реакция на музыку, способность эмоционально выражать себя в музыке) [1, с. 88].

Ученые Ф. Гекер и Т. Циген создали структуру музыкальных способностей в своей работе, посвященной вопросу о наследовании музыкальных дарований. Они выделили следующие пять компонентов музыкальной одаренности:

1) сенсорный компонент (чувствительность к различению высоты, интенсивности и длительности звуков);

2) ретентивный компонент (память на высоту, интенсивность и длительность звуков и их комплексов);

3) синтетический компонент (восприятие целостных образований: мотивов, мелодий, тем, ритмических фигур);

4) моторный компонент (перенесение звукового образа на голос или инструмент);

5) идеативный компонент (установление связи между звуковыми образами и общими идеями произведения, нахождение идейного содержания музыки) [1, с. 89].

Дж. Крис, ученый-физиолог и музыкант, рассматривая структуру музыкальных способностей, выделил три главные стороны музыкальности:

1) интеллектуальную музыкальность, которая характеризуется:

а) чувством ритма;

б) музыкальным слухом, т. е. способностью различать высоту, интенсивность, тембр звуков;

в) музыкальной памятью;

2) эмоциональную или эмоционально-эстетическую музыкальность, выражающуюся в:

а) в эмоциональной восприимчивости к музыке,

б) в любви к музыке;

3) творческую музыкальность, в которой обнаруживается деятельность творческой фантазии [13, с. 24].

Различные музыкальные способности могут согласованно развиваться в человеке, но встречаются случаи и рассогласования некоторых признаков: например, отличные творческие способности при плохой музыкальной памяти, общая любовь к музыке при слабом слухе. При таком согласовании и в предупреждение его способности необходимо параллельно и синхронно развивать, а также «подтягивать» недостающие стороны.

В начале параграфа был озвучен вопрос, ответ на который не дан теоретиками однозначно: музыкальная способность – это нечто неделимое или комплекс различных способностей? Исходя из возможностей рассогласования, мы склоняемся ко второму ответу – это комплекс способностей. Однако возможна такая формула: способности либо есть (частично или в целом) и недостающие можно «подтянуть», д о развить, либо их нет вообще. И в такой картине вырисовывается некоторая целостность музыкальных способностей.

Немаловажен в этом ракурсе вопрос: всем ли людям присуща музыкальность или только некоторым?

Также до сих пор обсуждаются вопросы: как измерить музыкальную способность, каковы закономерности ее развития.

Сочетание психологии личности и музыкальной психологии тоже до сих пор остается не до конца изученным, однако здесь наблюдается некоторое единогласие: большинством исследователей музыкальность понимается как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности.

Такая взаимосвязь означает, что музыкальность важна не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека. Здесь можно прийти к выводу, что воспитание музыкальных способностей на том или ином уровне (опираясь на исходные данные человека), необходимо каждому. Это уже отражено в цикле школьных эстетических предметов, в которые обязательно входит музыка, а во многих программах и ритмика. Такой подход обусловлен тем, что музыкальность, как указывает Л. Л. Бочкарев, укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, помогает ему овладеть очень важной для психологического развития формой активного эмоционально-творческого познания [4, с. 22].

Ученые К. Штумф, Т. Биллорт, А. Файст и другие изначально определяли музыкальность как психическое образование. Но точка зрения этих исследователей достаточно узка: А. Файст сводил музыкальность к чувству интервалов, а К. Штумф и Т. Биллорт – к способности анализировать аккорды [6, с. 35].

К. Спинор выступал за разделение музыкальности на отдельные способности и, исходя из этого, делил ее на 5 больших групп талантов, не связанных между собой:

- музыкальные ощущения и восприятие;

- музыкальное действование;

- музыкальная память и музыкальное воображение;

- музыкальный интеллект;

- музыкальное чувствование.

Выделяет К. Спинор и чисто психологическую составляющую в музыкальных способностях: сенсорные музыкальные способности (то есть способности к восприятию) лежат в основе музыкального таланта. Способность к восприятию может быть представлена в различной степени у индивидов и точно измерена с помощью специальных тестов [1, с. 30].

Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей» [28, с. 83]. В ней предложена оригинальная концепция музыкальности.

Теплов за основу взял чисто психологическую способность: эмоциональную отзывчивость на музыку. Музыкальные способности стоят на втором месте, особо ученый выделяет:

- музыкальный слух,

- чувство ритма.

Обе способности отражают восприятие и воспроизведение звуковысотного и ритмического движения.

В музыкальном слухе Б.М. Теплов выделил два компонента:

- перцептивный (восприятие мелодического движения (ученый назвал это ладовым чувством);

- репродуктивный (воспроизведение, слуховое представление мелодии).

Далее Теплов перечислял тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух, как неосновные компоненты комплекса музыкальности.

В целом, современные исследователи сходятся на том, что способности, входящие в «ядро» музыкальности это:

- ладовое чувство;

- способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями;

- музыкально-ритмическое чувство.

Как уже было сказано, вопрос о структуре музыкальности и музыкальной одаренности не решен окончательно. Исследователи, предлагающие расширить «ядро» музыкальности, дополняют список специальных способностей такими, которые не являются «общими» по отношению ко всем видам музыкальной деятельности (в том числе слушательской).

Опираясь на концепцию Б.М. Теплова, которые считал эмоциональную реакцию на музыку основным качеством музыкальной способности, нельзя считать немузыкальным человека, который эмоционально воспринимает музыку, а музыкальная память или репродуктивные музыкальные способности у него не развиты.

Сложно спорить с тем, что восприятие музыки слушателем, обладающим высокоразвитой или природной музыкальной памятью, будет более продуктивным и эмоциональным, однако эта часть музыкальной способности развивается. В пример можно привести композитора Д.Б. Кабалевского, который из-за слабо развитой музыкальной памяти был отчислен из детского хора за «отсутствием музыкальных способностей» или знаменитого актера А. Миронова, который, видимо, в детстве имел недоразвитые репродуктивные музыкальные способности, из-за чего его пение не доставляло удовольствия никому. Первый (Кабалевский) стал композитором, что говорит само за себя, песни второго (Миронова) слушают до сих пор.

Возможно, отталкиваясь от этих и подобных примеров, педагоги-музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого здорового человека.

Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность» по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным.

Соседние файлы в папке 08-09-2014_07-06-47