Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
721_ych.posobie_Istoriya_i_metodologiya_biologi....doc
Скачиваний:
165
Добавлен:
06.12.2018
Размер:
13.17 Mб
Скачать

2.6. Создание Российской Академии наук

2.6.1 Исторические условия создания ран

Социальной основой развития естественных наук в XV–XVIII вв. явилось вызревание в рамках феодального общества новых, капиталистических общественных отношений. Быстрый рост производительных сил, более полное и разностороннее использование природы, открытие нового источника сырья и драгоценных металлов, а также новых рынков в результате многочисленных путешествий и расширения торговли – все это изменило экономику Европы и привело к перевороту в общественной жизни европейских стран.

Период ломки феодальных отношений и перехода к капитализму не совпадал по времени в различных странах и отличался в каждой из них определенным своеобразием. В Италии, например, так называемая эпоха Возрождения началась уже в XIV в. В XV–XVI вв. она достигает здесь расцвета. Однако затем Италия в силу ряда причин начала отставать в развитии капитализма от Англии и Франции. В XVI–XVIII вв. в Европе складываются новые организационные и материальные возможности для развития естественных наук. Увеличивается число научных учреждений и обществ.

В конце XVI–начале XVII вв. в Италии возникает несколько ученых ассоциаций, именовавшихся академиями, например знаменитая флорентийская Академия дель Чименто. Вскоре и в других странах Европы наряду с ростом числа университетов, которые в рассматриваемую эпоху, как правило, занимали весьма консервативные позиции, организуются научные учреждения нового типа – Академии наук. Так, в 1660 г. организуется и в 1662 г. официально открывается в Лондоне Королевское общество – Английская Академия наук, в 1666 г. – Парижская, в 1700 г. – Берлинская, в 1724 г. – Петербургская, в 1739 г. – Стокгольмская, в 1739 г. Мюнхенская Академия наук и т. д. Во Франции XVII – XVIII вв. в «академии» превращается ряд научных обществ и кружков, существовавших в провинции.

Создание академии наук в России относится к тому периоду мировой истории, когда началось становление науки в современном ее понимании, происходило быстрое накопление достоверных сведений о природе, опирающихся на эксперимент и математические методы. Это было время, когда сама жизнь требовала более тесного соединения науки с практикой.

Создание академии наук в России было одним из важных элементов глубокого обновления страны, начатого реформами Петра I. Необходимость развития науки и образования диктовалась потребностями роста промышленности, транспорта, торговли, повышения культуры народа, задачами укрепления Российского государства, его внешнеполитических позиций. Решение этих, прежде всего экономических, проблем было невозможно без изучения и освоения природных богатств страны. Вместе с тем, Петр I стремился вовлечь Россию в общий процесс культурного развития европейских стран.

В то время в России были: Московская славяно-греко-латинская академия и Киевская духовная академия. Они готовили кадры не только для церкви, но и для других сфер – переводчиков, редакторов книг для Печатного двора, преподавателей. Однако для быстрорастущей промышленности, армии и флота требовалось большое количество специалистов иных профилей. Поэтому были организованы Навигацкая школа, Артиллерийская школа, Школа переводчиков, Медицинское училище, и некоторые другие. Но по-прежнему не хватало специального учреждения, которое занималась бы научными исследованиями.

Мысль об организации академии Петр I, как о том свидетельствуют многочисленные документы, вынашивал долго. Наиболее раннее упоминание об этом относится к 1698–1699 годам, когда в беседе с патриархом Адрианом Петр высказал мысль о необходимости распространения просвещения в России.

13 января 1724 г. Петр I подписал «определение об Академии». Составленный будущим первым ее президентом Лаврентием Лаврентиевичем Блюментростом проект положения об учреждении Академии был утвержден 22 января на заседании Сената, длившемся четыре часа. Помимо Петра на нем присутствовали главнейшие лица государства – адмирал Апраксин, канцлер Головкин, светлейший князь Меньшиков, генерал-прокурор Ягужинский и другие. Подробности обсуждения в Сенате до нас не дошли, известно только, что Петр предварительно поднял вопрос о переводческой работе, которая должно была войти в круг деятельности будущей академии. Искусство перевода Петр почитал очень важным и нередко сам наставлял переводчиков.

28 января 1724 г. был опубликован указ Сената об учреждении Академии наук, извещавший о том, что Петр I «указал учинить академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам и переводили бы книги».

Проект основания академии отразил взгляды царя на ее задачи. В нем сказано, что «…невозможно, чтоб здесь следовать в прочих государствах принятому образу, но надлежит смотреть на состояние здешнего государства». По положению, академия являлась и научно-исследовательским, и учебным учреждением. При ней состояли университет и гимназия. В проекте университет определялся как «собрание ученых людей, которые наукам высоким… до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают».

