Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Reader / Канеман_перевод.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
385.02 Кб
Скачать

II. Пространство воспринимаемости

Ключевой характеристикой интуитивных мыслей является то, что они приходят в голову спонтанно, как и сигналы от органов чувств. Воспринимаемость (accessibility) - технический термин, используемый для обозначения того, насколько легко ментальный контент доходит до сознания [44]. Чтобы понять интуицию, надо уяснить, почему мы некоторые мысли воспринимаем, а некоторые – нет. Понятие воспринимаемости представлено далее в разделе на примерах зрительного восприятия.

рис.2а рис.2б рис.2в

Рис. 2. Примеры дифференцированной воспринимаемости.

Рассмотрим рисунки 2а и 2б. При взгляде на объект, изображенный на рис. 2а, сразу же появляется представление о высоте, площади верхнего блока и, возможно, об объеме башни. Сами впечатления довольно отчетливы, но чтобы выразить их в единицах длины или объема, требуются интеллектуальные усилия. Для других атрибутов таких впечатлений нет. Так, нельзя получить восприятия площади, которую займут кубики, если башня будет разобрана, хотя эта величина может быть оценена при помощи интеллектуальных операций: надо посчитать площадь одного кубика и умножить на их количество. Ситуация на рис. 2б, очевидно, обратная. Теперь кубики разложены, и впечатление об общей площади становится явным, чего не скажешь о высоте башни, которая могла бы быть собрана из этих кубиков.

Можно воспринимать и некоторые относительные качества объектов. Так, с первого взгляда заметно, что на рисунках 2а и 2в изображены разные объекты, но в то же время они более похожи друг на друга, чем каждый из них на объект рис.2б. Также и некоторые статистические свойства комплексов объектов более воспринимаемы, чем другие. Обсудим, например, вопрос: «Какова средняя длина отрезков на рис.3?». Простой ответ: когда множество объектов одного типа предстают перед наблюдателем одновременно или по очереди, репрезентации данного множества рассчитываются автоматически, среди прочего получается четкая информация и о среднем [4, 23]. Репрезентация прототипа легко воспринимаема, и она носит характер восприятия: мы формируем впечатление о типичных признаках, не задумываясь об этом. Единственное назначение Системы 2 в этой задаче – картографировать впечатление о типичной длине в соответствующем масштабе. Сравнение для контраста: нужно заметно напрячься, чтобы найти ответ на вопрос: «Какова общая длина всех отрезков на рисунке?» Как видно из данного примера, воспринимаемость некоторых атрибутов осуществляется легче, равно как и формирование суждений о них. Атрибуты, производимые Системой 1 автоматически и в рутинном режиме без специальных намерений или усилий, были названыестественными восприятиями(natural assessments - в [119]). Канеман и Фредерик [56] составили примерный список таких естественных восприятий. В дополнение к физическим характеристикам, таким как размер, расстояние, громкость, в список включены более абстрактные качества: сходство, условные предпочтения, необычайность, настроение и способность вызывать раздражение.

Рис. 3. Дифференцированная воспринимаемость статистических свойств.

Особенно важной формой естественного восприятия является оценка стимулов как хороших или плохих. Получаемые как в поведенческих [9, 126], так и в нейропсихологических исследованиях (напр., [75]) свидетельства поддерживают предположение о том, что восприятие объектов в качестве «хороших» (которых нужно достичь) или «плохих» (которых нужно избегать) осуществляется быстро и эффективно при помощи специальных нервных образований. Проведенный Баром [9]замечательный эксперимент иллюстрирует скорость процессов оценки и ее прямую связь с решениями о достижении или избегании объекта. Перед участниками эксперимента на экране высвечивались слова с четко обозначенным эмоциональным зарядом – позитивным (напр., ЛЮБОВЬ) или негативным (напр., ТОШНОТА), но этот смысл не имел отношения к заданию. Само задание заключалось в том, чтобы, при появлении на экране какого-либо слова, нажать на рычаг и очистить экран. Половина участников эксперимента должна была повернуть рычаг на себя, другая половина – от себя. Несмотря на то, что ответная реакция занимала доли секунды, за которые смысл слова-стимула еще не осознавался, его эмоциональный заряд производил заметный эффект. Испытуемые сравнительно быстрее двигали рычаг на себя (приближали), когда появлялись позитивно заряженные слова, и сравнительно быстрее отталкивали его, когда заряд слова был негативным. Склонности к сближению или отталкиванию проявлялись в процессах, происходящих автоматически, без волевого контроля. Было сделано несколько психологических комментариев о влиянии этой примордиальной оценочной системы (она включена здесь в Систему 1) на отношения (attitudes) и предпочтения (preferences), которые люди формируют осознанно и по своей воле [126, 62, 107, 31].

