Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
53
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
625.66 Кб
Скачать

6.4. Институт непрерывного образования

Институт непрерывного образования представляет для нас особый интерес, поскольку это СКИ, в котором отчетливо выделен уровень самообучения, удовлетворяющий потребности личности в индивидуализации. В отличие от школ и библиотек, институт непрерывного образования появился в социально-культурной систе-ме сравнительно недавно: не более полувека назад. Что вызвало его к жизни?

Науковеды попытались проследить темпы прироста научного знания, взяв за точку отсчета начало нашей эры. Первое удвоение объема научных знаний произошло к началу XVIII в.69, то есть к началу становления промышленной культуры в Западной Европе. Благодаря медленному темпу роста знаний, если профессионал овладевал соответствующим фрагментом культурного наследия во время обучения, то этой подготовки ему хватало на всю жизнь, и никакого повышения квалификации не требовалось. Следующий период удвоения длился 200 лет (до начала XX века); он также был значительно больше длительности человеческой жизни, и проблема доучивания и переучивания практически не возникала.

Третий период удвоения знаний оценивается в 50 лет (с начала XX века до 1950 года), то есть он соизмерим с длительностью творческой жизни человека. Здесь уже нельзя было обойтись без последипломного обучения. Именно тогда возникли учреждения повышения квалификации врачей, учителей, инженеров. Но обучение носило эпизодический, в лучшем случае периодический характер, что до поры до времени себя оправдывало.

Четвертый период удвоения общественных знаний оказался еще короче — в пределах 10 лет (разумеется, в разных науках по-разному: в вычислительной технике и микроэлектронике — 2-3 года; в географии — 15- 20 лет). Специалист попал в положение Кролика из сказки Л. Кэрролла, которому «чтобы удержаться на одном и том нее месте, приходится бежать изо всех сил. А если хочешь лопасть куда-нибудь в другое место, надо бежать еще вдвое быстрее»70. Началась безостановочная гонка за знаниями, которую подхлестывают появление новых областей знания, модернизация старых, появление межотраслевых связей.

Один из главных упреков современной школе заключается в отставании содержания школьного образования от прогресса человеческого знания. Это отставание в условиях современной культуры неизбежно и неустранимо. Поэтому педагоги пришли к следующему выводу: «Основная роль школьного образования... должна

137

138

заключаться в привитии навыка самостоятельной работы, чтобы впоследствии ученики могли сами обогащать свой запас знаний а опыта. Даже самые крупные и известные университеты не вправе считать, что они выпускают действительно «образованных» людей — в том смысле, что образование этих людей полностью завершено. Они должны выпускать людей «восприимчивых к образованию» , которые хорошо подготовлены к тому, чтобы учиться в течение всей своей жизни»71. Этот вывод, кстати сказать, сформулировал В. Ф. Одоевский в середине XIX века (см. раздел 6.3).

Отличительная особенность нашей культуры заключается в профессиональной мобильности, которая выражается в изменении профессии (специальности, специализации), квалификации, должности, места работы и т.д. в течение производственной деятельности человека. Социологи науки свидетельствуют, что только 25% научных работников стабильно трудятся в рамках своей специальности, половина эпизодически выходит за эти рамки (так называемая «маятниковая» мобильность), остальные 25% фактически совмещают деятельность по различным специальностям»72. Оказалось, что «только у 1/3 ученых тема нынешней научной работы полностью соответствует вузовской специализации; причем у многих специалистов дистанция между базовым образованием и тематикой ведущихся исследований является значительной»73. Таким образом, подавляющая часть специалистов в течение жизни обращается к багажу новых для них областей знания, претерпевает переквалификацию, то есть выступает в роли учащихся, а затем — молодых специалистов. При этом нельзя забывать о реквалификации, то есть о потребности постоянного обновления знаний. Настоящее бедствие существенной реквалификации постигло советских обществоведов в связи с крушением марксистско-ленинской идеологии. Таким образом, поневоле приходится учиться, учиться и учиться всю сознательную жизнь. Чем общество может облегчить бремя постоянного самообразования?

Ясно, что самого по себе привития навыков самообразования, развития личных познавательных интересов недостаточно. Необходимо создать сеть учреждений внешкольного и послешкольного образования, то есть сформировать институт непрерывного образования, который является вторичным по отношению к первичному институту школьного обучения.

Под непрерывным образованием обычно понимают продолжающуюся всю жизнь систематическую, добровольную и социально регулируемую деятельность каждого человека по приобретению и обновлению как общих, так и профессионально-специзированных знаний, умений и навыков. Непрерывность образования предполагает преемственность и взаимное дополнение формально регламентированного обучения и неформального инициативного самообразования (самообучения), единство противоположных начал — общественных требований к социализации и профессионализации и индивидуальных интересов, склонностей и способностей людей.

