Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Соколов А.К. - Курс советской истории. 1941-1991 - 1999.pdf
Скачиваний:
100
Добавлен:
23.07.2017
Размер:
2 Mб
Скачать

был отстранен Булганин, поддержавший "антипартийную группу" в июне 1957 г. После этого Хрущев стал совмещать руководство партией и государством, что явилось началом его единоличного правления. Своим триумфом он был целиком и полностью обязан партаппарату и номенклатуре, что во многом определило его дальнейшую политическую линию и вынужденное приспособление к интересам этого слоя.

2. "МИРНОЕ СОРЕВНОВАНИЕ ДВУХ СИСТЕМ"

Изменение внешней политики

Состояние "холодной войны" оставалось стержнем международных отношений в середине 1950-х годов. Странам проамериканского блока, объединенным в НАТО,

противостоял "социалистический лагерь". Баланс сил между ними напрямую зависел от обладания современными средствами вооружения и был крайне неустойчив. Создание Советским Союзом ядерного оружия и успешное испытание в августе 1953 г. водородной бомбы давало СССР временное военно-стратегическое преимущество. Понимая важность выхода из тупика "холодной войны", советское руководство предприняло меры по снижению уровня военного противостояния. В 1953—1956 гг. определенные шаги в этом направлении были сделаны как в практической сфере, так и на доктринальном уровне. Противоречия внутри кремлевского руководства затрагивали и внешнеполитическую сферу, что порой придавало конкретным инициативам непоследовательный и спорадический характер.

Весной — летом 1953 г., опираясь на поддержку Мао Цзедуна, советская сторона предприняла усилия по нормализации обстановки в Корее. СССР и КНР приняли соглашение о пленных, почти два года тормозившее окончание Корейской войны. В результате совместных усилий 27 июля 1953 г. было подписано соглашение о прекращении огня. Советско-китайские внешнеполитические усилия увенчались успехом и на Женевской конференции 1954 г., когда удалось добиться урегулирования ситуации на Индокитайском полуострове. Франция вывела свои войска и признала независимость Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. Нормализации отношений с Турцией способствовал отказ СССР от одиозных сталинских инициатив осени 1945 г. по изменению режима Черноморских проливов и от территориальных претензий на Карский и Ардаганский округа.

Изменения коснулись и внешнеполитической доктрины, что было предметом наиболее острых разногласий в Кремле между Молотовым, стоявшим на прежних позициях, и Маленковым. Противоречия в Президиуме ЦК накладывали отпечаток на концепцию внешнеполитического курса. Так, в августе 1953 г. Маленков, выступая на сессии Верховного Совета СССР, впервые употребил слово "разрядка" и призвал к снижению уровня военного противостояния. Однако следующий шаг, предпринятый 12 марта 1954 г., был сделан им, вероятно, в порядке личной инициативы. Маленков заявил, что война в современных условиях означает гибель мировой цивилизации. Это положение в корне

отрицало основной сталинский постулат о неизбежности войны как следствия межимпериалистических противоречий и вызвало непонимание внутри "коллективного руководства". Поэтому 26 апреля 1954 г. Маленков был вынужден отступить, скорректировав свое заявление в том духе, что атомная война привела бы к краху только империалистических государств. Противоречия между Молотовым и Маленковым отчетливо обозначились в ноябре 1954 г., когда на совещании представителей европейских социалистических стран и Китая Молотов произнес речь, направленную против продолжения политики разрядки. Разногласия в Кремле сильнее всего сказывались на отношениях со странами "социалистического лагеря". Молотов продолжал настаивать на усилении руководящей роли СССР и утверждении советской модели социализма жесткими средствами. Именно поэтому он был против нормализации отношений с Югославией, фактически означавшей признание особого пути построения социализма для каждой страны.

Свое видение международной обстановки было у Хрущева. В отличие от Молотова, он оценивал позицию СССР, исходя из некоторого преимущества в военно-стратегической области, как благоприятную, а отношения между блоками как менее жесткие. Это, с его точки зрения, позволяло дать социалистическим странам большую самостоятельность в выборе путей развития. При постоянном соперничестве названных тенденций в период 1953—1956 гг. руководство СССР все в большей степени было вынуждено считаться с новой ситуацией в социалистических странах, где усиливались десталинизация и антисоветские настроения.

