Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ALL Книговедение.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
15.12.2018
Размер:
127.07 Кб
Скачать

Книговедение – приведённое в систему научное знание о книге как объективном явлении социальной действительности: о природе и сущности книги, о логических и исторических формах книги, процессах и закономерностях её существования, развития, движения и функционирования книги, метод получения нового знания о книге, способ организации результатов познания книги (определение, категории, суждения, концепции, теории и т.д.), предметно преобразующие книговедческие процедуры, рассмотрение товарной категории книги.

Книговедение получило свое развитие в кон.19в. «Всякая категория, всякое понятие есть система, сцепление смыслов, и чтобы дать полное определение категории или понятия, необходимо доказательно и непротиворечиво интерпретировать все смыслы, составляющие их содержания, а не ограничиваться одним, да и ещё вне связи друг с другом», - Иванов Д.В.

Задачу и содержание общего книговедения как методологического уровня, приведённого в систему научного знания о книге как социально-научной методологии и относительно самостоятельной книговед.дисциплины и составляет проблемы мировоззренческого и науковедческого характера книговедения.

Мировоззренческая проблематика книги:

  • Выявление природы и сущности книги как объективного явления социальной действительности, как способа отражения и средства формирования индивид., групп. И общественного сознания;

  • Выявление логических форм книги и последующая интерпретация содержания базовой книговедческой категории «книга» как системы смыслов;

  • Выявление соотношения в книге идеального и материального последовательно, обоснованная интерпретация, соотношение содержания категории книга и понятий «издание» и «книжное издание»;

  • Последовательность содержаний, интерпретация движущего противоречия книги:

  1. Между индивидуальным, групповым и общественным сознание;

  2. Против самой книги;

  • Выявление сходства и различий книги и других форм способа документальной, социальной массовой коммуникации (печат.СМИ, радио, телевидение и др)

  • Осознание и интерпретация книжного дела как способа существования реальной действительной книги и как сферы духовного производства;

  • Последовательное раскрытие сущности книги как способа целеосознанной организации авторского труда, существующего в форме письменного документа в процессах и средствами книжного дела способа распределения и воспроизводства книжного издания средствами книжного дела.

Науковедческая проблематика книги:

  • Обоснование системы научного знания о книге исходя из общепринятой трактовки науки и научной дисциплины;

  • Исследование исторического процесса, тенденций и закономерностей становления и развития общего книговедческого знания;

  • Обоснование, интерпретация и системного содержание объекта, предмета, состава, структуры книговед.знания внутри дисциплинарной и междисциплинарной организации.

  • Исследование и экспликация сущности механизмов и форм взаимодействия книговедения с другими науками;

  • Разработка и системное изложение системы метода книговедческого познания (метода получения и изложения);

  • Разработка и приведение в систему категориально-понятийного аппарата книговедения;

  • Разработка книговедческой типологии книги;

  • Выявление и исследование наиболее общих закономерностей развития книги и книжного дела;

  • Разработка научных основ управления практикой книжного дела и процессами распространения книги в обществе исходя из осознания природы и сущности книги.

Наиболее сложными оказываются основополагающие проблемы науки о книговедении (природа и сущность книги). Современное науковедение выявляет и исследует интеграционные процессы внутри научного знания, определяя их как ведущую тенденцию развития науки наряду с тенденцией к дифференциации.

В результате интеграционных коммуникаций формируется новое, более расширенное знание.

Общее книговедение разрабатывает методологические основы всех компонентов науки о книге, должно обеспечивать теоретическое единство этой науки. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также знания об этой деятельности. Задача методологии – целеосознанное обоснование и системное изложение общих теоретических подходов и принципов решения научных вопросов, касающихся не только методов, но и теории и истории исследуемого объекта.

