Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Соколов А.К. - Курс советской истории. 1941-1991 - 1999.pdf
Скачиваний:
100
Добавлен:
23.07.2017
Размер:
2 Mб
Скачать

Войска Конева и Жукова быстро приближались к границам Германии. За шесть дней было пройдено более 500 км. Были освобождены Варшава, Краков, Лодзь, Радом, Ченстохов и другие города. Противник прилагал отчаянные усилия, чтобы сохранить за собой Силезский промышленный район, который из-за непрерывных бомбежек Рура союзной авиацией стал главным индустриальным комплексом Германии. К концу января — началу февраля наступающие фронты заняли Силезский бассейн и вышли к Одеру, захватив плацдармы на его западном берегу в районах Кюстрина и Франкфурта.

От кюстринского плацдарма до Берлина оставалось всего 60 км. В германской столице началась паника. Были предприняты крайние меры, чтобы сбросить советские войска с захваченных рубежей. На них были обрушены тысячи авиабомб и снарядов. За огневыми налетами следовали атаки танковых соединений, пехота сходилась врукопашную. Но на помощь передовым подразделениям уже подходили основные силы фронтов. Плацдармы были удержаны и расширены. Часть армий 1-го Белорусского фронта была повернута в Восточную Померанию, ибо оттуда над его правым флангом опасно нависали германские соединения.

Бои в Восточной Пруссии

В Восточной Пруссии сражались войска 2-го и 3-го Белорусских фронтов. С 13 января войска Черняховского действовали в общем направлении на Кенигсберг (ныне Калининград). Противник заранее узнал о предстоящей операции и принял ответные меры. Пришлось буквально "прогрызать" немецкие позиции. Лишь после многодневных упорных боев советские войска вышли на подступы к Кенигсбергу и охватили его с севера и с юга.

Перешедшему в наступление 14 января 2-му Белорусскому фронту поначалу было предназначено тесно взаимодействовать с войсками Жукова. 20 января, когда войска Рокоссовского уже подходили к Висле и готовились форсировать ее с ходу, Ставка приказала повернуть ударную группировку фронта на север и северо-восток и присоединиться к действиям Черняховского в Восточной Пруссии. Войска фронта вышли к заливу ФришесХафф и блокировали Эльбинг. Группа армий "Центр" оказалась отрезанной от главных сил, а с выходом советских соединений к Балтийскому морю она оказалась рассеченной на три изолированные части.

Однако борьба в Восточной Пруссии приобретала все более ожесточенный и напряженный характер. Здесь были сосредоточены 41 дивизия вермахта, значительные силы германского флота, много специальных формирований, в том числе части фольксштурма. Советским бойцам впервые пришлось столкнуться с фанатическим духом сопротивления, в том числе со стороны немецкого населения, испытывавшего страх и ужас перед "русскими варварами". Многие воюющие здесь офицеры и солдаты были уроженцами Восточной Пруссии. Поведение советских солдат, отчетливо осознававших, что они находятся не просто на вражеской территории, а, так сказать, в самом логове германского милитаризма, не отличалось особой гуманностью. На территории Восточной Пруссии советскому командованию вплотную пришлось столкнуться и с расправами над беженцами, и с мародерством солдат, и многими другими явлениями того же порядка.

Группа армий "Центр", переименованная отныне в группу армий "Север", несмотря на обреченность своего положения, продолжала упорно сопротивляться и не собиралась капитулировать.

Бои за Будапешт

Довольно сложной оставалась обстановка в Венгрии. Гитлеровское командование придавало особое значение удержанию этой страны под своим контролем, ибо в ней находились последние нефтепромыслы, обеспечивающие горючим германские войска. Особенно упорный характер носили бои за Будапешт. Еще в ноябре 1944 г. армии 2-го Украинского фронта вышли на подступы к венгерской столице с юга. Но, перебросив сюда 14 дивизий, противник надолго задержал их дальнейшее продвижение. В декабре 1944 г. войскам 2-го Украинского фронта удалось подойти к Будапешту с северного направления. Однако созданный немцами оборонительный рубеж — "линия Маргариты" — не позволял приступить к взятию города. Тогда в бои за город включились войска 3-го Украинского фронта, которые к тому времени форсировали Дунай и вышли к озеру Балатон. Перед наступающими советскими фронтами была поставлена задача окружить и уничтожить мощную будапештскую группировку противника. В конце декабря клещи окружения сомкнулись в районе Эстергома. Но на предложение о капитуляции гитлеровцы ответили отказом, расстреляв при этом высланных к ним парламентеров. Группе армий "Юг", получившей 37 дивизий подкрепления, было приказано деблокировать окруженную группировку. С этой целью немцы нанесли три контрудара. Особенно мощным был третий, нанесенный во второй половине января 1945 г. севернее озера Балатон. Противнику удалось расчленить войска 3-го Украинского фронта и выйти к западному берегу Дуная. Только совместными усилиями всех фронтов прорыв был ликвидирован. Войска 2-го Украинского фронта приступили к взятию Будапешта и 18 января штурмом овладели Пештом — восточной частью города. Западную его часть, Буду, удалось взять лишь 13 февраля после ожесточенных уличных боев.