Десталинизация в Восточной Европе

Переоценка прошлого в Кремле создавала не только прецедент, но и в известной мере "образец для подражания", распространившийся довольно быстро на Восточную Европу. Внутри коммунистической элиты стран "социалистического лагеря" началась борьба за лидерство, в которой использовалась как "карта десталинизации", так и разногласия в руководстве КПСС.

После марта 1953 г. в большинстве стран Восточной Европы нарастало политическое напряжение. С особой силой кризис проявился весной—летом 1953 г. в ГДР.Форсированные темпы строительства социализма, навязанные Сталиным в 1952 г., вызвали резкое ухудшение уровня жизни, массовую эмиграцию в Западную Германию, а в июле 1953 г. — рабочие выступления. Массовые акции были подавлены советской армией. Под влиянием кризиса в ГДР советское руководство советовало лидерам братских партий самим возглавить либерализацию. Наибольшую настойчивость в этом вопросе Маленков, Берия и Молотов проявили в июне 1953 г. на советско-венгерских партийно-политических переговорах в Москве. Они высказали критику в адрес руководителей Венгерской партии труда (ВПТ) и прежде всего Ракоши. Пожелания касались ослабления монополии на власть, изменения экономических приоритетов с учетом особенностей развития Венгрии, увеличения числа венгров в руководстве партии, где преобладали евреи, и начала политической реабилитации. Основным упреком стали массовые репрессии, жертвами которых за неполный 1952 г. стало более полумиллиона человек. Во избежание кризиса советская сторона настаивала разделить должность Генерального секретаря ВПТ и Председателя Совета Министров страны, назначив на последнюю И.Надя. В июле 1953 г. Надь, поддерживаемый в Москве Маленковым, был назначен главой правительства Венгрии, объявил об экономических реформах и освобождении политических заключенных. В 1954 г. из тюрьмы был освобожден Я.Кадар, бывший заместитель Генерального секретаря ВПТ и министр внутренних дел, получивший в 1951 г. пожизненный срок. Однако вскоре сам Надь стал жертвой политической интриги. После критики Маленкова на пленуме ЦК КПСС в январе 1955 г. Ракоши, скопировав хрущевские обвинения и оперевшись на его поддержку, быстро и

решительно устранил своего политического конкурента. В апреле 1955 г. Надь был лишен всех постов и исключен из партии. Реформы и десталинизация в Венгрии прекратились, кризис в стране усиливался, внутри ВПТ созревала оппозиция.

Второй "горячей точкой" социалистического лагеря стала Польша, где сторонники либерализации столкнулись с группировкой сталиниста Берута. Десталинизация в Польше характеризовалась особым вниманием к развитию темы вины за преступления прошлого, что было вызвано остротой вопроса "четвертого раздела Польши" по пакту Риббентропа — Молотова, "проблемы Катыни", Варшавского восстания 1944 г. В 1954—1955 гг. в стране началась реабилитация политических заключенных и была ослаблена цензура, что вызвало появление большого числа критических статей и вело к радикализации ситуации. Был освобожден из тюрьмы бывший Генеральный секретарь Польской рабочей партии В.Гомулка

— идеолог "польского пути к социализму".

Таким образом, десталинизация в Восточной Европе шла сложно и противоречиво. Вместе с тем в период с марта 1953 г. до ХХ съезда КПСС общая тенденция в отношениях со странами "социалистического лагеря" может быть обозначена как ослабление мелочной опеки и диктата со стороны Москвы.

Примирение с Югославией

Признание Москвой национальных особенностей построения социализма нашло свое выражение в выходе из советско-югославского конфликта. Этот процесс шел крайне сложно. Если еще в конце 1953 г. нормализация отношений с Югославией выдвигалась против Берии как одно из основных обвинений, то в течение 1954 г. Хрущев, преодолевая сопротивление Молотова, постепенно готовит урегулирование конфликта с Тито. После обмена послами в конце мая — начале июня 1955 г. Хрущев, Булганин и Микоян прибыли в Белград. Хрущев выразил Тито "сожаление" по поводу прошлых разногласий и по всем спорным вопросам принял его точку зрения. Примирение с Югославией летом 1955 г. стало, пожалуй, наиболее важным событием этого периода. Принципиальное признание Советским Союзом за страной права самостоятельно выбирать ту или иную модель социализма было закреплено в двухсторонней декларации. Кроме того, Югославия получала значительную экономическую помощь, оставаясь при этом нейтральной страной. Значение примирения с Югославией состояло в том, что руководство отказывалось от сталинской политики внедрения советской модели "железной рукой" Москвы. Естественным образом в 1956 г. прекратил существование Коминформ — основной инструмент насаждения единообразия в коммунистическом движении. Югославский пример становился заразительным и для остальных членов "лагеря", превращался в фактор радикализации общественнополитической ситуации в Восточной Европе.

