Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Соколов А.К. - Курс советской истории. 1941-1991 - 1999.pdf
Скачиваний:
100
Добавлен:
23.07.2017
Размер:
2 Mб
Скачать

На юго-западных подступах к Москве стойко держалась Тула. Город обороняла 50-я армия Брянского фронта, вышедшая из окружения. Ей на помощь пришло все население Тулы. Развернулось строительство окопов, траншей, противотанковых рвов. Был создан мощный укрепленный район, отражавший беспрерывные атаки танковой армии Гудериана. В конце октября на защиту города из Сибири и с Дальнего Востока прибыли дополнительно пять стрелковых дивизий.

В конце октября — начале ноября наступление немцев захлебнулось на всех направлениях. Тем временем к Москве со всех уголков Союза прибывали подкрепления. 7 ноября, в день 24-й годовщины Октябрьской революции, на Красной площади состоялся парад частей Красной Армии, сыгравший свою роль в укреплении морального и боевого духа защитников столицы. Прямо с парада его участники уходили на фронт.

Новый натиск на Москву

В ноябре гитлеровское командование решилось сделать последнюю попытку сломить сопротивление советских войск и все-таки "покончить с Москвой". Для этой цели оно подтянуло дополнительно 10 дивизий и произвело перегруппировку сил. Танковая армия Гота перебрасывалась на волоколамское направление, где должна была взаимодействовать с 4-й армией Клюге. Только в полосе Западного фронта наступала 51 дивизия, в том числе 13 танковых и 4 моторизованные. Готовилась к предстоящим сражениям и советская сторона. Западный фронт получил 100тыс. человек, 300 танков и 2 тыс. орудий. На вооружение поступили первые самолеты и танки в счет поставок по ленд-лизу, которые отчасти компенсировали потери боевой техники в предыдущих боях. Формировались новые резервные армии: 1-я ударная в районе Загорска, 10-я — в районе Рязани, 20-я — в районе Лобни.

15 ноября немцы возобновили наступление на Москву. Слабый мороз и сверкающий под яркими лучами солнца иней поднимали настроение солдат, шедших, как им казалось, в последний решительный бой. Среди них бытовала версия, что судьба сражения будет решена "последним батальоном", брошенным на чашу весов. Германское командование намеревалось расчленить оборону Красной Армии, окружить Москву с севера и с юга, а затем взять ее.

Упорные бои развернулись в районе Волоколамска. 16 ноября было отмечено знаменитым подвигом 28 героев-панфиловцев у разъезда Дубосеково. Гранатами, бутылками с горючей смесью, огнем из противотанковых ружей они подбили 14 немецких танков. Официальная версия гласит, что в трудную минуту к окопу, где находились бойцы, подполз политрук соседней роты В.Г.Клочков, который обратился к ним со словами: "Велика Россия, а отступать некуда. Позади — Москва!" Было так или нет, но эти слова были подхвачены газетами, облетели всю страну и стали своего рода символом Московской битвы.

В ходе трехдневных боев немецкое командование, видимо, убедилось, что на волоколамском направлении пройти не удастся. Было решено сосредоточить главный удар несколько севернее. 23 ноября противник взял Клин и прорвался в район Дмитров — Яхрома

— Красная Поляна — Крюково. Передовые части немцев форсировали канал Москва — Волга и оказались на северных окраинах столицы. Однако введенная в бой из резерва 1-я ударная армия отбросила немцев назад.

Не менее упорные бои происходили на центральном участке Западного фронта. Противнику удалось захватить Звенигород и станцию Голицыно в 40 км от Москвы, но здесь

он был остановлен войсками 5-йармии генерала Говорова. К югу в районе Кубинки и НароФоминска контрудар советских войск заставил немцев отойти за реку Нара.

2-я танковая армия двинулась по направлению к Кашире и Коломне в обход Тулы, которая, по выражению Гудериана, "была у нее как бельмо на глазу". Однако форсировать Оку и нанести удар по Москве с юга не удалось. Кавалерийский корпус генерала П.А.Белова ударил во фланг наступающим соединениям немцев и заставил их отступить. Тогда Гудериан решил обойти Тулу с севера и северо-востока, окружить и уничтожить 50-ю армию, но "застрял" в районе Венева. К этому времени на фронте успела развернуться 10-я резервная армия.

В начале декабря германское командование предприняло еще одну отчаянную попытку поднять в наступление свои войска. Но ни один приказ, как указывал Типпельскирх, уже не мог двинуть их с места. Наступление провалилось. На сей раз главным виновником провала объявлялся "извечный союзник русских Генерал Зима", жестокие морозы и снежные сугробы. Впрочем, сетования по поводу допотопной, варварской страны, где все не так, как бы им хотелось, буквально пронизывают писания генералов вермахта, воевавших в России. По сути же, рассчитывая на блицкриг, немцы не подготовились к ведению войны в зимних условиях. Именно поэтому "танковые и авиационные моторы не желали заводиться", а "число обмороженных превысило потери от пуль и снарядов". Но настоящим сюрпризом для германского командования стало то, что, как выяснилось, противник использовал еще не все свои силы и сам решил перейти в наступление.