Ялта

Для координации завершающих операций войны и обсуждения неотложных текущих проблем руководители СССР, США и Англии собрались на конференцию, которая состоялась в Ялте 4—11 февраля 1945 г. Конференция началась с подробного обсуждения положения на фронтах. Союзники обещали в ближайшее время развернуть наступление на Западном фронте. Особое внимание на конференции было уделено вопросу о послевоенном устройстве Германии. Целью политики в отношении к ней объявлялось "уничтожение германского милитаризма и нацизма". Союзники договорились о разоружении и роспуске германских вооруженных сил, ликвидации германской военной промышленности, наказании военных преступников, уничтожении нацистской партии и искоренении ее влияния. Была достигнута договоренность о зонах оккупации Германии и об управлении "Большим Берлином". "Восточную зону" должны были занять советские войска, за исключением германской столицы, которая, будучи местом пребывания Союзного Контрольного Совета, также подлежала разделению на четыре зоны оккупации: СССР, США, Англии и Франции. При обсуждении вопроса о репарациях с Германии было решено признать справедливым обязать Германию возместить причиненный ею союзным странам ущерб в "максимально возможной мере".

Споры возникли при определении устройства и послевоенных границ Польши. Сталин настаивал на признании Временного правительства Польши, созданного на базе ПКНО, единственным законным представителем польского народа. Рузвельт, ссылаясь на то, что "люблинский комитет" представляет лишь небольшую часть польского народа, предложил создать Президентский совет из числа "выдающихся поляков" и поручить ему создание польского правительства. Его поддержал Черчилль. Компромисс был достигнут признанием "люблинского комитета", но с включением в него "демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы".

Вотношении восточной границы Польши особых споров не возникло. Все согласились установить ее примерно по "линии Керзона". Признавалась также необходимость расширения польских границ на севере и на западе. Однако предложение Сталина установить последнюю по Одеру — Нейсе встретило возражения. Рузвельт сказал, что это вряд ли оправдано, а Черчилль выразился в том духе, что едва ли целесообразно, чтобы "польский гусь был в такой степени начинен немецкими яствами, чтобы он скончался от несварения желудка". Окончательное решение вопроса было отложено.

Вотношении Югославии была достигнута договоренность рекомендовать маршалу Тито и главе эмигрантского югославского правительства Шубашичу образовать Временное объединенное правительство Югославии.

На конференции обговаривались условия вступления СССР в войну против Японии "спустя 2—3 месяца после капитуляции Германии".

Была принята "Декларация об освобожденной Европе". В ней говорилось о демократических принципах послевоенного устройства, о создании демократических учреждений по собственному выбору народов. Однако теперь всяк понимал эти "демократические принципы" по своему.

Конференция завершилась большим банкетом. Прозвучавшие на нем бравурные тосты, казалось, закрепляют торжество коалиции. За ними, однако, уже обозначились глубокие трещины. Секретные отчеты с конференции, отправленные в Лондон и Вашингтон, указывали на "недружественное отношение русских", на подозрительность, слежку за иностранными ее участниками. Обращалось внимание, что Советский Союз хочет выглядеть как главный и единственный победитель в войне, что своей политикой он стремится создать в Европе исключительные зоны своего влияния.

Наступление союзников

В период работы Ялтинской конференции союзники начали широкое наступление на Западном фронте, а к 25 марта англо-американские войска, преодолев, наконец, "линию Зигфрида", вышли к Рейну и захватили плацдармы на его восточном берегу. В течение нескольких дней захваченные плацдармы были существенно расширены. Развивая наступление, союзные войска окружили гитлеровские армии в Рурском бассейне, которые капитулировали, не оказав серьезного сопротивления. Пути на восток были открыты.

