Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsia_9_GDE_ISKAT_OSNOVANIYa_PSIKhIKI.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
398.85 Кб
Скачать

Слайд 13. Почему именно торможение – ключ к пониманию сознания?

Он экспериментально показал, что двигательная реакция может быть прекращена путем раздражения определенных участков мозгового ствола. Это значит, что ощущение, вызываемое возбуждением органов чувств, может приводить не только к возбуждению «двигательных снарядов тела» (терминология тех времен), но и к «возбуждению их тормозов».

Сеченов совершил великое открытие: он первым понял, что без торможения никакая регуляция движения невозможна. Далее он рассуждал так. Психические (сознательные) процессы непосредственно физиологически неуловимы. Но процессы торможения – тоже нечто неуловимое. Торможение может останавливать какой-то идущий процесс (это ещё можно зарегистрировать), но ведь оно может и помешать начаться чему-то другому. А если ничего не начинается, то это ничего нельзя и заметить. Физиолог сможет в лучшем случае наблюдать какие-то проявления нервной активности, которые не ведут ни к какому эффекту. Поэтому торможение – особый процесс. Ведь если задуматься, то управление торможением – это как раз то, что обычно называют волей! Задержка движений, т. е. противостояние внешним влияниям, требует больше затрат нервно-психической энергии, чем осуществление движений. Вот почему именно в этом ранее не известном типе физиологических процессов лежит, по мнению Сеченова, ключ к пониманию сознания. Волевое усилие – торможение – обеспечивает способность организма не реагировать на внешние или внутренние раздражители.

Сеченов понимал, как долог путь от открытия торможения до психической реальности. Вот как он описывает этот путь: психология начнет свой кропотливый труд с простейших случаев; движение её будет медленно, но зато выиграет в верности; из психологии, правда, исчезнут блестящие, всеобъемлющие теории; в научном содержании её будут страшные пробелы, на место объяснений в огромном большинстве случаев выступит лаконичное «не знаем»; сущность сознательных явлений останется во всех без исключения случаях непроницаемой тайной (подобно, впрочем, сущности всех явлений на свете) – и тем не менее, психология сделает огромный шаг вперед.

Слайд 14. Условный рефлекс – ключ к пониманию сознания?

Однако исследовательская программа Сеченова быстро исчерпала себя. К. Бернар (1813-1878), в лаборатории которого Сеченов как раз и открыл феномен центрального торможения, показал, что условием существования животных организмов является «постоянство внутренней среды». Любые отклонения от стабильного уровня автоматически регистрируются организмом и приводят в действие физиологические механизмы, пытающиеся устранить это нарушение посредством торможения процессов, вызвавших отклонения.

Таким образом, все физиологические процессы, обеспечивающие постоянство внутренней среды организма, с необходимостью включают в себя управление торможением. Но, значит, эти процессы должны быть изначально (генетически) заложены в организм – иначе он не смог бы жить. А потому торможение – такой же обычный, автоматически осуществляемый физиологический процесс, как и возбуждение.

Последователи Сеченова, тем не менее, постоянно искали какой-то особый процесс, который можно было бы сопоставить с психикой. Вот главный вопрос учения И. П. Павлова (1849-1936): «Каким образом материя мозга производит субъективное явление?». Павлов открыл феномен условного рефлекса, и именно в такой условно-рефлекторной деятельности он хочет обнаружить зачатки психического.

Эксперименты Павлова и его школы наводили на мысль, что образование условного рефлекса есть явление, сравнимое по сложности с теми задачами, решение которых обычно относят к сфере психической деятельности.

Но потом было экспериментально показано, что условные рефлексы образуются не в связи с какими-то психическими процессами, а просто вследствие автоматики физиологического акта.