Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Патопсихология, клиническая психология / Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии.doc
Скачиваний:
934
Добавлен:
06.03.2016
Размер:
14.61 Mб
Скачать

Литература

Замков Л. В. Память. Учпедгиз. М., 1949.

Дульнев Г. М. О значении намерения для точности и полноты воспроизведения тек­ста. В сб.: Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей. Учпедгиз. М., 1940.

Г. Исследование эмоционально-волевой сферы Вариант тат

1. Тематический апперцепционный тест (ТАТ) описан Мерреем и Мор­ганом, а также многими другими авторами. Используется во многих зару­бежных странах для исследования личности, направленности ее пережи­ваний и интересов. Вместо обычных сюжетных картин больным показы­вают серию картин с неопределенным, неясно выраженным сюжетом. По каждой из этих картин больному предлагают составить рассказ, т.е. рассказать, какова ситуация на данной картине, какие события привели к такому положе­нию и каков будет исход, т. е. что из этого выйдет. Рассказ записывается дословно.

Авторы, предложившие методику, считали наиболее важным интерпрета­цию содержания составленных рассказов, считали, что данная методика может выявить скрытые комплексы личности больного, его неудовлетворенные жела­ния, агрессивные тенденции, сексуальные, суицидальные мысли и т. д. Методика ТАТ относится ими к кругу проективных методик, поскольку в истолковании неясных сюжетов отражается личность больного, ее установка и чувства.

В советской патопсихологии пока опубликованы лишь два исследования, по­священных методике ТАТ — И. Н. Гильящевой и Н. К. Киященко. В последнем исследовании, выполненном под руководством Б. В. Зейгарник, анализу подвер­галась главным образом формальная характеристика объяснений больных. Фик­сировалось внимание на том, возникает ли вообще эмоциональная реакция боль­ного на мимику изображенных на картине людей, на ситуацию в целом.

2. Для проведения эксперимента можно пользоваться серией из 6 картин. Следует учитывать время, которое больной уделяет рассматриванию картинки, с помощью секундомера, и записывать высказывания больных полностью.

3. Больному показывают картинку и спрашивают, что на ней изображено (вариант Киященко).

4. Результаты этого эксперимента могут быть, прежде всего, оценены так же, как и результаты обычного толкования картин, т. е. оценке может быть подвергнута сообразительность больного, его умение разобраться в сюжете по мимике и позам изображенных лиц.

Однако замысел данной методики состоит в ином. Главное внимание при оценке результатов опыта уделяется тому, вызывает ли данное изоб­ражение какой-либо эмоциональный отклик у больного и какой именно. Так, например, на одной из картин американской серии изображен сидящий самодо­вольно улыбающийся и погруженный, видимо, в приятные воспоминания пол­ный молодой мужчина. Такое толкование картинки вовсе не обязательно. Мно­гие расценивают лицо этого человека иначе, считая, что он испытывает творчес­кое вдохновение, что его лицо мечтательное, нежное. Однако здоровые люди, так или иначе, относятся к лицу данного человека и в зависимости от собственного опыта, настроения эмоционально на него реагируют. На другой картинке изоб­ражены сидящие за столом молодые люди. Некоторые здоровые исследуемые предполагают, что это группа молодых физиков обсуждает научную проблему. Другие — что это бандитская шайка обсуждает предстоящий грабеж, третьи — что собравшиеся юноши скучают, не знают, как убить время. Так или иначе, толкование картины отражает личностные установки исследуемых.

По данным исследования Н. К. Киященко, у больных шизофренией с сохранной интеллектуальной сферой и притуплением эмоций отсутство­вала направленность на содержание картины. Описывая картину, больные огра­ничивались формальной интерпретацией отдельных элементов картины: «Люди сидят за столом, один из них встал». По поводу первой картины больные шизоф­ренией говорят, что «человек сидит, рядом круглое окошко». Они описывают внешнюю формальную сторону изображений, не вникая и не проявляя интере­са к сюжету, который может стать понятым лишь при направленности на мими­ку и позы изображенных людей. По данным Н. К. Киященко, формальное описа­ние изображений отнюдь не являлось следствием недомыслия, неумения понять сюжет. Если менялась инструкция и тем же больным предлагали «обратить вни­мание на позу и мимику изображенных лиц», они тут же могли дать и правиль­ное, т. е. более или менее адекватное содержательное толкование показанного изображения.

Исследованные той же методикой больные эпилепсией, помимо общеиз­вестной склонности к обстоятельному детальному описанию, обнаружили также склонность к чрезмерному морализированию, к гротескному оценоч­ному суждению относительно правильности или неправильности действий изоб­раженных лиц.

Методика включается в настоящее время во все больший круг клинических и клинико-психологических исследований, так как имеет, видимо, хорошую тео­ретическую основу: в восприятии художественного произведения сказывается личность воспринимающего, степень зрелости и адекватности его эмоциональ­ной сферы.