Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛитератураMicrosoft Office Word.docx
Скачиваний:
307
Добавлен:
09.02.2016
Размер:
215.5 Кб
Скачать

9. Творческий путь а. Блока. «Трилогия вочеловечения».

Жизнь и творчество А. Блока.

«Трилогия вочеловечения»

1880 – 1921

А.А. Блок родился и воспитывался в высококультурной и дворянско-интеллигентской семье. Его отец, Александр Львович, вёл свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине 18 века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был также способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, была вынуждена уйти от мужа ещё до рождения сына. Таким образом, детские и юношеские годы Блока прошли сначала в петербургском «ректорском» доме (дед, Андрей Николаевич Бекетов, - профессор-ботаник, ректор Петербургского университета), затем, после 2-го замужества матери, в доме отчима – офицера Франца Феликсовича Кублицкого-Пиоттух, а каждое лето – в бекетовском подмосковном имении Шахматово.

В либеральной и «народолюбивой» семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. Литературной работой систематически занимались и её дочери - мать Блока и его тётки.

Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии. Начал писать с пяти лет (матери), однако, серьёзное обращение к поэтическому творчеству, во многом связанное с увлечением юного Блока поэзией Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского, падает на годы окончания им гимназии и поступления в 1898 году на юридический факультет Петербургского университета (В 1901 году он перейдёт на славяно-русское отделение историко-филологического факультета и успешно его закончит в 1906 году).

В самом начале 1900-ых годов 2 важных события определили творческую судьбу поэта. Первое из них – глубокое чувство к Л.Д.Менделеевой, увенчавшееся их браком в 1903 году. Второе – увлечение некоторыми философскими идеями Вл. Соловьёва. Результат взаимодействия этих событий – 1-ый поэтический сборник Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1904-1905).

Выход 1-ой книги ввёл её автора в круг видных поэтов. Он общается с символистами старшего и младшего поколений – Д.Мережковским, З.Гиппиус, В.Брюсовым, К.Бальмонтом, А.Белым, В.Ивановым и др. Имя Блока приобретает известность. Вместе с тем в его художественной позиции назревают существенные изменения. Они связаны с той общественной атмосферой, которая сложилась в России накануне и в годы 1-ой русской революции (1905-1907). Именно в это время поэт спускается с «небес» на «землю», с нарастающим вниманием вглядываясь в окружающую его повседневность, жизнь «униженных и оскорблённых», в дисгармоничный мир, где торжествует стихийное начало. Всё это нашло отражение в его новых книгах – «Нечаянная радость», «Снежная маска» (1907 год), «Земля в снегу» (1908), и «Ночные часы» (1911). В эти же годы Блок создаёт цикл лирических драм: «Балаганчик», «Король на площади» и «Незнакомка» (1906), а позже ещё две драмы: «Песня Судьбы» и «Роза и Крест» (1913), а также печатает ряд публицистических и литературоведческих статей – «Безвременье», «Народ и интеллигенция», «О современном состоянии русского символизма» и др. Содержание его творчества расширяется и углубляется. Этому способствовали и его поездки в Германию, Францию, Бельгию, Нидерланды и особенно в Италию – цикл «Итальянские стихи» (1909). В 1910-1911 годах Блок подготавливает свое первое «Собрание стихотворений».

К 1915-1916 годам творческая активность поэта заметно снижается. Причины и личные (драма с женой), и 1-ая мировая война 1914 года. В это время Блок усиленно работает над поэмой «Возмездие», но завершить её не удаётся: летом 1916 года он призывается в армию в качестве табельщика одной из строительных дружин и направляется на фронт, где живёт, по его словам, «бессмысленной жизнью, без всяких мыслей, почти растительной». После Февральской революции Блок возвращается в Петербург и работает редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии, которая проводила допросы бывших деятелей царского правительства. В это время почти не пишет (хотя и приветствовал падение самодержавия).

Перелом наступил после Октября 1917 года. Блок поверил в «очистительную силу революции». «Он ходил молодой, весёлый, бодрый, с сияющими глазами, - вспоминает его тётка М.А.Бекетова, - и прислушивался к «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству». Именно в это время поэт пережил последний творческий взлёт, создав в течение января 1918 года статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать», стихотворение «Скифы». Как истый романтик, верил, что революцией «задумано переделать всё», верил, что жизнь станет справедливой, чистой, прекрасной. Статью «Интеллигенция и революция» завершал призыв: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию !»

Блок подвергнут травле со стороны бывших друзей («Продался большевикам»), но, убеждённый в своей правоте, стоически переносил несправедливые упрёки в свой адрес. Более того, он с охотой включается в практическую деятельность по культурному строительству: активно сотрудничает в Горьковском издании «Всемирная литература», становится председателем управления Большого драматического театра, является членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса, возглавляет Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов и т.д. Однако со временем многочисленные заседания становятся для поэта «отбыванием воинской повинности». Он в этих организациях и в окружающей жизни с отвращением обнаруживает не только не исчезнувшие, но, наоборот , торжествующие – бюрократизм, пошлость, мещанство, комчванство. Отсюда и горькая запись в дневнике: «Жизнь изменилась (она изменилась, но не новая…) – вошь победила весь свет, это уже свершившееся дело, и всё теперь будет меняться только в другую сторону, а не в ту, которой жили мы, которую любили мы». Наиболее убедительно трагедию Блока в послереволюционный период охарактеризовал Иванов-Разумник : «Мы знаем теперь: не душа Блока изменилась – изменилась душа революции; ни от чего Блок не отрекался, но он задохся, когда исторический воздух, очищенный стихийным взрывом, снова отяжелел и сгустился». Это ускорило его смерть. Блок умер от болезни сердца и нервного расстройства в Петрограде 7 августа 1921 года.

