Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1 и 2.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
04.11.2018
Размер:
299.52 Кб
Скачать

Часть 1 Познавательная деятельность юриста

Теоретический и практический материал данной части направлен на актуализацию знаний о познавательных психических процессах, сенсорных, интеллектуальных способностях юриста, их значении в профессиональной деятельности специалиста и способах их диагностики и саморазвития.

Сенсорные способности человека

Некоторые профессии юридической сферы требуют от специалиста высокого уровня развития познавательных психических процессов, памяти, мышления, воображения, в том числе и сенсорных процессов.

Хорошо развитые сенсорные процессы становятся условием для развития сенсорных способностей, обеспечивающих специалисту успех в его профессиональной деятельности.

Под сенсорными способностями чаще всего понимаются функциональные возможности организма, которые обеспечивают ощущение и восприятие человеком окружающего мира и себя самого.

Само понятие способности имеет разное толкование, но чаще всего способности определяют как индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкость усвоения и успешность выполнения какой-либо деятельности. В контексте с сенсорными возможностями человека, ощущением, восприятием (перцепцией), говорят о степени реализации природных возможностей. И хотя их развитие имеет объективные границы, но, тем не менее, мы можем существенно отличаться друг от друга по качеству получения информации из окружающего мира с помощью наших органов чувств.

Сенсорные способности в профессиональной деятельности юриста: основные теоретические положения и рекомендации к саморазвитию

Термин сенсорные способности произошел от лат. «sensus» – чувство, иными словами, – это способность человека к чувствительности, или возможность получать ощущения от окружающего мира, благодаря органам чувств (анализаторам). В контексте повышения психологической культуры юриста под сенсорными способностями мы предлагаем понимать не просто возможность иметь ощущения, но и осознаваемое человеком психическое качество, которое он намеренно может использовать и как средство познания себя, окружающего мира, и как средство саморазвития.

Возникает вопрос: нужно ли расширять диапазон сенсорной чувствительности, и что следует понимать под расширением чувствительности? Высокая чувствительность (сверхчувственное восприятие) – это норма или патология?

Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим некоторые известные в науке исходные позиции.

Известно, что проявление сенсорных способностей зависит от качества функционирования сенсорных процессов, прежде всего процесса ощущения. Напомним, что процесс ощущения дает нам информацию об отдельных свойствах предметов объективного мира, а процесс восприятия – о предметах или явлениях в целом. Тот и другой процессы возможны, если предмет, объект или явление окружающего мира воздействует на наши органы чувств.

Процесс ощущения не изолирован от других познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и от качеств личности, ее направленности. Сенсорные впечатления осознаются человеком, кодируются словом, накапливаются, обретая статус сенсорного опыта. Человек всегда активен по отношению к воспринимаемому. Сенсорные впечатления могут ему нравиться, не нравиться, вызывать разные переживания.

Согласно физическим законам, ощущение порождается волновыми колебаниями, поступающими к нам от предметов или явлений внешнего мира или внутренних процессов, происходящих в организме. Человеческий мозг способен преобразовать эти колебания в образы чувствительности, знаковую систему (слово, мысль), что в свою очередь может вызвать переживание психических состояний. Таким образом, энергия внешнего раздражителя в анализаторе претерпевает ряд превращений, становясь фактом сознания.

В качестве механизма, организующего (направляющего) психическую деятельность человека, можно рассмотреть внимание. Внимание – это избирательная направленность сознания на определенные предметы или явления. Оно создает условие для того, чтобы познавательные психические процессы включились в тот режим работы, который затребован деятельностью человека. Например, случайно порезанный палец можно и не заметить, даже если воздействие на него было сильным, но это только тогда, когда внимание человека сконцентрировано на какой-то сложной деятельности.