Приближение краха третьего рейха

Неумолимо приближался крах третьего рейха. Гитлеровское руководство взывало к отчаянному сопротивлению, решив связать свой крах с гибелью Германии как нации и государства, устроить, так сказать, гигантскую Валгаллу. Гитлер говорил: "Немецкий народ показал, что он не способен выполнить величайшую в его истории задачу. Поэтому народ погибнет вместе с нами". Однако подобные настроения разделяло лишь небольшое число членов нацистской партии. Все больше немцев задумывалось о том, что с ними будет после разгрома Германии. Многие в армии и в германском обществе рассчитывали на более благожелательное отношение западных союзников, близких им по духу, культуре и традициям. Перед наступающими с востока советскими армиями они испытывали страх и боязнь возмездия за содеянные в предшествующие годы преступления. Подобные настроения сыграли весьма значительную роль на заключительной фазе боев. Если на востоке сила сопротивления немцев приобретала подчас яростные и отчаянные формы, то на западе немецкие соединения гораздо чаще просто прекращали борьбу.

Советская политика по отношению к немцам также вела к возрастанию сопротивления. До мая 1945 г. трудоспособные немцы забирались на работы в СССР. Не удивительно, что многие из них старались переместиться в зону действия западных держав и там сдасться в плен. Туда же устремлялись потоки беженцев. Все это не могло укрыться от советской стороны и стало дополнительным раздражающим фактором во взаимоотношениях держав коалиции.

Нарастание противоречий в стане коалиции

Действия сталинского руководства в то же время становились все грубее и циничнее. По мере того как обнаруживались противоречия в стане союзников, насаждение режимов советского типа служило для Сталина единственной гарантией создания надежного "пояса безопасности" Советского Союза. В начале марта силовым путем было установлено коммунистическое правительство П. Гроза в Румынии. Союзников встревожил секретный визит в Москву маршала Тито, явно связанный с установлением коммунистического правления в Югославии. В конце марта было арестовано руководство подпольной польской армии во главе с генералом Л.Окулицким, прибывшее в Варшаву для переговоров о создании коалиционного правительства.

В ответ руководители союзных держав все больше склонялись к проведению "жесткого курса" в отношении Москвы, который должен был стать заслоном на пути советской экспансии. Одним из первых проявлений такого курса стали контакты представителей союзников с командующим войсками СС в Италии генералом К.Вольфом по поводу условий капитуляции Германии. Советское руководство расценило их как не "просто недоразумение, а нечто худшее". Сдерживающее влияние на пути конфронтации оказывал американский президент Рузвельт, но 12 апреля его не стало. Сменивший его Г. Трумэн выступал сторонником "жесткого курса".

Восточно-Померанская операция

На фоне нарастающих противоречий между союзниками происходили последние сражения Второй мировой войны. В марте 1945 г. советско-германский фронт уже не представлял собой единого целого и распался на отдельные очаги сопротивления немецких войск, против которых развертывалась вся мощь советских фронтов. Советское командование первым делом решило снять угрозу фланговых ударов противника. С этой целью наносились удары в Восточной Померании, Нижней и Верхней Силезии, Восточной Пруссии. Ликвидация восточно-померанской группировки противника проводилась войсками 1-го и 2-го Белорусских фронтов. Прорыв на Кольберг отрезал немецкую 2-ю армию от рейха. Обойденная с запада, разгромленная на ряде участков, перемешанная с потоками беженцев, тщетно искавших пути на запад, эта армия в страшном беспорядке отступала к Данцигу (ныне Гданьск). Непрекращающимися ударами советские войска сжимали кольцо окружения. До 28 марта немцам удавалось при поддержке тяжелого крейсера "Принц Евгений" эвакуировать тысячи раненых и беженцев, но 30 марта Данциг, превратившийся в сплошное море огня, был взят. Остатки немецких войск концентрировались на узком участке в дельте Вислы, на косе Фрише-Нерунг и полуострове Хель.

Штурм Кенигсберга

В Восточной Пруссии войска 3-го Белорусского фронта вели напряженные бои за ликвидацию 4-й немецкой армии, сосредоточенной к югу и юго-западу от Кенигсберга. В ходе боев 18 февраля погиб генерал Черняховский. Вместо него командующим фронтом был