Положение на других фронтах в период Московской битвы

В период оборонительных сражений под Москвой драматически складывались события на Украине и юге России. В конце сентября 11-я немецкая армия Манштейна начала наступление против советских войск Южного фронта. Она отбросила их в район Мелитополя и повернула на юг с намерением захватить Крым. Ввиду возникшей угрозы Ставка приняла решение оставить Одессу и эвакуировать находившиеся там части в Севастополь. Тем временем 1-я танковая группа Клейста, также переименованная в армию, зашла в тыл обороняющимся в районе Мелитополя двум армиям Южного фронта. "Сражение у Азовского моря" закончилось тяжелым поражением Красной Армии.

27 октября армия Манштейна через Перекопский перешеек ворвалась в Крым. К середине ноября она захватила почти весь полуостров и большими силами окружила Севастополь. Началась героическая оборона города, которая продолжалась 250 дней.

Танковая армия Клейста, соединившись с войсками 17-й армии, развивала наступление в Донбассе. 20 октября она захватила Сталино (ныне Донецк) — главный город бассейна и продвинулась до Таганрога. 6-я армия заняла Харьков, Белгород и Курск. Затем наступление соединений группы армий "Юг" замедлилось по причине, как пишут германские генералы, осенней распутицы. Когда танковая армия возобновила наступление и 21 ноября захватила Ростов-на-Дону, на немцев обрушился контрудар войск Южного фронта. Занятый город пришлось отдать обратно и отступить за реку Миус. В результате контрударов советских войск 17-я и 6-я армии отступили на рубеж Северского Донца. Недовольный таким оборотом дела Гитлер сместил фон Рунштедта с поста командующего группой армий "Юг" и заменил его фельдмаршалом фон Рейхенау.

Группа армий "Север" в начале октября начала наступление севернее озера Ильмень, а в середине месяца — в районе Валдайской возвышенности. Противнику удалось продвинуться до Тихвина. С захватом Тихвина рассекалась единственная железнодорожная

магистраль, по которой к Ладожскому озеру шли из глубины страны грузы для осажденного Ленинграда. Немцы стремились выйти на реку Свирь, соединиться с финнами и замкнуть второе кольцо окружения вокруг города. В район Тихвина были переброшены войска Ленинградского фронта и резервы Ставки, которые в конце ноября начали наступление и штурмом овладели Тихвином.

Таким образом, план "Барбаросса" потерпел крах. Разгромить Советский Союз в ходе "молниеносной войны" не удалось. Более того, на различных участках Восточного фронта немцам пришлось испытать мощные контрудары Красной Армии и главным из них стало контрнаступление советских войск под Москвой.

Контр-наступление советских войск под Москвой

5 декабря перешел в атаку Калининский фронт, вступив в ожесточенные бои с 9-й армией генерала Штрауса. 16 декабря охватываемый с флангов и тыла Калинин был освобожден. Развивая успех, войска Калининского фронта устремились к Старице и Ржеву.

6 декабря начали наступление войска Западного фронта и 15 декабря заняли Клин. Действующая в авангарде 16-й армии танковая бригада полковника М.Е.Катукова разгромила противника в районе села Крюкова, что позволило 16-й армии Рокоссовского перейти в наступление и занять полностью разрушенную немцами Истру. Войска 20-й армии освободили Красную Поляну и Солнечногорск. В районе Звенигорода наступал кавалерийский корпус генерала Л.М.Доватора. Перейдя линию фронта по глухому лесному участку и преодолевая глубокие сугробы, кавалерия пыталась отрезать пути отступления немцев к Рузе и Волоколамску. В развязавшихся ожесточенных боях генерал Доватор погиб. Немцам все же удалось закрепиться на реках Руза и Лама, где у них заранее был подготовлен оборонительный рубеж.

В районе Тулы танковая армия Гудериана оказалась зажатой между 10-й и 50-й армиями. В тыл и фланг ей ударили танковые и кавалерийские соединения. Немцы, боясь окружения, отходили на юг. Но тут на их пути встал кавалерийский корпус генерала Белова. В рядах противника началась паника. Бросая технику и снаряжение, немцы убегали по проселкам, заметенным сугробами. Разгромленные восточнее, а затем и южнее Тулы дивизии Гудериана отступали. 18 декабря был восстановлен Брянский фронт, который во взаимодействии с Западным фронтом развернул дальнейшее наступление. На стыке отступающих 2-й и 4-й немецких армий образовалась 30-километровая брешь, куда устремилась оперативная группа генерала В.С.Попова. Она за трое суток преодолела расстояние в 90 км и неожиданно для противника ворвалась в Калугу. Бои за город продолжались 10 дней. В конце декабря эта важная для немцев база снабжения и крупный железнодорожный узел были потеряны. На южном фланге группа армий "Центр" была отброшена за Оку. Казалось бы создавались благоприятные условия для окружения главных сил группировки, противостоящих Западному фронту, но силы наступающих были уже на исходе. Остро не хватало техники и боеприпасов.

К началу января 1942 г. советские войска продвинулись на запад на 100—250 км. Непосредственная угроза столице была устранена. Были освобождены Московская и Тульская области. Освобождение занятых врагом территорий приоткрыло советским бойцам, что означал на практике новый немецкий "порядок" — сожженные деревни, ограбленные и разрушенные города, оскверненные памятники истории и культуры, трупы повешенных, свисающие с телеграфных столбов, общие могилы расстрелянных военнопленных и мирных жителей. Дух ярости и мщения поселился в воюющей армии. Его подхватили советская