Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Glava4_Etnokulturnye_varianty_deviantnogo_pove.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
209.92 Кб
Скачать

Глава 4. Этнокультурные варианты девиантного поведения

чем среди других европейских этнокультурных групп. Э. Е. Бехтель считает, что зарегистрированный факт объясняется культурными традициями реаги­рования на стрессовые ситуации. В названных этнокультурных группах на фрустрирующую ситуацию принято реагировать не увеличением приема ал­коголя, а увеличением приема пищи.

Структура употребления наркотических веществ подвержена этнокультур­ному влиянию в меньшей степени. Однако известно, что в некоторых госу­дарствах употребление «легких наркотиков» (марихуаны) не расценивается как серьезная девиация и даже узаконено их использование медицине.

Нарушения пищевого поведения в виде нервной анорексии характерны для лиц с высоким культурным уровнем (У. Байер, Г. Брач, М. Пеланц, А. Вольф). Существенное значение для формирования девиаций пищевого поведения имеет значимость процесса питания. Для многих культур и стран с западным психологическим типом взаимоотношений еда не является ценностью (осо­бенно ее количество). В других же регионах мира (на Востоке) гостеприим­ство подразумевает обильное потребление пищи и угощение ею. Кроме того, разнятся стандарты красоты и внешней привлекательности, влияющие на способ приема пищи и пищевые стереотипы. Восточный тип красоты подра­зумевает полноту, западный — худобу. Определенные личностные культурно обусловленные особенности выражаются и в таком нарушении пищевого по­ведения, как гиперфагическая реакция на стресс. Оно возникает вследствие невозможности найти правильный (непищевой) выход из конфликтной си­туации или использовать совершенные способы психологической защиты.

Считается, что сексуальные девиации и перверсии имеют существенную эт­нокультурную обусловленность. Их диагностика и оценка нередко всецело зависят от культурных традиций и верований. По мнению И. С. Кона, сек­суальное поведение — это социокультурное, а не биологическое явление, и следовательно, оценка девиаций должна строиться лишь с учетом сексу­альной культуры индивида. Ярким доказательством социокультурной обус­ловленности сексуального поведения служит приобретение эрекцией знако­вого характера (признак агрессии или вызова).

Некоторые формы сексуальных отклонений поведения регистрируются чаще, чем другие. Так, гиперсексуальность более типична для представите­лей южных народов по сравнению с северными, выбору гомосексуального поведения нередко способствует стиль жизни, причастность к определенно­му субкультурному кругу людей («богеме»). Известно, что оценка сексуаль­ных девиаций может зависеть от конфессиональных регламентации.

Из сверхценных психологических и психопатологических увлечений лишь некоторые имеют этнокультурную специфику. Так, считается, что трудого-лизм присущ в большей степени выходцам из западной психологической куль­туры (немцам, американцам), а увлечение азартными играми (гемблинг) ха­рактерно для лиц с восточной психологией.

Возникновение коммуникативных девиаций, так же как и некоторых иных форм отклоняющегося поведения, зависит от этнокультурного понимания нормы коммуникации, в частности общительности. Известно, что предста-

165