Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гражданское право общая часть экзамен ответы.doc
Скачиваний:
665
Добавлен:
07.09.2017
Размер:
3.38 Mб
Скачать

3.2. Обыкновение

Обычаи отличаются от обыкновений. Обыкновение - такое сложившееся правило, которым согласились руководствоваться стороны конкретного договора, и только потому оно приобрело для них юридическое значение. Оно представляет собой подразумеваемое условие договора (соглашение партнеров). Если такого условия в договоре нет (или намерение сторон руководствоваться им не доказано), обыкновение не учитывается как обязательное правило и при отсутствии специальных указаний законодательства или договора. В качестве примера делового обыкновения может послужить ситуация, когда стороны при заключении договора поставки предусмотрели в качестве его условия один или несколько пунктов утративших силу в связи с введением в действие части 2 ГК РФ Положения о поставках продукции производственно-технического назначения или Положения о поставках товаров народного потребления (утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. № 888), которые не противоречат императивным нормам действующего ГК РФ (см. п.4 Постановления Пленума Вас РФ от 22.10. 1997 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки»).

3.3. Заведенный порядок

От обычая и обыкновений отличается заведенный порядок. Он представляет собой практику взаимоотношений сторон конкретного договора, сложившуюся между ними в предшествующих взаимосвязях, и хотя прямо и не закрепленную где-либо, но подразумеваемую в силу отсутствия каких-либо возражений по этому поводу. Заведенный порядок взаимоотношений сторон учитывается судом при толковании условий договора (ст. 431 ГК РФ).

Заведенный порядок и обыкновение имеют юридическую силу условий конкретного договора. В этом качестве они имеют безусловное преимущество в применении перед диспозитивными нормами закона (действующими лишь в случаях отсутствия иных указаний в договоре), следовательно, и перед обычаем.

Например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2011 г. по делу N А40-105580/10-133-937: «В течение срока работы по договору поставки, сложился заведенный порядок взаимоотношений, а именно: Поставщик привозил и отгружал товар Покупатель принимал его и оплачивал, от лица Покупателя товар принимали сотрудники, доверенностей на приемку товара ответчиком истцу никогда не передавалось».

Однако, ни обыкновения, ни заведенный порядок, как и другие условия конкретных договоров, не являются источниками права, т.е. формой выражения общеобязательных правовых норм в отличие от обычаев.

Иной точки зрения придерживается О.Н. Садиков, считающий, что по сравнению с обычаями делового оборота обычно предъявляемые требования не получили общего статуса дополнительного источника в ГК и, следовательно, приравниваться к обычаю не должны.

Суханов: Нет препятствий для включения отсылок к ИНКОТЕРМС во внутренних договорах купли-продажи. В этом случае соответствующие правила будут применяться в качестве условий соответствующих договоров.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры рф как источники гражданского права

Постановление КС РФ от 14 июля 2015г. № 21-П: Конституция РФ имеет приоритет перед международными договорами, правами и принципами. Постановления ЕСПЧ исполняются, но так как это может сделать власть в государстве.

РФ является частью мирового сообщества, поэтому гражданское законодательство РФ не может не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, в которых участвует РФ. В силу этого п.4 ст.15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

При этом указанным актам Конституцией РФ придана более высокая юридическая сила, чем нормативным актам российского гражданского законодательства. Согласно п.4 ст.15 Конституции РФ и п.2 ст.7 ГК: «если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством РФ, применяются правила международного договора».

4.1 В доктрине существует несколько позиций относительно определения места общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в системе источников гражданского права РФ:

4.1.1. Одни правоведы (С.С. Алексеев) полагают, что п.2 ст.3 ГК подлежит расширительному толкованию, и включают Конституцию РФ в состав гражданского законодательства и считают, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ имеют приоритет над национальным гражданским законодательством. Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ законы и иные нормативные акты на территории РФ должны соответствовать Конституции РФ, а ч.4 ст.15 Конституции РФ, п.2 ст.7 ГК предусмотрено, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ имеют приоритет над национальным законодательством. Исходя из приведенных положений следует, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой лишь только в отношении норм своего внутреннего законодательства и не обладает верховенством над общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ.

4.1.2. Другие авторы (О.Н. Садиков) считают, что положение п.2 ст.3 ГК РФ подлежит буквальному толкованию, Конституция РФ входит в состав федерального конституционного законодательства, следовательно, в иерархии системы источников гражданского права общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ занимают следующее после Конституции РФ место.

Постановление Пленума ВС РФ от 10.10.2003 N 5 (ред. от 05.03.2013) "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ»

4. Решая вопрос о возможности применения договорных норм международного права, суды должны исходить из того, что международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (ст.24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г).

Судам надлежит иметь в виду, что международный договор подлежит применению, если РФ в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в ст.6 ФЗ "О международных договорах РФ" (путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для РФ.

Исходя из смысла ч.3 и 4 ст.15 Конституции РФ, ч.3 ст.5 ФЗ "О международных договорах РФ" судами непосредственно могут применяться те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в Собрании законодательства РФ, в Бюллетене международных договоров, размещены на "Официальном интернет-портале правовой информации" в порядке, установленном ст.30 указанного ФЗ. Международные договоры РФ межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов.

Международные договоры СССР, обязательные для РФ как государства - продолжателя СССР, опубликованы в официальных изданиях ВС СССР, Совета Министров (Кабинета Министров) СССР. Тексты указанных договоров публиковались также в сборниках международных договоров СССР, но эта публикация не являлась официальной.

Официальные сообщения МИД РФ о вступлении в силу международных договоров, заключенных от имени РФ и от имени Правительства РФ, подлежат опубликованию в том же порядке, что и международные договоры (ст.30 ФЗ "О международных договорах РФ").

4.1.3. Сторонники другой позиции (А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой, Канашевский В.А.) подчеркивают, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ входят в состав отдельной самостоятельной правовой системы — международного права. Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ в правовой системе РФ должны рассматриваться как регуляторы внутригосударственных отношений, но как источники не внутреннего права РФ, а международного права, в то время как акты гражданского законодательства РФ выступают и как регуляторы внутригосударственных отношений, и как источники внутреннего права.

Точка зрения, высказанная С.С. Алексеева (первая позиция), в настоящее время противоречит позиции КС РФ, изложенной в Постановлении КС РФ от 14.07.2015 № 21-П, т.к. фактически Конституция РФ в иерархии источников гражданского права по своей юридической силе стоит выше, чем общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Согласно п. «г» ч.2 ст.125 Конституции РФ от 12.12.1993 г., ст. 84-87 ФКЗ РФ от 21.07. 1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ. ФЗ РФ от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах РФ» п.2 ст.34 предусмотрено - не вступившие в силу для РФ международные договоры, признанные Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.