Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ALL Книговедение.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
15.12.2018
Размер:
127.07 Кб
Скачать

Теоретические концепции крупнейших советских книговедов

Ловягин (профессор кафедры кн-ия, руководитель и основатель библиотеки), приняв Октябрьскую революцию, продолжал активную научную и педагогическую деятельность. Сдвиг во взглядах А.М. Ловягина, и в книговедении того времени - осознание факта участия книги в процессе социального переустройства общества.

Ловягин вводит библиологию (книговедение) в круг общественных наук, считает её отраслью большой науки об общении людей, социологии или культурологии. Постепенно выделялся раздел общей теории книговедения как более высокий уровень обобщения теоретического материала. В работе «Библиологическая наука» говорит, что книгу нужно изучать вместе с воздействием этой книги. Он подробно изучит взаимоотношение между человеком и книгой. Фундаментальный труд А.М. Ловягина – «Основы книговедения». А.М. Ловягин не задается целью исследовать сущность книги, определяет книгу как «изложение или изображение человеческих мыслей» особыми условными знаками (графикой) на материале доступном для многих.

Заслуги А.М. Ловягина перед книговедением: был инициатором организации Русского библиологического общества; способствовал становлению книговедения как самостоятельной науки; первым обнаружил что специфика предмета книговедения определяется сущностью книги как орудия общения людей между собой; пытался выработать новую методологию, опираясь на понимание социальной природы книги; предпринял разработку принципиально новой схемы книговедения; выделил в структуре науки о книге раздел общего книговедения и наметил его содержание и проблематику; попытался определить и интерпретировать книговедение как «отрасль «большой» науки об общении людей».

Во второй половине 20-х - начале 30-х гг. актуальными стали два направления в развитии книговедения. Первое – общеметодологическое, Второе - разработка теории отдельных существовавших (библиотековедение, библиографической книги) книговедческих дисциплин. В этот период значимыми представляются работы М.Н. Куфаева, М.И. Щелкунова, Н.М. Сомова, А.Г. Фомина.

 М.Н. Куфаев (1888-1948)  читал лекции по книговедению, истории книги, библиографии в Институте внешкольного образования, Ленинградском государственном университете, работал в Государственной книжной палате,  Государственной публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина; был членом РБО, участником и докладчиком Первого и Второго Всероссийских библиографических съездов (1924, 1926).

М.Н. Куфаев выделяет 3 уровня книговедческого знания: философию книги (задача - выявить «сущность, природу, характер книги, роль книги и закономерность ее развития), философию книговедения (библиологией, задача – разработка специальной терминологии; конструирование структуры и состава науки о книге, поставил, но не исследовал вопрос о взаимодействии книговедения и других наук – истории литературы, искусства и др.) и методологию частных книговедческих дисциплин (эмпирическое – конкретное книговедение. Противоречиво трактует структуру этих дисциплин – говорит, что они лишь фиксируют факты, дающие материал для библиологии, но и заявляет о необходимости методологии каждой из них). Конструирует системную науку о книге. М.Н. Куфаев первым поднял проблему познания сущности книги до уровня специально-научной методологии. Его теоретическим разработкам присущ философский, теоретический подход. Куфаев неправомерно отождествляет книгу и книжное издание, иногда в своих рассуждениях переходит на образный и даже религиозно-мистический стиль, пытается исследовать сущность и природу книги, пишет: «Книга - продукт индивидуальный и сама по себе - индивидуальность. И в то же время книжное слово - факт социальный и продукт общества». Социальную природу книги он раскрывает через психику индивида, личность автора. Считает книговедение наукой о «единичном, индивидуальном», её объект - не типичное, а единичное. Факторы, обусловливающие жизнь книги, нужно искать в конкретной жизни книги. Методологическая ошибка - невыделение уровней категории «книга». Книговедение у М.Н. Куфаева - наука историческая, а основной метод книговедческого познания – исторический. Н. Куфаев одним из первых попытался обосновать мысль о системном характере книговедения и обозначить его место в системе наук.

