Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция. История философии (для студентов).docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
04.12.2018
Размер:
97.82 Кб
Скачать

Никчемны слова философа, которые не исцеляют страданий человека».

Эпикур

Диоген Лаэртский цитирует Эпикура:

- «Я не знаю, что разуметь под благом, если исключить удовольствия, получаемые посредством вкуса, любовных наслаждений, слуха и т.д.»

- «Начало и корень всякого блага – удовольствие чрева: даже мудрость и прочая культура имеет отношение к нему».

- Наслаждение ума – это созерцание наслаждений тела. Единственное его преимущество перед телесными наслаждениями – это то, что мы можем научиться созерцать наслаждение скорее, чем боль. Тем самым мы можем установить больший контроль над умственными наслаждениями, чем над физическими.

- Добродетель, если только она не означает благоразумия в погоне за наслаждениями, – лишь пустое имя.

На практике, Эпикур приводит к пониманию мудрого скорее в виде отсутствия боли, чем в виде наличия наслаждений (Бэйли: «Для Эпикура отсутствие страдания само по себе есть наслаждение»). Желудок может являть собой корень всех вещей, но боль в желудке перевешивает наслаждение обжорством, поэтому Эпикур живет на одном хлебе, отвергает богатство и власть, политику, так как они заставляют человека метаться и беспокоиться. Более того, Эпикур не советует своему ученику Пифоклу иметь дело с всякой формой культуры и избегать любой общественной жизни, так как пропорционально успеху на этом поприще увеличивается число завистников, а значит страданий. Поэтому-то лучше жить незаметно.

Железное правило: для того, чтобы не нарушать размеренный и умный образ жизни, протекающий с удовольствием, нельзя подвергать себя страстям.

«Проживи незаметно»

Эпикур

Яркий антипод Эпикура – Лермонтов: «А он, мятежный ищет бури, как будто в бурях есть покой».

По Эпикуру, мудрый человек стремиться жить так, чтобы всегда сохранять безмятежное состояние духа, зная МЕРУ во всем. Поэтому надо избегать деятельности, подвергающей человека чрезмерным страстям, азарту и требующей непомерных усилий: например, коммерция и политика, первая порождает жажду денег, другая – жажду власти. То и другое существует «вопреки природе».

- Половая любовь попадает под запрет – слишком «динамическое» наслаждение: «Половые наслаждения никогда не приносили добра человеку, и счастлив он, если эти сношения не принесли ему вреда». Хотя сам Эпикур детей любил (чужих), но считал, что брак и деторождение есть отвлечение от более серьезных стремлений. Лукреций, следовавший за Эпикуром в отрицании любви, не видит беды в половых отношениях, лишь бы они были лишены страсти.

- Самое благоразумное из общественных наслаждений, по Эпикуру, – это дружба. Но так как все люди заботятся всегда только о себе, то всякая дружба возникает из нужды в помощи, хотя дружба желательна сама по себе.

По сути, во всем у Эпикура – проблема избежания СТРАХА: ешь мало из боязни несварения, пей мало из боязни похмелья, не занимайся общественной деятельностью из боязни беспокойств и т.д.

Именно проблема страха – в основе теории философии Эпикура: он утверждал. Что существует 2 источника страха: от религии и от смерти. Они связаны между собой, так как религия учит, что мертвые несчастны. Поэтому Эпикур искал метафизику, в соответствии с которой боги не вмешиваются в дела людей, а душа умирает вместе с телом, поэтому лучше всего был атомизм Демокртита. Также как и Демокрит, Эпикур утверждал, что все из атомов и пустоты, но он не верил, как Демокрит, что атомы всегда подчиняются законам природы. Некоторые атомы, имея свободу воли, иногда отклоняются и вступают в столкновение с другими атомами. Соответственно, душа тоже материальна и состоит из частиц, подобно дыханию и теплу. Атомы души распределены по всему телу.

Эпикур:

- «Нельзя жить сладко, не живя разумно»;

- «Даже хлеб и вода доставляют величайшее из наслаждений, если дать их тому, кто голоден»;

- «Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума счастливым»;

- «Кто праведен, в том меньше всего тревоги»

Интересно, что учение Эпикура становилось для последователей чем-то вроде КРЕДО, которое нужно было принять безоговорочно. И, действительно, ни один до самого конца существования школы Эпикура (более 200 лет!) не изменил в доктрине Эпикура ни одного слова. Даже Лукреций, переводя учение Эпикура на язык поэзии спустя около 200 лет, ничего не изменил (это позволяет нам узнать провалы в наследии Эпикура – утеряно все 300 книг Эпикура, остались только несколько писем, некоторые фрагменты «Основных доктрин»).