Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Освоение русскими поселенцами бассейна р. Вятки....doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
26.10.2018
Размер:
462.34 Кб
Скачать

Заключение

Мы уже не раз говорили о том, что вятские летописные источники представляют собой особенное явление не только в контексте провинциальной культуры, но и общероссийской. Они являются примерами позднего этапа летописания в России конца XVII нач. XVIII вв., и обязаны своим появлением лицам духовного сословия. При написании Вятского Временника, Повести о стране Вятской и Летописца старых лет все авторы пользовались одними и теми же источниками, возможно, были знакомы друг с другом, особенно в свете того, что в Хлынове конца XVII века проживало всего несколько тысяч человек. Ключевыми факторами, активизировавшими летописание на Вятке, было учреждение Вятской епархии в 1658 году, а также просветительская деятельность епископа Александра (1658-1674 гг.) и архиепископа Ионы (1675-1700 гг.). При последнем из них в Хлынове возникло некое подобие просветительского клуба, «кружка архиепископа Ионы», в который входили лучшие представители образованных кругов города.

В течение 1670-1710-х гг. в Хлынове были созданы несколько десятков произведений историко-религиозного и агиографического характера, включая повести о почитаемых местных святынях и святых, и, главное, об истории края. Изучение и анализ указанных произведений показали, что в основе их, кроме общерусских летописей и хронографов лежало большое количество местных письменных и устных источников, актовых материалов и преданий. В результате в вятских летописных произведениях оказались сведения, не встречающиеся в общерусских летописях.

Это обстоятельство сделало вятские летописные произведения ценнейшими источниками по ранней истории Вятки. Однако в современной официальной историографии до сих пор сохраняется недоверие к ним, в честности к ПСВ, город Киров до сих пор ведет отчет своей истории от 1374 года, по поводу его первоначального названия: Хлынов или Вятка? ведутся дискуссии.

На основе изучения вятских летописных источников, в сравнении с современными археологическими данными и перекрестным источниковедческим анализом удалось установить, что в конце XII века на Северо-Восточной окраине Русского государства начинаются миграционные процессы, приведшие к переселению значительной части новгородского населения в новые, ранее не заселенные русскими земли. В их числе, наряду с Двинской, оказалась и Вятская земля. Хотя первые свидетельства возникновения здесь славянского компонента прослеживаются еще с X века, но только с 1180-х гг. можно достоверно свидетельствовать о появлении долговременных укрепленных русских поселений в крае.

Первая колонизационная волна носила мирный характер. Новгородские переселенцы активно вступали во взаимодействие с местным аборигенным населением, вплоть до заключения смешанных браков и совместного проживания на территории одного поселения. В этот период русскими были основаны первые вятские города: Котельнич и Никулицын на месте бывших вотяцких городищ, Вятка и Орлов, ставшие экономическими и военно-политическими центрами края. В конце XII – нач. XIII столетий на Вятке еще не сложилось государственности, однако были сформированы предпосылки этого процесса. В религиозном отношении первые вятчане были скорее язычниками, либо исповедовали православие в синкретической с язычеством (славянским и финским) форме. Их основными занятиями были охота, торговля и разбой.

После монгольского вторжения на Русь, в 1240-х гг. на Вятку устремилась очередная волна русских переселенцев. Правда на сей раз, в их числе были не только новгородцы, но и большое количество выходцев из Владимиро-Суздальской земли и южнорусских княжеств. Численно этот поток переселенцев превосходил все имевшееся на Вятке русское население. К тому же между ними уже существовали серьезные различия культурного и хозяйственного характера, в результате чего вторая колонизационная волна приобрела характер вооруженного конфликта и спровоцировала затяжной социально-экономический кризис. Во многом этот конфликт был определен тем. что первые вятчане более не отождествляли себя с русским населением. Большую роль сыграл и характер хозяйственных занятий переселенцев второй волны, которые, по преимуществу были земледельцами и нуждались в свободных пахотных землях, что автоматически вело к возникновению споров и конфликтов с местным населением.