Методология и методика представляют собой диалектически взаимосвязанные и вместе с тем относительно самостоятельные формы и уровни существования теоретического знания. В методологии можно выделить 3 уровня, соответствующие диалектическому соотношению всеобщего, особенного и единичного:

  1. Философ.наука, раздел, субъект. Диалектики как учение о принципах и формах отражения сознанием человека объект.реальности

  2. Психология;

  3. Филология (этимология).

Системность и целостность как существенные признаки научного знания проявляются в том, что оно обладает определенной структурой и сохраняет свою целостность во времени и пространстве, несмотря на увеличение объема и углубление содержания знания по мере расширения научных исследований.

В структуре научных дисциплин основным правилом является система объективных правил (практика). Одним из основополагающих принципов теории познания является принцип единства теории и практики.

Из истории становления и развития обобщенного книговедческого знания в зарубежной науке о книге

Обращение к зарубежному опыту было всегда характерно для отечественной науки о книге. На первых порах это было непосредственное усвоение его и переработка применительно к своим задачам. В.С. Сопиков и В.Г. Анастасевич в русле французской традиции расширительно толковали библиографию (М. Дениса, Г. Пеньо). Первое методологическое обращение к зарубежной библиологии, понимаемой как теория библиографии связано с именем Н.М. Лисовского, перевел несколько фундаментальных немецких трудов. А.М. Ловягин анализировал понятия «библиография» - «библиология» - «книговедение». Фомин написал монографию, в кот.размещён обзор зарубежных источников по книговедению (классиками кН-ия называет Дениса, Лэра, Пеньо, Шмидта, Эйхлера).

Интенсивные разработки проблематики велись и ведутся во Франции, Германии, в Канаде и США, в Польше, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Болгарии (в восточно-европейских странах теоретическая мысль развивалась под воздействием русской и советской общей теории книги). Русская дореволюционная наука о книге испытывала влияние французской библиографической и немецкой библиотековедческой школ.

Баренбаум и Немировский написали обстоятельные работы (моногр.обзоры, обзор.статьи: «Книговедение», «Библиология», «Редактирование») и ввели в оборот результаты зарубежных исследований (переводы значит.публикаций) по проблемам общей теории книговедения.

Монография Симона - ценнейший источник по истории книговедческого знания в границах библиографии .

В указателе к монографии Мигоня названо 835 имен книговедов всех стран и регионов мира и свыше ста учреждений, организаций и учебных заведений, где ведутся библиологические исследования. Задача Мигоня – дать как можно больше информации о проведенных исследованиях и доказать необходимость выделения библиологических проблем в особую гуманитарную дисциплину. Вместе со своим учителем К.Гломбиовским К.Мигонь развивал выдвинутую советскими учеными в начале 60-х гг. концепцию комплексности книговедения, функционального подхода и читателеведческой ориентации при изучении книги и конструировании науки о ней. Треть объема монографии посвящена анализу концепций русских и советских книговедов, треть - анализу польской науки о книге.

Задача общего книговедения - проанализировать в деталях процесс и закономерности становления и развития обобщенного книговедческого знания, обосновать теоретическую позицию относительно сущности книги, объекта, состава, структуры, содержания, метода, междисциплинарной и внутри дисциплинарной организации книговедения.

Историю зарубежного общекниговедческого теоретического знания невозможно написать, потому что работ, которые бы на методологическом, науковедческом уровне ставили и рассматривали вопросы сущности книги, объекта, предмета и другого теоретического знания о книге, нет. Имеющиеся работы посвящены или узким книговед.дисциплинам (библиотековед., библиографовед.), или иным ориентациям (социология, семиотика, психология и педагогика), но не методологии общего книговедения. В этих работах книговедение либо «включается» в библиографоведение, библиотековедение, либо присоединяется семиотике, социологии, психологии и педагогике в качестве их составной части.

Проблемы общего книговедения в работах зарубежных книговедов до сих пор не возникали и не решались. Сущность книги как явления социальной действительности не входила и не входит в круг исследовательских задач (в отдаленные исторические периоды книгу трактовали как памятник культуры, поздние определения книги ориентированы на литературные произведения, содержащиеся в книге, новейшие попытки определить книгу связана с функциями книги в обществе).

