Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Glava4_Etnokulturnye_varianty_deviantnogo_pove.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
209.92 Кб
Скачать

Глава 4. Этнокультурные варианты девиантного поведения

«здравого смысла» и каузальной атрибуции (В. Д. Менделевич, Д. А. Авдеев, С. В. Киселев). На основании многолетних клинико-психопатологических и патопсихологических исследований нами была выдвинута и обоснована ан-тиципационная концепция неврозогенеза, суть которой заключается в том, что этиопатогенез невротических расстройств рассматривается как производ­ное от преморбидного несовершенства механизмов функционирования ан­тиципации и вероятностного прогнозирования. Как показал анализ резуль­татов исследований и экспериментов с больными неврозами и лицами с девиантным поведением на базе невротических развитии личности, суще­ственное патогенетическое значение для формирования невротических рас­стройств заболевания имеют преморбидные антиципационные способности человека. Именно они способствуют субъективному оцениванию жизненных событий как психотравмирующих в результате несовпадения прогноза веро­ятности ситуации с реально возникшей. Клинические наблюдения позволи­ли описать психологический тип «потенциального невротика».

Учитывая то обстоятельство, что антиципацию можно рассматривать в ка­честве этнокультурного феномена, научный интерес представляет анализ вли­яния этнических и культурных стереотипов поведения, в частности в россий­ских условиях, на процесс формирования отклоняющегося невротического поведения. Формированию антиципационных способностей лиц, заболевших неврозами, способствуют широко распространенные традиции, верования, предубеждения, оказывающиеся устойчивыми этнокультурными особеннос­тями и транслирующиеся в процессе воспитания. Они, как правило, закреп­лены в пословицах, поговорках и диктуют члену этноса строго очерченный стиль поведения, формируя «стереотипизацию опыта» (И. С. Кон). В усло­виях российского этноса существенными для процессов неврозогенеза ока­зываются традиции, по которым запрещено или не поощряется прогнози­рование человеком отрицательного исхода собственной деятельности и субъективно значимых событий, что формирует т. н. антиципационную не­состоятельность — характерную черту личности «потенциального невроти­ка». Этнос накладывает табу на разновариантное прогнозирование, диктуя человеку необходимость экспектации лишь эмоционально положительных событий. Подобная традиция приводит к тому, что в условиях неспрогнози-рованности нежелательное событие оказывается психотравмирующим и спо­собствует формированию отклоняющихся невротических стереотипов пове­дения.

До настоящего времени продолжает дискутироваться вопрос о роли этно­культурных особенностей человека в этиопатогенезе психопатологического типа девиантного поведения, в частности при шизофрении. Несмотря на тот факт, что шизофрения причисляется к наследственно-конституциональным психическим заболеваниям, открытым остается вопрос о патогенетической значимости такого психологического и культурного фактора, как воспитание. Понятие «шизофреногенная мать» и воспитание, включающее «парадоксаль­ную коммуникацию», а также склонность к мифологическому стилю мышле­ния, привлекает исследователей.

161

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ

Специфические

девиантные формы поведения

и психопатологические

расстройства

Структурно-динамические

особенности известных

Особые

девиантных форм поведения,

нозологические

психопатологических

формы

расстройств

Рис. 19. Влияние этнокультурных факторов на клинические проявления отклоняющегося поведения

Клинический аспект этнокультурного подхода в психологии девиантного поведения может быть разделен на три самостоятельных фактора (рис. 19).

В рамках первого следует обратить внимание на специфические поведен­ческие девиации и расстройства, встречающиеся исключительно в опреде­ленных этнических и культурных группах. Они достаточно широко известны и хорошо описаны в отечественной и зарубежной литературе. К ним относят, например, амок, коро, лата, меряченье, икота.

Амок, встречающийся в странах Азии и Океании, по клиническим прояв­лениям сходен с сумеречным расстройством сознания. В него включаются, как правило, четыре признака: продромальная тоска, гомицидные тенденции на базе психомоторного возбуждения, внезапное, без видимых причин, нача­ло и амнезия после восстановления расстроенного сознания. Считается, что амок встречается при реактивных психозах в рамках патологического аффек­та, а также у больных эпилепсией. Провоцирующим моментом для развития этого расстройства может стать прилюдное оскорбление человека, у которого отмечают такие специфические особенности характера, как обидчивость, ра­нимость по отношению к оценке его окружающими.

Симптомокомплекс коро представляет собой депрессивно-ипохондриче­ский синдром психотического уровня, сопровождающийся выраженными се-нестопатическими ощущениями. При этом отмечается убежденность чело­века в том, что у него резко изменяются в размерах половые органы (половой член у мужчин и большие половые губы у женщин): «сморщиваются, втяги­ваются в брюшную полость». На фоне выраженной тревоги и страха больные предпринимают отчаяные попытки удержать на прежнем месте половые орга­ны. Они пришивают или подвязывают их, пытаются удержать руками. В ли­тературе описаны эпидемии коро (в Сингапуре в 1967 году и в Бенгалии в 1982 году), когда одновременно неадекватный поведенческих стереотип (коро) возникал у большого числа людей.

Из описанных на основе изучения российских этнокультурных групп на­селения можно отметить поведенческую девиацию, названную меряченъем. Она проявлялась в массовом возникновении таких психопатологических симптомов, как эхолалия, эхопраксия, эхомимия, а также включало автома­тизированное выполнение приказаний окружающих при формально ясном сознании (В. М. Блейхер, И. В. Крук). На севере России (Архангельская и

162