Археологические данные позволяют утверждать, что в 1240-50-х гг. Вятская земля подверглась серьезному разорению. Ряд поселений вятчан, включая город Котельнич, а возможно и Орлов, были разрушены. Однако и новые поселенцы проявили себя созидателями, восстановив указанные города и основав новые селения и слободы. Вместе с завершением этой колонизационной волны активизируются процессы складывания вятской государственности. Уже к концу XIII века можно говорить о сложившейся системе республиканского вечевого правления в крае, по новгородскому образцу, основами которого были коллегиальный принцип принятия решений и выборность ключевых должностных лиц – воевод и ватаманов, сочетавших функции гражданской администрации и военного руководства. К этому периоду относится укрепление позиций православия, которое становиться ведущей, хотя еще не единственной религией вятчан.

Последующее историческое развитие сопредельных русских княжеств вызвало к жизни не менее двух очередных колонизационных волн в XIV столетии. Теперь на первое место выступают выходцы из Устюга, Нижнего Новгорода и Суздаля. Прибытие их на Вятку, как правило, не сопровождалось вооруженным противостоянием. Переселенцами XIV века были основаны города Слободской и Шестаков, укрепившые позиции республики на северо-востоке Вятского края. Итогом этих процессов стало постепенное втягивание Вятки в орбиту интересов русских князей. Богатство региона начало привлекать сюда не только мирных переселенцев, но и вооруженные разбойничьи отряды, в частности новгородских ушкуйников и княжеские дружины. В конце XIV века Вятская республика оказывается вынужденной признать суверенитет Суздальско-Нижегородских князей. При этом организация внутреннего управления на Вятке остается неизменной. Вятчане по-прежнему регулярно проявляют непокорность своим князьям и нарушают данные присяги, участвуя в совместных походах с их врагами и организуя собственные грабительские набеги. Особенно широкий размах подобные акции приобрели в XV веке, из-за чего о вятчанах сложилось представление как о жестоких и безжалостных разбойниках.

Русские князья, в первую очередь Московские, видели свою роль не только в покорении Вятской республики, но и в «окультуривании» ее населения. После разгрома Вятки Москвой в 1489 году почти все жители республики были переселены в Подмосковье, а их место заняли более благонадежные подданные. Иван III, опасаясь восстаний среди вятчан, не ограничился одним лишь их выселением. Параллельно он проводил политику «вытравливания» их свободолюбивого духа и умалчивания реальных событий вятской истории. Правительству было удобнее видеть Вятку не полноценным государством с 300-летней историей, а порождением разбойничьих шаек, «воровской отчиной». Вот почему общерусские летописи молчат о Вятском крае до конца XIV столетия. В этой связи местные летописные произведения становятся практически единственными источниками, способными пролить свет на древнейшую историю славяно-русской колонизации Вятско-Камского междуречья.

Обобщая вышесказанное, цель данной работы можно считать достигнутой, а поставленные исследовательские задачи решенными. В пользу подобной оценки свидетельствуют успешные выступления автора с докладами по теме дипломного исследования на XV Всероссийских Плаоновских чтениях в 2009 году, студенческой конференции Поволжской социально-гуманитарной академии «День науки» в 2009 и 2010 гг., получение положительных отзывов со стороны жюри указанных конференций и призовых мест. Тезисы докладов, посвященные отдельным аспектам данной дипломной работы, были опубликованы в сборниках, составленных по результатам «Платоновских чтений» и «Дня науки».

Произведенное нами исследование показало, что история Вятского края XII-XIV вв. еще нуждается в обстоятельном изучении. Основными направлениями продолжения работы в данном направлении нам видится поиск и введение в научный оборот новых письменных источников по вятской истории, в частности списков ПСВ и обнаружение протографа СВ, а также проведение полноценных археологических изысканий на территории городов Кирова, Котельнича, Слободского и Орлова и других населенных пунктов Кировской области, которые могут быть идентифицированы по данным местных письменных источников.

В конечном итоге важно не только установить историческую истину, но и использовать научные достижения для решения конкретных культурно-идеологических задач: возвращения городу Кирову его исконного названия Вятка, установления точного возраста города и возрождения традиций Вятской республики как части культурного наследия региона.