Университет был неотъемлемой, «единокровной» частью Академии, из него она должна была получать пополнение. Но приток студентов-вольнослушателей был очень мал. В отдельные годы лекции не читались из-за отсутствия слушателей. Преподавание в Университете велось на латинском языке, и пополняться он мог только из Академической гимназии и из духовных училищ. Относительно регулярной работа Университета была в 50-е и начале 60-х гг., когда его деятельно опекал М. В. Ломоносов. После его смерти Академический университет стал угасать и в 1767 г. был упразднен, сыграв важную роль в воспитании первых отечественных академиков.

По «Проекту положения об учреждении Академии наук и художеств» 1724 года, она делилась на три класса: математический, который состоял из четырех кафедр: одна - по математике, вторая - по астрономии, географии и навигации и две по механике; физический класс, также состоявший из четырех кафедр: теоретической и экспериментальной физики, анатомии, химии и ботаники; гуманитарный класс, где было представлено три кафедры: красноречия (элоквенции) и древности, истории древняя и новая, права, политики и этики.

Император считался верховным руководителем академии, но ей предоставлялось право выбора президента, равно как и право избрания своих членов, чтобы тем, которые «в науках произошли, градусы академиков давать могли» (рядом с эти пунктом Петр написал на полях резолюцию «Позволяется»). Ведение ученой корреспонденции поручалось секретарю академии.

Для управления материальной частью устанавливались должности директора, двух его заместителей и одного чиновника, ведавшего деньгами.

«Проект положения об Академии наук» 1724 года не оговаривал процедуру приема ученых в члены Академии, но из практики видно, что право принимать новых членов составляло прерогативу президента Академии. Каждый академик мог иметь одного или двух помощников, которым присваивалось звание адъюнктов. Начиная с 1726 года в связи с отсутствием достаточного числа вакансий на должность академиков, была введена промежуточная степень - экстраординарного академика. Таким образом, в состав в состав действительных членов Академии входили ординарные академики - профессора, экстраординарные академики и адъюнкты.

На содержание академии опускались денежные средства в размере 24 912 рублей. Можно сравнить: на содержание царского двора в 1734 г. уходило 260 000 руб., на дворцовые конюшни – 100 000 руб. Особенность Петербургской академии с самого начала состояла в том, что она создавалась государством и с момента основания находилась на его содержании, в то время как Академии Западной Европы сами изыскивали для себя средства: основным источником их доходов была издательская деятельность.

Академикам Петр пообещал выдавать «довольное жалование». Первые оклады академиков были действительно неплохими. Однако слишком быстро все было нарушено: в Академии появились новые, непредвиденные подразделения, увеличился штат чиновников, а денег на содержание академиков не прибавлялось.

Первым президентом Академии был назначен медик Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост (1692-1755), рис. 2.1. Президенты Академии в 18 веке формально не входили в состав академической корпорации. Они назначались на эту должность императором.

Рис. 2.1. Первый президент Академии наук России – Лаврентий Лаврентиевич Блюментрост

«Краткий экстракт» проекта положения был составлен уже в феврале 1724 г. и послан за границу русским дипломатическим миссиям для опубликования и как руководство для подбора кадров. В течение 1724 года и большей части следующего года велись переговоры с иностранными учеными о приглашении их на службу в Петербург. Корифеи европейской науки Х. Вольф, И. Бернулли помогли найти для России молодых, но многообещающих ученых. Открытие же Петербургской академии произошло уже после смерти Петра – в августе 1725 года, когда состоялась первая конференция академиков. Императрица Екатерина I поспешила заявить о решимости завершить создание Академии.

В июне 1725 г. в Петербург приехали первые академики. 17 сентября 1725 г. начались регулярные (обычно два раза в неделю) научные заседания, или Конференции. 27 декабря Академия отпраздновала свое создание большим публичным собранием с участием всей петербургской элиты. Это был торжественный акт появления нового атрибута российской государственной жизни.

«Проект положения об Академии наук» 1724 г. предусматривал в ее составе 12 академиков. Первым членом Петербургской Академии наук стал математик Яков Герман (1678-1733), пользовавшийся в научных кругах Европы широкой известностью.

Итак, летом 1725 в Санкт-Петербург прибыли первые приглашенные и заключившие контракт на 5 лет лица, первые члены Российской Академии наук. Среди них был один француз, трое из Швейцарии, остальные – немцы. Вот их имена:

1) Якоб Герман, профессор математики,

2) Готлиб Байер, профессор по кафедре греческих и римских древностей,

3) Христиан Мартини, профессор физики, позднее – логики,

4) Иоганн Коль, профессор элоквенции и церковной истории,

5) Фридрих Майер, экстраординарный профессор математики,

6) Жозеф Делиль, профессор астрономии

7) Даниил Бернулли, профессор физиологии, позднее – математики,

8) Николай Бернулли, профессор математики,

9) Иоганн Дювернуа, доктор медицины, профессор анатомии, хирургии, зоологии,

10) Мишель Бюргер, профессор химии и практической медицины,

11) Иоганн Бекенштейн, профессор юриспруденции,

12) Христофор Гросс, экстраординарный профессор нравоучительной философии,

13) Георг Бюльфингер, профессор логики и метафизики.

Средний возраст первых академиков - 24 года. Приезд этих молодых людей положил начало целенаправленной научной работе и научному творчеству в России.