Михаил Ильич Щелкунов написал работу, которая представляет собой фундаментальное историческое обозрение развития технологии изготовления книги, подробно рассматривает технологию полиграфического производства, систематизировал факты из истории развития письма и письменности, сведения о состоянии и динамике развития репертуара отечественной и зарубежной книги.

Классификация книговедения М.И. Щелкунова имеет следующие основные разделы: Методология библиологии - философия книги. I. Производство книги. II. Книга в готовом виде. Ее регистрация (библиография). III. Распространение книги. IV. Библиотековедение и библиофилия. Наличие обобщающего раздела - общего книговедения, куда нужно отнести общие вопросы об изучении книги и ее методологию, ее философию. Обозначил границу между книговедческой практикой (книжное дело) и книговедческой теорией (книговедение). Выделил 3 уровня исследования объекта в каждой дисциплине: история, теория, практика. Перекос в связи с материалистической трактовкой книги – считает книгу товаром, в котором на первом месте содержание. Библиологию он называл «книжным товароведением», представил ее как совокупность экономических, технологических, юридических биологических дисциплин. Щелкунов раздвоил сущность книги, что привело к дроблению единого предмета книговедения, а потому к выделению некниговедческих дисциплин. Подменил книговедение экономикой книжного дела. Методологические установки М.И. Щелкунова были подвергнуты критике, отрицательно оценивалось его понимание сущности книги. А.А. Сидоров: «В его взглядах … было видно желание освоения марксизма и применения его к истории и теоретическому осмыслению книги».

Труды  Николая Михайловича Сомова (1867-1951) – продолжение изысканий Щелкунова. Утверждает, что библиология вышла на уровень трактовки общих проблем в свете марксизма-ленинизма. Сомов называет 20 книговедческих дисциплин (традиционные - история книги, библиография, современные - библиополия - наука о книжной торговле; библиосоциология; библиопсихология; библиоэкономика -экономика книжного дела; библиономия - искусство книги, история читателя). Сомов первым пытался обосновать состав науки о книге, выявить соотношение между отдельными дисциплинами. Вслед за предшественниками выделил общетеоретический методологический раздел и определил в общей форме его содержание, задачи. Поставил вопрос о необходимости разработки библиоэкономики и библиополии.

Августа Владимировна Мезьер (1869-1955) составила «Словарный указатель по книговедению», кот. содержит систематизированный библиографический материал, терминологический и теоретический. Наиболее сложными для определения оказались базисные книговедческие понятия: «книга», «книговедение», «библиология», «библиография». А.В. Мезьер предлагает проект структуры науки, выделяя в ней общее книговедение и систему частных книговедческих дисциплин, в каждой из которых фиксированы уровни истории, теории, методики и организации. В Указателе нашли отражение также и появившиеся в XX в. новые книговедческие дисциплины: библиопсихология, библиосоциология, библиополия, библиологическая педагогика, библиопегистика, библиометрия, библиономия. У Мезьер присутствует классовый подход к книговедческим явлениям. Книговедение, по Мезьер, - наука о книге как о социально явлении, может изучать книжные явления, опираясь на общую научную теорию соц.развития – исторический материализм, в домарксовый - идеалистический период оно и не могло поэтому сложиться в научную теорию.

В г.Ленинграде в 1931 г. вышла первая в отечественном книговедении историографическая монография «Книговедение как наука. История и современное состояние», автором ее был Александр Григорьевич Фомин (1887-1939), работал в научно-исследовательском Институте книговедения. Цель написания монографии – комментировать и оценить труды Анастасевича, Лисовского, ловягина, Куфаева, Щелкунова, Сомова, подвести итог современному состоянию книговедения, наметить задачи его разработки. Задачи: установить в книговедении определенную, ясную терминологию; дать точное и четкое определение книги как объекта книговедения и самого книговедения как науки; точно определить состав книговедения; разработать подробно структуру книговедения, установить отчетливо границы, отмежевывающие книговедение от других наук; определить место книговедения в общей системе наук.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]