Немировский классифицирует эти определения книги, выделяет три класса:1- описательный аспект (внешне), 2- попытка отразить сущность содержания книги (произведение), 3- классовый характер, читательское назначение.

М.Ф.Яновский подверг анализу 51 определение, предложил своё 52е, которое сегодня даже не берется в расчет.

Г.Люльфинг трактовал книгу как материальный предмет, имеющий общественные функции.

К.Гломбиовский примерно так же трактует книгу, отмечает, что она не является только социальным фактом, но выступает ещё в качестве элемента духовной культуры.

В 60-70-е годы ХХ в. развивается семиотика, исследующая свойства знаковых систем, каждой из которых определенным образом придается значение. Любая знаковая система выполняет коммуникативную функцию, а на коммуникативные функции книги было обращено внимание в работах советских книговедов (.М.Ловягин, М.Н.Куфаев), то семиотический подход и нашел книговедческое применение в трактовке книги как знаковой системы - в работах Е.Л.Немировского и в работах польских исследователей: «Система книги» М. Червинского и «Семиотика книги» Т.Зберского. Речь в обеих работах идет не о книге, а о книжном издании. Продуктивное значение этих работ - преодолена частнодисциплинарная (библиотечная, книготорговая, библиографическая) ориентация в подходе к рассуждениям о книге. В книговедении начинают развиваться новые подходы к пониманию книги в контакте с аудиовизуальными средствами коммуникации. Канадский социолог М.Маклюэн утверждал, что «галактика Гутенберга» катится к закату и что книга утрачивает свой приоритет и перед ними. Маклюэн также отождествляет книгу с материальной формой ее проявления - книжным изданием - и понимает книгу как носитель информации, а не как способ коммуникации. Пессимистическая концепция М.Маклюэна была подвергнута критике в советской и зарубежной литературе. Маклюэн со временем сменил точку зрения.

Работа профессора Боннского университета Г.Грундмана переведена на русский язык. Грундман отмечает, что отсутствует четкая классификация разных видов коммуникации, дает определение книги в коммуникационном аспекте (книга - средство накопления сведений и средство коммуникации, которое выступает в качестве связанного с эпохой носителя информации).

В своей монографии  Робэра Эстиваля поставил и обобщенно решил отдельные проблемы общего книговедения. Р.Эстиваль пишет, что он занимался историей методов библиографии Франции и осознал потребность в новой науке о книге. Р.Эстиваль обследовал 73 дефиниции книги. По его мнению более всего необходим историко-социологический подход к трактовке книги. Он пытается расширить и дополнить анализ определения книги аспектами социально-экономическими и политическими, демографическими и географическими. Он предлагает два уровня определения книги: лингвистическое – минимальное (передача мысли техническими средствами на некотором материальном носителе) и социально-политическое – максимальное (средство коммуникации, используемое авторами и читателями для удовлетворения потребностей в письменной коммуникации во времени и в пространстве). Однако ответа на вопрос, что такое книга, Эстиваль не дает, сущности книги не рассматривает. Эстиваль осознает недостаточность кратких дефиниций, фиксирующих материальные признаки книги, безгранично расширяет понятие «книга».

В англо-французской специальной литературе для обозначения комплексной науки о книге использовался термин «библиология», в немецкоязычной - «библиотековедение». Это является отражением пандисциплинарной книговедческой традиции, выражавшуюся в стремлении «подверстать» либо под библиотековедение, либо под историю книги все возможные книговедческие и смежные дисциплины.

Библиографическая концепция книговедения

Библиографическую ориентацию в формировании обобщенного знания о книге последовательно прослеживает в своей монографии «История иностранной библиографии» К.Р.Симон, анализируя не только фактическую и фактологическую историю становления и развития библиографии во всех регионах и странах мира, но и выявляя, анализируя теоретические воззрения библиографов в трактовке сущности библиографии и ареала ее компетентности.