Варшавский договор

Восточная Европа представляла для Советского Союза сферу не только идеологических, но и геополитических интересов. На фоне реального перерастания "холодной войны" в европейский вооруженный конфликт особое опасение советского руководства вызывала милитаризация ФРГ.После подписания в октябре 1954 г. Парижских соглашений между США, Англией, Францией, ФРГ и другими западными государствами Западная Германия получила право восстанавливать свои вооруженные силы и была принята в НАТО.Это шло вразрез с решениями Потсдамской конференции 1945 г. После вступления соглашений в силу в мае 1955 г. угроза военного противостояния на Европейском континенте усилилась, поскольку Западная Германия отказывалась признать сложившиеся после войны границы Польши и Чехословакии. Ответным шагом на эти события было

подписание 14 мая 1955 г. Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия и Албания обязывались "воздерживаться от угрозы силой или ее применения, а в случае нападения на кого-либо из них оказать жертве агрессии немедленную помощь всеми необходимыми средствами, включая применение вооруженной силы". На базе этого документа с целью проведения совместной оборонной политики стран социалистического блока была создана

Организация Варшавского Договора (ОВД). В рамках ОВД существовало Объединенное командование Вооруженных Сил и Политический Консультативный Комитет — орган,

координирующий внешнеполитическую деятельность. В результате создания ОВД советское военное присутствие в Восточной Европе получило юридическое закрепление.

Международно-правовое оформление послевоенных европейских реалий позволило положить конец оккупации Австрии войсками союзников. 15 мая 1955 г. СССР, США, Великобритания и Франция подписали договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, парламент которой вскоре принял закон о постоянном нейтралитете. В июле того же года состоялось Женевское совещание глав правительств

СССР, США, Великобритании и Франции. Это была первая после Потсдамской конференции встреча такого высокого уровня. И хотя дискуссии по вопросам европейской безопасности, разоружения и развития контактов между Востоком и Западом в основном носили бесплодный характер, обсуждение германской проблемы — центральной для отношений между блоками, принесло определенные результаты. В ходе визита в сентябре 1955 г. в Москву первого канцлера ФРГ К.Аденауэра были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ, что означало прекращение состояния войны с Германией. Эта же тенденция получила развитие и в отношениях с Японией, с которой в 1956 г. были восстановлены дипломатические отношения.

Венгерские и польские события

Особой остроты кризис в "социалистическом лагере" достиг после ХХ съезда КПСС, распространившего противоречивый процесс десталинизации на широкие общественные слои. В Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) ситуация усугубилась в связи со смертью ее руководителя Берута и активизировавшейся борьбой за лидерство. В марте 1956 г. на VI Пленуме ЦК ПОРП, в котором принял участие Хрущев, был найден временный компромисс, и руководителем партии избран Э.Охаб — сторонник центристской политической линии. Тогда же было решено ознакомить партийные организации ПОРП с "секретным докладом" Хрущева, что вызвало резкую радикализацию обстановки во всех политических партиях Польши, поток вопросов об оценке Варшавского восстания, расстреле поляков в Катыни, протесты по поводу пребывания советских войск на польской территории. Споры о Сталине весной — летом 1956 г. пронизывали все польское общество, усиливая антисоветские настроения. В конце июня в Познани прошла демонстрация под лозунгами "Свободы!", "Хлеба!", "Бога!", "Долой коммунизм!", которая была подавлена регулярной армией и силами безопасности, что привело к человеческим жертвам.