Художественный мир поэта

«Трилогия вочеловечения»

Лирика Блока – явление уникальное. При всём многообразии её проблематики и художественных решений , при всём отличии ранних стихотворений от последующих – она выступает как единое целое, как одно развёрнутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом «пути». На эту её особенность указывал и сам Блок.

В 1910-1911 годах, подготавливая к изданию своё первое собрание стихотворений, Блок разместил их по трём книгам. В окончательном виде (1918-1921) 3 тома включают в себя 18 лирических циклов («стран души», по выражению поэта). В предисловии к 1-ому изданию Блок подчёркивал единство своего замысла: «Каждое стихотворение необходимо для образования главы (т.е. цикла); из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать «романом в стихах…». И далее в письме к А.Белому он раскрывает основной смысл этапов пройденного им пути и содержание каждой из книг трилогии: «… таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твёрдо уверен, что это должное и что все стихи вместе – «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянию, проклятиям, «возмездию» и…- к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру».

В 1-ый том (1898-1903) вошли 3 цикла: «До света» - как бы предварение будущего нелегкого пути. Романтическая приподнятость, двойственное отношение молодого поэта к жизни. На одном полюсе – мотивы мрачной разочарованности («Я стар душой. Какой-то жребий чёрный – Мой долгий путь».) Зато на другом - тяга к жизни, приятие её:

Я стремлюсь к роскошной воле,

Мчусь к прекрасной стороне,

Где в широком чистом поле

Хорошо, как в чудном сне-

И осознание высокой миссии поэта, его грядущего торжества:

Но к цели близится поэт,

Стремится, истиной влекомый,

И вдруг провидит новый свет

За далью, прежде незнакомой…

Центральный цикл 1-ого тома – «Стихи о Прекрасной Даме». Это и есть то «мгновение слишком яркого света». (Любовь к Л.Д.Менделеевой и увлечение философией Вл. Соловьёва, особенно близки его идеи о существовании Души Мира или Вечной женственности).

Многопланов образ героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина. С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы», «Зари», «Величавой Вечной жены», «Святой», «Ясной», «Непостижимой». То же можно сказать и о герое цикла: «Я и молод, и свеж, и влюблён» - и «безрадостный и тёмный инок», или «отрок», зажигающий свечи. Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты «призрачные», «неведомые дали», «неведомые тени, звуки», «надежды нездешние», «красота неизречённая», «непостижимая тайна» и т.д. Таким образом, история земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический, мистико-философский мир.

Драматическая напряженность присуща и завершающему 1-ый том циклу «Распутья». Тема Прекрасной Дамы звучит и здесь, но возникает и нечто новое: связь с «повседневностью», внимание к людскому горю, социальной проблематике ( «Фабрика», «Из газет», «По берегу плёлся больной человек»). «Распутья» намечают возможность грядущих перемен в творчестве поэта.

Лирика 2-ого тома (1904-1908) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Он отходит от мистицизма Вл.Соловьёва, идеала мировой гармонии, но не потому, что в него более не верит. Просто он погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы.

Своеобразный пролог ко второму тому – цикл «Пузыри земли», признаёт закономерность существования стихийного мира низменной природы.

Следующие 2 цикла – «Разные стихотворения» и «Город». Поэт погружается в тревожный, остро конфликтный мир, ощущая себя сопричастным ему.

События революции он воспринимал подобно другим символистам как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным ему царством социального бесправия, насилия и пошлости. («Шли на приступ. Прямо в грудь…», «Поднимались из тьмы погребов…», «Митинг», «Сытые», «Барка жизни стала…»). Одна из главных проблем – народ и интеллигенция.

Тема Родины – «Осенняя воля» , 1905 – лермонтовские традиции. «Русь», 1906. Русь – это тайна. Разгадка тайны – в «живой душе» народа, не запятнавшей на просторах России своей «первоначальной чистоты». Чтобы её постичь, надо жить одной жизнью с народом.

Погружаясь в стихию повседневности, Блок создаёт и ряд стихотворений, которые исследователи его творчества называют «чердачным циклом»: «Холодный день», «В октябре», «Окна во двор», «На чердаке» и др. Лирический герой цикла – представитель городских низов, один из многих «униженных и оскорблённых».

Два следующих цикла 2-ого тома – «Снежная маска» и «Фаина» отражают внезапно вспыхнувшее чувство поэта к актрисе Н.Н.Волоховой. Стихия природы («Пузыри земли»), стихия повседневной жизни («Разные стихотворения», «Город») теперь сменяются стихией хмельной, испепеляющей страсти («О весна, без конца и без края…»). Венчает 2-ой том цикл с многозначительным названием «Вольные мысли».