Если обратиться к рис. 6.1, то видно, что институт непрерывного образования должен охватывать школу и внешкольные учреждения культуры, базироваться как на обучении, так и на самообучении. И в том, и в другом случае учащимся осуществляется учебное познание, то есть освоение некоторой части общественного знания. Отличие «учебного» познания от «неучебного» заключается в том, что объектом познания является не реальная действительность (природа, Бог, общество, человек), а знания об этой действительности, уже добытые людьми. При обучении педагогом учащимся преподносится учебный материал, заранее отобранный, систематизированный и обработанный для наилучшего восприятия (учебная и популярная литература, кино, лекция), причем предусматривается соответствующая система контроля и аттестации обучаемых; самообучение же предполагает самостоятельный отбор и осмысление учащимися соответствующих фрагментов общественного знания, часто без помощи каких-либо специально подготовленных «учебных материалов».

Конечно, граница между обучением и самообучением не может быть жесткой. Любое обучение включает элементы самообучения, ибо предполагает самостоятельное осмысление учащимся учебного материала (например, домашние школьные задания), а самообучение редко обходится без рекомендаций со стороны сведущих людей (консультантов, библиографов, коллег). Обучение и самообучение дополняют друг друга как две формы учебного познания. При этом следует учитывать, что формальное обучение включено в игру (учащиеся мысленно переносятся в ту или иную проблемную ситуацию, анализируют ее, пытаются найти решение и т. д.), а самообразование включено в практическую деятель ностъ (как правило, производственную), которая ставит свои отнюдь не вымышленные проблемы. Поэтому самообразование выше обучения, оно, по словам Е. Д. Клементьева, «конечная истина образования».

На рис, 6.3 представлена структура института непрерывного образования, включающая те учреждения образования, культуры и науки, которые обеспечивают обучение и самообучение в наши дни.

139

140

Их можно классифицировать, во-первых, по уровню передаваемого учащимся знания: необходимые всем первоосновы и специально-профессиональные; во-вторых, по формам обеспечиваемого учебного познания: обучение и самообучение. Если обратиться к рис. 4.1, то видно, что система непрерывного образования охватывает социальные институты А и Б.

Следует обратить внимание на службы научно-технической информации, обеспечивающие научно-исследовательскую и материально-производственную деятельность. Это информационная база современной науки и техники, располагающая автоматизированными системами обработки, хранения, поиска и распространения научно-технических знаний. Благодаря службам НТИ формируется электронная коммуникация, центром которой должен стать искусственный интеллект, средоточие активной части общественного знания.

Надо обратить внимание на то, что, в отличие от культурно-досуговых Во главу угла руководители отечественной системы НТИ всегда ставили производственные заботы, то есть фактические «узкие места» исследования и производства, а не общие познавательные интересы. Органы НТИ, по их мнению, должны информиро-вать специалиста «не столько для того, чтобы он знал, сколько для того, чтобы он использовал (курсив автора)»14. Нелепость подобной ориентации очевидна, так как нельзя использовать научно-техническую информацию, не познав (т.е. не поняв, не осмыслив, не освоив) ее по существу. Знающий и образованный специалист будет эффективнее использовать полученную информацию для творческого решения производственных проблем, чем работник, «лишенный общих познавательных интересов». Ориентация информационного обеспечения на «сегодняшние узкие места» оборачивается неподготовленностью специалистов к преодолению «завтрашних узких мест».

Практически службы НТИ доводят общественное знание до сведения своих абонентов в двух режимах: 1) текущее информирование посредством реферативных журналов, библиографических бюллетеней, экспресс-информации, периодических обзоров и других информационных изданий или посредством избирательного (индивидуализированного) распределения текущей информации; 2) справочное обслуживание (режим «запрос — ответ», ретроспективный поиск), где предусматривается выдача не только текущей, но и ранее поступившей информации. Именно текущее информирование представляет собой не что иное, как средство обновления и поддержания квалификации специалистов на современном уровне, оно всеми своими формами работает на образовательную функцию служб НТИ. Конечно, и справочное обслуживание, обращение к базам и банкам данных информационных служб расширяет и обогащает кругозор специалистов, служит незаменимым инструментом их самообразования.

Сказанное позволяет сделать следующие выводы.

1). В российских условиях институт непрерывного образования не оформился, но есть главные предпосылки его формирования, к которым относятся:

— культурно-досуговые учреждения;

— средства массовой коммуникации;

— службы научно-технической информации.

2). Культурно-досуговые учреждения и средства массовой коммуникации активно выполняют внешкольно-образовательную функцию;

141

142

для служб НТИ развитие образовательных функций связано с формированием электронной коммуникации.

3). Система непрерывного образования непосредственно влияет на образованность и интеллектуальность личности и опосредованно — на духовность. Поскольку степень образованности (культур, ности) и интеллектуальности — показатель индивидуализации личности, то непрерывное образование выполняет индивидуализирующие, а не только социализирующие функции.

Соседние файлы в папке attachments_18-04-2011_16-43-45