Польский кризис вызвал обострение ситуации в Венгрии, где руководитель ВПТ Ракоши не собирался отказываться от прежнего курса и восстанавливать в партии реабилитированных Кадара и Реваи, о чем сообщал в Москву тогдашний посол в Венгрии Ю.В.Андропов. Разобраться на месте с ситуацией в июне 1956 г. в Будапешт выехал сначала Ворошилов, затем Микоян, которые убедились в снижении уровня жизни, падении авторитета Ракоши, росте антисоветских настроений. Под давлением Москвы руководителем ВПТ стал Кадар, что вызвало противоречивую реакцию, но в целом несколько ослабило напряжение в стране.

Одновременно нарастал польский кризис. В начале августа 1956 г. В.Гомулка был восстановлен в ПОРП, а в середине октября вошел в Политбюро. Пренебрегая контактами с Москвой, сторонники Гомулки готовили пленум ЦК ПОРП для оформления своего лидерства в партии, их поддержка населением непрерывно росла. Советско-польский межпартийный конфликт шел по нарастающей, вмешательство в события дислоцированных в Польше советских частей становилось все более реальным. 19 октября 1956 г. в Варшаву прибыли Хрущев, Молотов, Микоян и Каганович. В результате чрезвычайно острых переговоров между Гомулкой и советской стороной был достигнут компромисс: Гомулка оставался Первым секретарем ПОРП, Польша — членом Варшавского договора, однако маршал СССР Рокоссовский, назначенный в 1945 г. министром обороны Польши, должен был уехать в Москву. Такое разрешение кризиса воспринималось в других странах "социалистического лагеря" как победа поляков, а мягкость Хрущева, не использовавшего военную силу, ставилась впоследствии ему в упрек консервативной частью Президиума ЦК.

Эхом польских событий стали массовые студенческие выступления в Венгрии. Основные требования сводились к десталинизации руководства ВПТ, возращению Надя на пост премьер-министра страны, снижению налогов на крестьян, расширению демократии и выводу из Венгрии советских войск. 23 октября в Будапеште под этими лозунгами прошла многотысячная демонстрация, участники которой предприняли попытку демонтировать памятник Сталину, после чего по ним был открыт огонь. Противостояние перерастало в вооруженные действия: в Будапеште была подожжена радиостанция, в провинции совершены нападения на местные организации ВПТ и органы МВД.В Москве обсуждался вопрос о вводе войск в Будапешт, мнения по которому в Президиуме ЦК разделились. Между тем советские войска были приведены в состояние боевой готовности, начались столкновения с повстанцами. 24 октября 1956 г. Надь стал премьер-министром Венгрии, а Кадар — Первым секретарем ЦК ВПТ. 26 октября в Венгрии была образована Директория — временный орган с функциями правительства и ЦК ВПТ, стали возникать рабочие Советы, повсюду слышались требования вывода советских войск из Венгрии. 27 октября было сформировано новое правительство Венгрии, куда вошли представители некоммунистических партий. В руководстве ВПТ ситуацию оценивали по-разному: если Кадар считал, что "народные массы вышли из-под нашего контроля", то Надь назвал выступления демократическим и народным движением, а органы госбезопасности распустил. Надь становился в Венгрии самым популярным политиком.

В Москве в это время велись споры о применении силы. Против военного вмешательства выступал Жуков, за силовое развитие событий — Молотов, Ворошилов и Булганин. Хрущев, Каганович, Микоян и Суслов предлагали поддержать правительство Надя. Поэтому 29—30 октября 1956 г. начался отвод советских войск из Будапешта. 30 октября в Москве констатировали глубокий кризис в отношениях со странами народной демократии и широту антисоветских настроений. Преобладало мнение о неизбежности вывода советских войск из всей Восточной Европы. Складывались политические условия выхода из кризиса в Венгрии.

Однако на следующий день позиция Хрущева радикальным образом изменилась. Он потребовал ужесточить позицию СССР в Венгрии, создав Временное революционное правительство во главе с Кадаром. После решения Президиума началась интенсивная подготовка к силовому подавлению восстания. Причина столь резкого изменения позиции заключалась в нарушении геополитического баланса сил, возникшего в результате вторжения Израиля в Египет с ночь с 29 на 30 октября 1956 г., и начала боевых действий Англии и Франции против Египта. Хрущев так сказал на заседании Политбюро: "К Египту им [американцам] тогда прибавим Венгрию. Выбора у нас другого нет...". На следующий день Президиум поручил Жукову, Суслову, Коневу, Серову и Брежневу подготовить