3-ий том (1907-1916) – завершающий, высший этап пройденного поэтом трудного, подчас мучительного пути. Он открывается циклом «Страшный мир» (1909-1916). Тема «страшного мира» - сквозная в творчестве Блока. Здесь отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства. («Унижение», «На островах», «В ресторане», «Чёрная кровь», «Демон», «Двойник»).

Трагическое мироощущение, «угрюмство», свойственное большинству стихотворений цикла, находят своё крайнее выражение в тех из них, где законы «страшного мира» приобретают космические масштабы:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, - который раз?

Мысль о роковом круговороте жизни, о её безысходности с удивительной простотой и силой выражена в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнёшь опять сначала,

И повторится всё как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Тему «страшного мира» продолжает два небольших цикла - «Возмездие» и «Ямбы». Возмездие, по Блоку, это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя – измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. А следствие этому – расплата: душевная опустошённость, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Эти мотивы звучат во всех стихотворениях цикла, начиная со знаменитого «О доблестях, о подвигах, о славе…» и кончая «Шагами командора» и «Как свершилось, как случилось?».

В «Ямбах» возмездие грозит уже не отдельному человеку, а «страшному миру» в целом. И звучит вера в добро и свет:

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

1909 год – цикл «Итальянские стихи» кажется несколько чужеродным, но он определяет «чистое искусство» как творческую ложь. Раздел «Разные стихотворения» определяется знаменитым «Благословляю всё, что было». Цикл «Арфы и скрипки». Название связано с блоковской концепцией музыки как внутренней сущности мира, его организующей силы.

Следующий цикл – «Кармен»(1914) посвящён Л.А. Дельмас, оперной певице, тема всепоглощающей любви. Является своеобразным прологом к поэме «Соловьиный сад».Поэма эта – новый шаг Блока в поисках смысла жизни и места человека в ней. Уходя из замкнутого круга «соловьиного сада», поэт вступает широкий и суровый мир, заключающей в себе ту подлинную и высокую правду, к постижению которой он стремился на протяжении всего творческого пути. Так возник цикл «Родина», едва ли не вершинный цикл не только 3-его тома, но и всей поэзии Блока.

Тема Родины, России – сквозная блоковская тема. На одном из последних его выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это всё - о России, - ответил Блок и не покривил душой, ибо тема России была для него поистине всеобъемлющей. Однако наиболее целеустремленно он обратился к этой теме в период реакции. В письме к Станиславскому (1908 год, декабрь) Блок пишет: «Стоит передо мной моя тема, тема о России (вопрос об интеллигенции и народе, в частности). Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни».

Родина для Блока – понятие настолько широкое, что он посчитал возможным включить в цикл и стихотворения сугубо интимные («Дым от костра струёю сизой…», «Посещение»), и стихи прямым образом связанные с проблематикой «страшного мира» («Грешить бесстыдно, непробудно…», «На железной дороге»).

Смысловое ядро цикла составляют стихи, посвященные непосредственно России. Среди самых знаменитых – цикл «На поле Куликовом» и стихотворение «Россия».

Цикл «На поле Куликовом» включает 5 стихотворений. Связанный своим содержанием с известным историческим событием – Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя Московского Дмитрия Донского разгромили полчища золотоордынского хана Мамая, блоковский цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее – о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

Стихотворение Блока «Россия» - самое известное из цикла «Родина». В нём слиты воедино чувство дюбви к родине вера в её будущее возрождение, выражено чувство нераздельности личной судьбы поэта и судьбы Родины, органическое ощущение национальной стихии, любовь к неброской деревенской природе, внимание к народному слову, наконец, к традициям отечественной литературы. Уже в первой строфе образ тройки может вызвать ассоциацию с гоголевской Русью-тройкой. А следующая строфа вновь заставляет вспомнить о лермонтовской «странной любви» к отчизне:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слёзы первые любви.

И далее развертывается чисто блоковское чудо «перетаскивание» образа женщины в образ Родины и наоборот. Его Россия – женщина-красавица то ли из сказки, то ли из жизни. Её красота – «разбойная, непокорная», поэтому даже во власти «чародея» она не пропадёт, не сгинет. Только «забота затуманит» её «прекрасные черты». А дальше снова образ женщины незаметно перетекает в образ родины:

Ну что ж? Одной заботой боле –

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же – лес, да поле…

И опять женщины:

Да плат узорный до бровей.

Заключительная строфа – 6-тистишие. Она возвращает к началу стихотворения –теме тройки, теме пути. Она устремлена в будущее («И невозможное возможно».

Казалось бы, цикл «Родина» мог бы достойно завершить последний том «трилогии вочеловечения». Однако поэт посчитал необходимым поместить в конце книги небольшой цикл «О чём поёт ветер», исполненный грустных, элегических настроений, раздумий. Заключительный цикл чем-то перекликается со «Страшным миром» и, таким образом, 3- ий том тяготеет к кольцевому построению, что соответствует спиралеобразному характеру пути поэта.