Данная дискуссия определяет пространство воспринимаемости. С одной стороны вектора, задающего направление в этом пространстве, мы обнаруживаем операции, имеющие свойства восприятия и интуитивной Системы 1: они осуществляются быстро, автоматически и без усилий. С другого конца расположены медленные, последовательные, интеллектоемкие операции, которые люди осуществляют по своему разумению. Воспринимаемость – это континуум, а не дихотомия, и некоторые интеллектоемкие операции в ее рамках требуют больше усилий. Одни детерминанты воспринимаемости, возможно, заложены генетически, другие развиваются при посредстве опыта. Развитие навыков постепенно увеличивает воспринимаемость полезных сигналов и способность к продуктивной организации информации до того уровня, пока полезная деятельность не будет осуществляться практически без усилий. Мастер шахмат уже не смотрит на доску, как это делает новичок, и визуализация башни из множества кубиков с накоплением опыта происходит почти без усилий.

Воспринимаемые впечатления в каждой конкретной ситуации определяются, очевидно, реальными свойствами объекта: башню легче увидеть на рис. 2а, чем на рис. 2б, потому что на последнем она присутствует лишь виртуально. Физические свойства объекта также определяют воспринимаемость: если одновременно демонстрируются большая зеленая и маленькая синяя буквы, «зеленый» скорее придет в голову. Тем не менее, неприметность объекта может быть преодолена специальным усилением внимания: инструкция искать маленький объект повысит воспринимаемость всех его характеристик.

Аналогичные эффекты неприметности, спонтанного и слабого внимания проявляют себя в ситуациях с более абстрактными стимулами. Например, предложения «Команда А победила команду Б» и «Команда Б проиграла команде А» передают одну и ту же информацию, но так как каждое из предложений привлекает внимание к своему существительному, они делают воспринимаемыми разные мысли. Воспринимаемость отражает также временные состояния активации ассоциативного ряда. Например, упоминание об известной социальной категории усиливает воспринимаемость характеристик, ассоциируемых со стереотипом категории, что отмечено в снижении порогов узнавания моделей поведения как индикаторов таких характеристик [34].

Дизайнеры глянцевых журналов хорошо знают, что соответствующим образом мотивированные и эмоционально заряженные стимулы сразу привлекают внимание. Рекламодатели используют глянцевые журналы потому, что привлечение внимания к объекту делает воспринимаемыми его характеристики, включая те, на которые первоначально не были направлены мотивационные и эмоциональные усилия. «Разогретое» состояние эмоционального и мотивационного подъема заметно повышает воспринимаемость мыслей, связанных с источником данных эмоций и соответствующими потребностями, снижает воспринимаемость других мыслей [80, 81, 30]. Эффект влияния эмоций на воспринимаемость был обнаружен в важном исследовании Юваля Роттенштейна и Кристофера Си [95]. Люди демонстрировали меньшую чувствительность к изменениям вероятности в случаях, когда возможные результаты были более эмоционально заряжены (поцелуи или электрошок), по сравнению с возможностями денежного выигрыша.

На рис. 4 (изображенном по [16]) демонстрируется известный эффект влияния контекста на воспринимаемость. Неоднозначный образ воспринимается как буква в контексте других букв и как число - в контексте чисел. В более общей формулировке: ожидания (осознанные или нет) являются мощной детерминантой воспринимаемости.

Другое важное свойство, которое иллюстрирует рис. 4, - полное подавление неоднозначности в осмысленном восприятии. Данный аспект восприятия будет испорчен для читателя, который постарается рассмотреть поближе две версии рисунка. Но когда они будут демонстрироваться по отдельности, наблюдатели не сразу догадаются об альтернативной интерпретации. Они «видят» более соответствующую контексту интерпретацию объекта, но не знают о субъективных индикаторах других возможных толкований образа. Неоднозначность и неопределенность подавляются в интуитивных суждениях, как и в процессах восприятия. Сомнение является феноменом Системы 2, представлением о способностях человека обдумывать несравнимые мысли об одном и том же. Главным открытием в изучении интуитивных решений, как сообщает Кляйн [69], является то, что мастера, принимающие решения в стрессовых ситуациях (напр., капитаны пожарных команд), редко делают выбор между различными вариантами, потому что в большинстве случаев в голову приходит единственное решение.

Рис. 4. Влияние контекста на воспринимаемость.

Схематически представленная здесь сложная когнитивная система – это поразительное вычислительное устройство. Оно хорошо приспособлено к условиям окружающей среды и может меняться двумя способами: путем краткосрочных гибких процессов, совершающихся без усилий, и путем долгосрочного процесса наработки навыков, которые при случае помогают действовать эффективно и с малыми затратами. Система старается иметь дело с тем, с чем она ожидает иметь дело, - это форма Байесова приспособления; она способна также адекватно реагировать на неожиданные вызовы. Однако эта замечательная конструкция в некоторых важных аспектах отличается от другого порождения человеческого разума – модели рационального агента, принятой в экономической теории. Данные различия исследуются в следующих разделах, в которых рассматриваются несколько результатов, схожих с эффектами воспринимаемости. Параллельно рассматриваются возможности развития теоретических моделей поведенческой экономики.

Соседние файлы в папке Reader