Как известно, каждый анализатор имеет порог ощущения (величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение). Порог ощущения обратно пропорционален чувствительности анализатора. Чем ниже порог, тем выше чувствительность [4]. Если раздражитель выходит за пределы возможностей анализатора к ощущению, то может возникнуть болевой эффект, например яркий свет, очень сильный звук и т.п. Если раздражитель сверхслабый, то он может не вызывать ощущений, глаз может не увидеть, а ухо не услышать. То же касается порога чувствительности к различению. У каждого человека может быть свой порог ощущений, но у большинства людей он колеблется в определенных пределах. Этот предел принято считать нормой. То, что выходит за норму снижения порога чувствительности, относится уже к сверхчувствительности. Иногда эти ощущения называют экстрасенсорными3 (от лат. extra – «сверх», «вне»). И это будет действительно правильно, если под экстрасенсорными способностями рассматривать только один показатель – особую чувствительность анализаторов, проявляющуюся при особых психических состояниях или условиях. Людей, обладающих такой особой чувствительностью, могут отличать природные особенности или тренированность органов чувств, опыт ощущений в особых условиях и состояниях.

Коснемся пока чисто сенсорных проявлений. Есть люди, которые от природы обладают абсолютным слухом, необычайной остротой зрения, тонким обонянием и осязанием. Однако природа здесь не всегда играет главную роль. Эти качества развиваются при условии необходимости. Что это за необходимость? Прежде всего, деятельность, которой человек вынужден заниматься, и которая предъявляет к его способностям требование стать более чувствительным к восприятию каких-то условий. Например, ткачи могут различать до сорока оттенков черного цвета, обычный человек различает едва семь. Парфюмеры способны дифференцировать запахи, что для обычного человека остается недоступной задачей. Известен факт, что украинские партизаны обладали способностью ночного видения, потому что их активная жизнь велась в ночное время, и их выживание зависело от умения видеть в темноте.

Повышению чувствительности способствует не только деятельность, но и желание самого человека заглянуть в потенциальные возможности своей психики, его потребность в самоактуализации своих возможностей.

Потенциальные возможности особой чувствительности есть у каждого человека. А экстрасенсы – это не только те, кого природа наделила необычайными способностями к более тонкому восприятию мира, но и те, кто намеренно эти способности в себе развил.

Столь ли необходимы юристу эти качества? Начнем с того, что дает хорошая чувствительность, какую она услугу может оказывать в решении профессиональных задач юриста. Ясно, что сама по себе деятельность юриста не предъявляет высоких требований к его сенсорным качествам, но такие юридические действия, как расследование преступлений, участие в оперативных действиях, адвокатская, судебная и даже нотариальная деятельность, при высокой ответственности человека к ее качеству и длительной практике, может стать условием повышения сенсорной чувствительности специалиста. Работая в дефиците информации, бывает очень важно оперативно получить о человеке информацию, которая может определить исход событий, повлиять на ситуацию. Иногда требуется прочувствовать и выявить преступный замысел человека, и это – шаг к успеху. Может, как раз этого шага будет недоставать, когда потребуется принять очень ответственное решение и не поддаться на лесть и ролевую провокацию дельцов, обманщиков и других категорий преступников. Все это осознанно или неосознанно заставляет человека быть внимательным к тем внутренним состояниям и ощущениям, которые у него возникают. Однако качество развивается более эффективно, если оно становится в поле внимания самого человека и обретает целенаправленный характер. Стоит ли пренебрегать таким опытом?

Какой же сенсорный канал в этом случае мы задействуем? Где он находится? Это следствие натренированного глаза, уха, носа или руки? Нельзя исключить ни один из этих каналов, но наиболее важную функцию, на наш взгляд, выполняют телесные комбинированные ощущения и наша способность их осознавать. Их можно назвать внутренними психическими ощущениями, или интрапсихическими, где сенсорные играют вспомогательную роль, так как материализуют наше желание «увидеть», «услышать», «почувствовать» то, что лежит за пределами видимого [3]. Именно эти ощущения материализуют наши переживания, наши чувства, опредмечивают нашу интуицию. Например, почувствовать, как в нас отзывается та или иная картина, цветок, человек, дерево, увядающее растение, для этого мало видеть, для этого нужно воспринять это явление всем своим существом, посмотреть на него по-иному, переступить за рамки привычного восприятия мира и прислушаться к тому сенсорному языку, на котором говорит наше тело. Это и есть то самое важное условие, о котором мы с вами упомянули выше. По-другому можно сказать так: войти в несколько другое состояние восприятия, отличающееся от обыденного, которое и будет отличаться тем, что в нем актуализируются ощущения, на которые ранее человек не обращал внимания.

