Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Русская Правда..doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
14.03.2016
Размер:
772.1 Кб
Скачать

Статья 119

Статья примыкает по смыслу к ст. 117, уточняя права и обя­занности господина, которому принадлежит торгующий холоп. Господин сохранял ответственность и за холопа, находящегося в бегах, имея право на полученную последним в торговле при­быль. В то же время он оставался обязанным возместить дол­ги холопа и не мог отказаться от него.

Статья 120

Господин бежавшего холопа отвечает по существующим нор­мам и за то чужое, что тот унес с собой. Эти нормы (уроки) частью изложены в ст. ст. 41—46, где за кражу холо­пом установлено возмещение пострадавшему в размере двой­ной цены украденного. Б. Д. Греков предположил, что здесь кто не холоп, а зависимый смерд, поскольку в уставе о холопаx это местоимение не применяется к холопам.

Статья 121

Семья холопа, виновного в воровстве, не следует его судьбе, если она не помогала вору. При участии жены и детей холопа в краже или в сокрытии краденого господин должен посту­пить с ними так же, как и с самим холопом. Если в воровстве принимали участие свободные, то они наказываются уголов­ным штрафом. Формы и размеры ответственности в каждом случае были указаны в соответствующих статьях Правды. Как отметил А. А. Зимин, установление о соучастии свободных в воровстве добавлено в статью позднее, поскольку устав о холо­пах продажи не знает.

Дополнительные статьи Статья о коне

Статья касается торгового права. Она разрешает вернуть купленного коня продавцу и получить обратно деньги, если в коне обнаружится скрытый недостаток или болезнь. Эта об­щая норма «привязана» к конкретным обстоятельствам, когда купленный конь принадлежал княжеской конюшне (конь... княжь), а покупателем выступает боярин, купец или сирота (эту норму применительно к купленной корове см. в ст. 118 Псковской Судной грамоты).

По мнению А. А. Зимина, статья «ведет к новгородской действительности XIIIXIV вв.». Эта статья входит в сос­тав Пространной Правды (следует после ст. 87) в Пушкин­ском списке XIV в. и в Соловецком V 1493 г.

Статья о бесчестии

Статья представляет собой запись о размерах и формах де­нежного возмещения за оскорбление, которые зависят от родовитости потерпевшего. Размер возмещения определяется правом двух поколений предков потерпевшего по женской ли­нии (матери и бабушки) получать его в золоте (очень боль­ших ценностях, что свидетельствует об их боярском происхож­дении) или в серебре, т. е. так, как зафиксировано в Простран­ной редакции Устава кн. Ярослава (ст. ст. 2—4, 7, 30). По буквальному смыслу статьи, если мать или бабушка обесче­щенного обе имели боярское происхождение, он получал право на возмещение (взяти ему) в размере 50 гривен (или для ве­ликого боярина за 5 гривен золота — 250 гривен); если бояр­ское происхождение имела только мать потерпевшего, т. е. оно не было наследственным в двух поколениях, то возмещение за бесчестье составляло гривну серебра — семь с половиной гривен кун. Статья говорит о нанесении бесчестья, т. е. тяже­лого оскорбления действием. Кто был ему подвергнут? Судя по статье О мужи кроваве, где бесчестье упомянуто трижды и связано с избиением мужа и великого и меньшего боярина, а также мужа и людина, это оскорбление, нанесенное феодалу, представителю социальных верхов. Однако штрафы и возмещения в гривнах золота применительно к оскорблениям, нанесенным мужчинам, в известных древнерусских источ­никах отсутствуют. Вместе с тем Устав кн. Ярослава о церков­ных судах, в котором за умыкание, изнасилование и избиение жены или дочери боярина установлены гривны золота, позво­ляет предположить, что здесь могло иметься в виду бесчестье, нанесенное главе семьи в результате оскорбления его жены или дочери. Однако не исключено, что ставки в золотых грив­нах, сохранившиеся только в акте церковного права примени­тельно к охране чести женщины-боярыни, существовали и иг­рали роль при определении возмещения за оскорбления, нанесенные мужчинам-боярам. Кроме статей О «мужи крова­ве», в случае оскорбления боярина действием и словом намест­ницы судят ему по его отечеству безщестие и по Двинской ус­тавной грамоте конца XIV в.

Статья указывает на существование в Древней Руси фео­дальных групп, пользовавшихся наследственными привилегия­ми, связанными с давностью их аристократического положе­ния, причем исчисление давности велось по женской линии. Это предполагает составление генеалогических древ боярских родов и какие-то доказательства принадлежности представи­тельниц предшествующих поколений к числу тех, кто был в золоте. Судя по двойному денежному счету на гривны серебра и гривны кун, статья не может быть старше времени составле­ния договора Новгорода с Готским берегом конца XII в. (где упоминаются и гривны старые, гривны старых кун и гривны серебра) и договора Смоленска с Ригой и Готским берегом се­редины XIII в. (ставки в гривнах серебра, являющиеся пере­расчетом ставок в гривнах кун). Это указывает на XIII в. По мнению А. А. Зимина, статья составлена позднее начала XIII в., поскольку в ней соотношение гривны серебра и грив­ны кун показывает значительное обесценивание последних. Как выяснил В. Л. Янин, соотношение этих денежных единиц в статье указывает на ее составление не позднее конца XIII в. Эта статья следует за текстом Пространной Правды в списках Археографического вида Пушкинской группы и находится сре­ди дополнительных статей к Закону Судному людем в других списках юридического сборника, включающего Правду.