Автором самой ранней монографии по теории библиографии был основоположник австрийской библиографии Михаэль Денис (1729-1800). Сначала она называлась «Очерк библиографии». Потом М.Денис переработал ее, объединил с другой своей монографией «Очерк истории литературы» и издал под общим названием «Введение в книговедение» (1789). Давая собственную классификацию наук, М.Денис помещает библиографию в класс «Филология» и включает в библиографию «дипломатику», «типографику», «библиотековедение» и «каталоги книг». 

Первым собственно теоретическим сочинением по библиографии было «Рассуждение о библиографической науке» французского библиографа Нэ де ла Рошеля (1751-1837). В трактовке Нэ де ля Рошеля, библиография распадается на две части. Одна относится к исторической части и совпадает с историей литературы; вторая, относящаяся к «механизму типографского дела», именуется Нэ де ла Рошелем «технической» и раскрывается как история типографского дела.

Через 5 лет после выхода данной работы Рошель собирает вокруг себя группу молодых книговедов и историков («одноглядцы»). С Нэ де ля Рошеля начинает развиваться теория библиографии в собственном значении этого слова; библиография трактуется расширительно; последующие теоретики, так или иначе, обсуждают состав областей знания, входящих в библиографическое знание. Примечательно, что в ХVIII в. расширение библиографии происходит не только за счет присоединения к ней по сути дела смежных дисциплин (палеографии, дипломатики, истории литературы), но и за счет собственно книговедческих знаний, ранее таковыми не считавшихся.

В 1800г. профессор Центральной школы в департаменте Дуб Луи Кост объявил курс «библиологии», понимаемой как наука о книге и разработал программу курса. С именем Луи Коста связывают и появление термина «библиология» для обозначения книговедческого знания. Библиологию Луи Кост разделил на три части: библиография в научном смысле; библиографическая классификация; наиболее рациональные способы чтения книг и усвоения их содержания.

В 1799 г. Франсуа Хавьер Лэр (1738-1809) начал читать свой курс («Книгосоздание»), который состоял из четырех частей: история письменности от древнейших времен до изобретения книгопечатания. Очерк палеографии; история книгопечатания до середины ХII в.; инкунабуловедение; способы распознания редких книг и исправных экземпляров, а также способы более совершенных классификаций; о методе наилучшего использования книги.

Французский библиограф, библиотекарь и теоретик Габриэль Этьенн Пеньо Перевел основные научные учения по дисциплинам о книге для России.

Подлинным классиком польской науки о книге в ее сегодняшнем понимании считается Иоахим Лелевель (1786-1861), который включал в библиологию библиографию; науку о рукописях, или «графику»; науку о печатной книге, или «типографику»; науку о библиотечной книге. В 1809 был открыт отдел при Московском Институте. Направления: наука о рукописях, о печатной книге, основы типографики, библиотеч.дело, философ.основы познания книги. В 1816 – издание первого рус.учебника по книговедению (труды Богаткевича, Гурского, Пекарского, Руликовского).

Библиографическая ориентация с уклоном в историю книги была характерна для немецкого книговедения. Среди ранних представителей этого направления историографы науки о книге называют Фридриха Адольфа Эберта. Эберт трактует термин «библиография» как «название той науки, которая занимается изучением произведений письменности всех времен и народов как таковых, а равно познает их в соответствии с отдельными внешними обстоятельствами». В соответствии с этим он разделяет библиографию на «чистую» и «прикладную». Задача «чистой» библиографии показать наличие произведений письменности, показать то, что есть. «Прикладная библиография подходит к книгам под определенным углом зрения... она объясняет коллекционеру и книготорговцу причины, по которым то или иное издание имеет определенную ценность. И ту, и другую библиографию Ф.А.Эберт считал «надежным измерителем» уровня культуры страны в ее историческом развитии, т.е. впервые выразил мысль об общественном значении библиографии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]