На предмет более дифференцированного, слабо улавливаемого ощущения может быть исследован не только окружающий мир. Сам человек может стать для себя объектом исследования. Например, исследовать, как воспринимаемые объекты окружающего мира отзываются в нашем теле. При условии концентрации внимания на своих телесных ощущениях и желании почувствовать их «язык», можно ощутить напряжение или расслабление, приятное или неприятное ощущение, тепло или холод и т.п. реакции, за которыми могут последовать мысли, образы, эмоции. Эти интрапсихические ощущения, если они подкрепляются обратной связью, т.е. приближаются к объективной оценке внешних воздействий, при условии их повторяемости могут быть использованы как дополнительный источник информации.

Таким образом, «язык» собственного тела может стать не только источником информации о себе, своем самочувствии, о психической и биологической энергии, циркулирующей в теле, но и послужить в качестве дополнительного средства познания и ориентации в окружающем мире. Переживание новых психических состояний, порожденных комбинацией новых сенсорных ощущений (обретением нового телесного опыта), позволяет осознать еще один инструмент, который человек может успешно использовать в познавательной деятельности.

Многолетняя практика показала, что повышение сенсорной чувствительности идет не по принципу изменения порога чувствительности анализатора, что можно подтверждать только в условиях лабораторного исследования, а по принципу расширения диапазона осознанности своих сенсорных ощущений, что в целом переживается человеком как новые психические состояния.

Итак, мы можем говорить лишь о расширении диапазона осознанности сенсорных состояний (интрапсихических состояний), большую роль в которой играет внимание к этим состояниям. В этом случае выделяется параметр не физиологического плана, а интрапсихического, психологического, и рассматривать его возможно как качественную характеристику сенсорных способностей индивида.

Расширение диапазона чувствительности позволяет понимать вещи, которые при обычном уровне восприятия и чувствительности понять очень сложно, а в отдельных случаях просто невозможно. Человек вынужден будет довольствоваться неполным, а часто и искаженным пониманием важных для него вещей, поскольку оно будет основываться не на собственном опыте, а на опыте других людей или на описаниях, сделанных другими.

Полагаем, что знания, в основе которых будет лежать чувственный (сенсорный) опыт, могут стать более надежным помощником и опорой в социальной саморегуляции, чем заученные рекомендации. Сенсорный опыт, закрепленный в поведении, профессиональных действиях, в общении с людьми как личностное новообразование (сенсорные способности), может служить надежным средством осознанной саморегуляции.

Итак:

1) чувствительность по любому сенсорному каналу может развиваться, т.е. возрастать; способствовать этому может профессиональная деятельность или специальные упражнения, направленные на расширение диапазона чувствительности и обретение нового сенсорного опыта;

2) целенаправленное расширение сенсорной чувствительности чаще всего происходит по принципу расширения диапазона осознанности человеком своих сенсорных ощущений, что в целом переживается им как новое интрапсихическое состояние;

3) осознанное расширение диапазона сенсорной чувствительности позволяет изменить восприятие себя и окружающего мира, обрести ключи к тайнам своего бессознательного;

4) новые сенсорные впечатления могут служить тем инструментом, которым человек может пользоваться, чтобы обрести новые знания и уверовать в них;

5) сенсорные способности, при условии их осознания, могут служить инструментом на пути самопознания и саморазвития личности, повышения психологической культуры специалиста [1, 2].