Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая Ярослав 2010.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
28.10.2018
Размер:
98.31 Кб
Скачать

II. Экономическое развитие северного кавказа

2.1 Общая характеристика экономического развития региона

Развитие экономики на Северном Кавказе происходили на основе тех характерными формами производства и обмена, которые существовали там до Советской власти.

Строительство экономики в регионе в советское время основывалось на концепции развития промышленности на окраинах и на основе завоза квалифицированной рабочей силы. В распоряжении Советской власти была концепция, связанная с идеей «догоняющего развития», которая являлась крайне неорганичной для региона и в итоге последствия насаждения модернизации «сверху» вылились в этнополитическую напряженность в регионе и экономический коллапс.

Народы Кавказа представляют собой «горскую цивилизацию». Народам Кавказа предстояло перейти в новую формацию и одновременно трансформировать свое культурное и социальное достояние. Объективно это бы способствовало ускорению их социально-культурного развития. Однако сложившиеся правовые нормы, обычаи, традиции и нравы, особенности семейной жизни, половозрастной структуры и характера внутрисоциальных отношений преодолеть в алгоритмах новых социальных и культурных норм оказалось практически невозможно.

Не было учтено, что модернизация и развитие промышленности должны быть обусловлен конкретно-историческими, социально-экономическими и культурно-традиционными характеристиками среды осуществления. К сожалению политические решения применялись без учета местной специфики.

В конце 80-х и в 90-ые годы XX в. когда актуализировались этнический и религиозный компоненты и произошла своеобразная архаизация общества. Это, в свою очередь, обеспечило дополнительный импульс этнизации всех социальных процессов.

Необходимо отметить крайне возросшую роль родоплеменных кланов, которые по-своему адаптировались к рыночным условиям общественного производства, что явило собой образование кровно-родственных предпринимательских кланов и установление их монопольной хозяйственной власти на соответствующих территориях. Кавказские республики как и прочие регионы после распада советской системы вновь образовавшиеся государства прошли через стремительный процесс приватизации, который не был прозрачным и, в конечном итоге, оказался хищническим. Доход от наиболее прибыльных промышленных и добывающих предприятий делился между клановыми группами и связанными с ними высокопоставленными чиновниками.16 Такие кланы – разновидность монопольных предпринимательских союзов, возникающих на «естественной» этнокультурной почве, которые характерны для традиционных обществ, сохраняющих родоплеменную структуру. Доминирование предпринимательских кланов означает вытеснение конкуренции экономической борьбой кланов за установление господства на рынке, которая обычно принимает не вполне легальные формы.

Крупные производства и высокодоходные отрасли экономики таким образом сконцентрировался в руках немногих и несмотря на общее бедственное положение регионов оставались прибыльным. Например, в Дагестане практически все крупные предприятия принадлежат даргинцам и аварцам, политически связанным с властью. Это означает, что этот сектор сосредоточен в руках правящей элиты. Поэтому нет особых намерений делать доходы от крупного бизнеса прозрачными или направить их на обеспечение устойчивого экономического роста и снижение бедности.

Рыночные структуры организации общественного производства приняли монополистические формы со свойственными им перераспределительными отношениями, дестимулирующими производственную деятельность. Для экономики кавказского региона характерна неэластичность производства, хроническая стагфляция и резкое падение уровня жизни населения при обогащении верхушки предпринимательских кланов, включающих коррумпированных государственных служащих.

Основной движущей силой этого процесса стало самовоспроизводство предпринимательских кланов, возникших на основе кланово-родовой структуры. С переходом к рынку борьба кланов приняла характер не только политической, но и, прежде всего, экономической конкуренции. Как пример коррумпированности можно выделить углубляющую клановости распределения бюджетных заказов.

В целом же республики Северного Кавказа в итоге явили собой периферийные региональные образования преимущественно аграрного типа – ареалы взаимонаслоения социально-экономических проблем и этнополитических противоречий, вследствие вышеобозначенных процессов. Произошли крайне неблагоприятные структурные сдвиги в экономике, примитивизация ее отраслевой структуры. Проявили себя низкая конкурентоспособность основных видов традиционно производимой продукции, низкая степень притока капитала, истощение материально-сырьевой базы и отсутствие источников ее воспроизводства17.

Северо-кавказские регионы остаются дотационными и имеющими низкую инвестиционную привлекательность вследствие высокой рискованности развития бизнеса на кланово регулируемой территории. В настоящее время предпринимается очередная попытка серьезного изменения экономической ситуации в регионе. Связано это в первую очередь с появлением в регионе для экономической экспансии общенациональных корпораций (таких как Роснефть, Нафтатранс, Лукойл, Альфа-Групп) и попыткой реализации проекта централизации власти на Северном Кавказе.

Первоначально проект централизации власти имел своей целью (помимо заявленных борьбы с терроризмом и стабилизацией этнополитической обстановки) сведение на нет этнической специфики и влияния на политическую и экономическую жизнь вышеупомянутых родопленных кланов. Чем-то предпринимаемые меры однако напоминают советскую практику.

Различные использованные ранее политические инструменты давления, такие как например отмена принципа этнического представительства привели к провалу – достаточно вспомнить выборы в Карачаево-Черкессии 1999 года, которые привели к затянувшемуся кризису, пока в 2000 году не была введена система этнического представительства.

Некоторые попытки с помощью политических действий снизить влияние кланов оказались лишь отчасти успешными – например среди них можно назвать назначение Ю. Евкурова президентом Ингушетии, проводившего жесткую политику, не располагающему мощным кланом, и пользуегося сильным патронажем федеральных властей. Однако отчасти это вызвало в Ингушестии серий терактов, в одном из которых пострадал сам глава республики. Другой серьезным политическим решением для изменения ситуации явилось создание нового Северо-Кавказского федерального округа и назначение полпредом Александра Хлопонина. Хлопонин назначен был одновременно и вице-премьером, что подчеркивает остроту «кавказского вопроса». Столицей СКФО стал Пятигорск - крупный экономический центр, где находится крупнейшая база оптовиков, снабжающих продовольствием республики Северного Кавказа, а также транспортная развязка.

Создание нового округа все более наводит на параллели с Советским Союзом - раздел Южного федерального округа на собственно ЮФО и СКФО уже однажды случался: в 1934 году точно такую же операцию по разделу большого Северо-Кавказского края на две половины — Азово-Черноморский край и Северо-Кавказский — провел Иосиф Сталин18.

В настоящее время также предпринимаются довольно неожиданные меры – происходит попытка мобилизовать традиционные институты – создать институт старейшин.

Параллельно с политическими мерами федеральным центром проводятся довольно серьезные меры экономические.

Первая – то, что отныне вице-премьер станет способен влиять на руководителей регионов напрямую участвуя в распределении бюджета региона, определяя приоритеты финансирования. Возможно это будет способствовать сниженнию коррумпированности местных властей (при условии некоррумпированности фласти федеральной). Ключевой задачей было объявлено привлечение инвестиций в регион для создания рабочих мест и развития малых предприятий. Очевидно, что для этого необходимо ликвидировать зависимость высокодоходных секторов экономики от родоплеменных кланов.

Среди других экономических мер было заявлено, что объем планируемых инвестиций составит более 2 триллионов рублей, и о необходимости отбора наиболее привлекательных инвестиционных проектов. Приоритетным также заявляется создание рабочих мест.19

Таким образом в настоящее время предпринимаются довольно серьезные политические меры по изменению далеко не благополучной ситуации в Северокавказском регионе. Настороженность вызывает схожесть предпринимаемых действий с советской практикой насаждения модернизации сверху, который оказался довольно печальным опытом.