Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Геополитика номер 12.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
2.26 Mб
Скачать

Томас Ренард, Свен Бишоп

Наконец-то вошел в силу Лиссабонский договор. Пришло время ЕС вернуться к работе и специально рассмотреть свою внешнюю полити­ку. В стремительно усложняющемся и многополярном мире ЕС должен действовать стратегически. Чтобы избежать превращения в никому не нужного международного актора, Брюсселю необходимо 1)разработать Большую стратегию для определения истинных целей своей внешней политики; 2)выковать крепкое стратегическое партнерство с ключевы­ми глобальными игроками; и 3) способствовать строительству новой эффективной многосторонней системы, которая принимает в расчет новую глобальную расстановку сил.

Сейчас, после того как Кэтрин Эштон была назначена Высоким пред­ставителем Европейского Союза по международным отношениям и по­литике безопасности, а первым президентом Европейского Совета стал Херман ван Ромпей, перед нами встает более основательный вопрос: ка­кую внешнеполитическую стратегия они намерены осуществлять?

В своей Европейской стратегии безопасности (ЕСБ) ЕС разработал свою главную стратегическую линию, охватывающую все инструменты и ресурсы внешней политики, имеющиеся в распоряжении ЕС и государств-членов. ЕСБ рассказывает нам, как действовать превентивно, целостно и многосторонне, но она не дает ответа на вопрос, что именно делать: каковы внешнеполитические приоритеты ЕС? В ходе недавних дебатов по поводу ЕСБ, суммированных в 2008 году в Отчете об осуществлении европейской стратегии безопасности, не удалось найти ответа на этот вопрос. Мало предлагая относительно планов на будущее, сам Отчет создает впечатление незаконченного документа, в рамках которого трудно себе представить, что Лиссабонский договор улучшил институциональную структуру ЕС, НАТО запустила стратегические переговоры по поводу взносов ЕС и предполагае­мых рисков для ЕС перейти в тень набирающих силу держав.

Полноценный стратегический обзор предназначен для того, чтобы дополнить ЕСБ. Первое правило разработки стратегии - изучить самого себя. Хотя это и кажется на первый взгляд очевидным, на самом деле не вполне понятно, какие именно ценности и интересы ЕС пытается защи­щать, и какого рода международным актором он хочет быть. Более того, ЕС должен начать стратегический обзор с рассмотрения себя самого и попытки установить точные цели своей внешней политики. Но в таком

нет прямых врагов, однако стратегические неожиданности никогда не должны полностью вычеркиваться17), а для того, чтобы распознать «дру­гого». И, в конце концов, последним принципом воспроизводства стра­тегий может быть следующий: оценка окружающей среды или, иными словами, изучение всеобщих правил игры. Если ЕС надеется стать гло­бальной силой, ему необходимо понять - а лучше создать самому - пра­вила, определяющие международные отношения.

Необходимость Большой стратегии

Какие ценности и интересы должна защищать наша Большая страте­гия? Европа обладает очень характерной социальной моделью, совмеща­ющей демократию, рыночную экономику и решительное государствен­ное вмешательство. Охрана и усиление этого внутреннего социального контракта между ЕС и его гражданами, гарантия их защищенности, эко­номического процветания, политической свободы и социального бла­гополучия суть фундаментальные цели ЕС как внутренне и вовне ори­ентированного глобального актора. Вот те условия, необходимые для отстаивания наших жизненных интересов: защита от любой внешней военной опасности; открытые линии коммуникаций и торговли (не­

посредственно в физическом и кибер-пространстве); охрана поставок энергии и других жизненно важных природных ресурсов; экологически устойчивая окружающая среда; контролируемые миграционные пото­ки; поддержка международного права и других повсеместно распро­страненных прав; а также автономия ЕС в принятии решений.

Чтобы отстаивать эти интересы, ЕС должна быть влиятельной силой, т.е. стать стратегическим актором, который сознательно и целенаправ­ленно определяет долгосрочные цели, активно следует намеченному курсу и овладевает необходимыми средствами для достижения этих це­лей. То, какую именно силу ЕС использует, частично зависит от между­народного окружения. Отмеченное межполярностью, определяемой как «многополярность в век взаимозависимости»18, это окружение таит в себе множество вызовов, но в то же время предоставляет возможность ЕС отстаивать характерную Большую стратегию. Эта стратегия отлича­ется в том смысле, что делает акцент на целостном подходе, применяя полный спектр инструментов, начиная от партнерства и многосторон­них институтов, заканчивая осуществлением политики предотвращения и стабилизации. Несмотря на Большую стратегию, проводимую, напри­мер, США, ЕС склоняется скорее к управляемой на основе принятых правил многосторонности; он глобально продвигает свои ценности, однако не пытается навязывать их силой.

Тот подход, который продвигал ЕС, вполне соответствует этой Большой стратегии, но практика внесла в него множество ограничений и поправок. В особенности это касается других глобальных акторов, к которым ЕС применяет стратегию «позитивной условности», т.е. предложения определенных выгод в обмен на взаимодействие в сфере безопасности и экономики, социальные и политические реформы, что в результате оказалось скорее безуспешным. Цена независимости ока­зывается слишком велика, а масштаб - слишком обширным для ЕС, что­бы иметь какой-то эквивалент на другой чаше весов. С другой стороны, слишком напыщенное поведение без каких бы то ни было действий лишь подрывает soft power Европейского Союза.