Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ALL Книговедение.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
15.12.2018
Размер:
127.07 Кб
Скачать

Русское библиологическое общество (1899-1931)

Инициатором создания Общества, первым президентом (1899-1903; 1907-1916) был А.М. Ловягин.

В Уставе Общества задачи этой организации были определены как «содействие объединению работающих по вопросам книговедения, изучение книжного дела в его прошлом и настоящем».

Общество объединяло в своих рядах библиографов, библиотековедов, историков, литературоведов, библиофилов Петербурга. Из книговедов разных специализаций активными деятелями Общества были Н.М. Лисовский (почетный член),  М.Н. Куфаев,  А.В. Мезьер,  А.И. Малеин,  П.К. Симони,  А.Г. Фомин (президент Общества с 1927 по 1931 гг.),  А.Д. Торопов,  К.Н. Дерунов,  Б.С. Боднарский (почетный член),  У.Г. Иваск и др. Среди членов Общества были также ныне всем известные литературоведы, филологи, историки:  С.А. Венгеров,  Н.П. Лихачев,  С.Ф. Ольденбург,  Н.К. Пиксанов,  С.М. Бонди и др.

Деятельность Общества отличалась разнообразием тематики и осуществлялась по двум основным направлениям. Одно можно назвать библиологическим, другое - историко-литературным. Балансирование между книговедением и историей литературы было предопределено начальными установками Общества, которые потом и пришлось преодолевать.

Разнообразие тематики привело к группировке членов Общества в секции и комиссии. Две из них были книговедческими. Секцию книговедения и печатного дела (1905) возглавлял Н.М. Лисовский, секцию библиотековедения (1903) - Э.А. Вольтер (в 1907 преобразована в Общество библиотековедения). Кроме этих двух секций существовали еще историческая, историко-литературная, филологическая, археологическая, историко-географическая.

Основными формами деятельности Библиологического общества были регулярные заседания и общие собрания с заслушиванием докладов (всего около 300), подготовка и выпуск собственных изданий, участие в проведении литературных юбилеев.

Общество организовало Библиографическое справочное бюро (1900-1901), в задачу которой входила выдача справок как членам Общества, так и другим организациям и частным лицам. Начала осуществляться еще одна практическая библиографическая идея - создание карточного библиографического указателя ко всем русским журналам.

Общество ставило задачу совершенствования классификации и регистрации изданий.

Результаты деятельности Общества находили отражение в его изданиях: «Отчеты Русского библиологического общества», которые составлял сам А.М. Ловягин;  «Литературный вестник», имевший литературоведческий характер; 4 выпуска «Докладов и отчетов» Русского библиологического общества; «Библиологический сборник».

Деятельность Общества и издаваемая им специальная литература, несомненно, способствовали повышению популярности и общественной значимости книговедения, укреплению престижа новой области знания.

Книговедческая деятельность а.М. Ловягина

А.М. Ловягин изучал понятия «библиография» и »библиология» и считал, что нужно отождествлять значения обоих терминов. А.М. Ловягин предпринимает попытку систематизировать знания о книге и конструирует «энциклопедию библиологии», состоящую из 4 разделов и 12 подразделов.

Раскрывая содержание каждого из 4 разделов, А.М. Ловягин называет внутри них такие подразделы, как библиотековедение, архивоведение, историю и организацию книжной торговли, практическую библиографию, историю и современное состояние книгоиздательского дела, историю и современное состояние законодательства о печати и др. Библиографию рассматривает как часть предлагаемого им комплекса дисциплин.

В 1914 г. в статье  «О труде библиографа и библиолога» ученый разделил понятия «библиография» и «библиология» и наметил границы между ними и историей литературы.

Существенно в этой статье также рассуждение о разных уровнях в структуре любой науки: «...есть собиратели материала, есть классификаторы его, есть мастера анализа и синтеза». А.М. Ловягин считает, что если библиографическая работа-это уровень анализа, то библиология-это уровень синтеза, обобщения.

Здесь А.М. Ловягин уже отказался от отождествления библиологии и теории библиографии, вывел библиологию на уровень общей науки о книге и определил так или иначе место библиографии в ней.

На основе опубликованной схемы Н.М. Лисовского А.М. Ловягин продолжил разработку принципиальных основ книговедения. Ловягин попытался интерпретировать предмет библиологии: «Библиология изучает книгу прежде всего по ее содержанию и значению для читающих ее и интересуется техническим производством книги как товара лишь постольку, поскольку технические совершенства или несовершенства влияют на проявление в ней человеческой мысли и распространение этой мысли среди человечества».

Положительный опыт, накопленный отечественным книговедением за дореволюционный период развития, выразился в том, что:

  • определился статус книговедения как науки, а не механической суммы разрозненных сведений, имеющих отношение к книге;

  • возникли первые специальные книговедческие организации, ведшие активную теоретическую и практическую книговедческую работу;

  • выявлено содержательное соотношение понятий книговедение - библиология - библиография - библиотековедение;

  • книговедение осознано как многосоставная наука, в которой фиксированы дисциплины, соответствующие основным сферам книжного дела (книгоиздательскому, книготорговому, библиографическому, библиотечному), и намечено соотношение между ними;

  • появились работы методологического уровня (Н.М. Лисовского и А.М. Ловягина), в которых наметились первые принципиальные схемы науки о книге, методы исследований; предпринимаются попытки выявить предмет книговедения, намечается структура книговедения (история, теория, методика);

  • не вполне отчетливо, но все-таки наметилось выделение в составе книговедения общей теории науки о книге (прообраз общего книговедения) как синтезирующего теоретического раздела, рассматривающего наиболее общие вопросы;

  • в трудах крупнейших книговедов (Н.М. Лисовского и А.М. Ловягина) намечена проблема соотношения книговедения с другими дисциплинами и в первую очередь с историей литературы;

  • началось преподавание книговедения как учебной дисциплины в Петербургском (Петроградском) и Московском университетах.

Вместе с тем сегодня нельзя не видеть и исторической ограниченности этих достижений, которая обусловливалась тем, что ученые-книговеды не задавались целью исследовать сущность книги и удовлетворялись определениями книги как материальной вещи.

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КНИГОВЕДЕНИЯ в 1917-1958гг.

Изменения в практике отечественного книжного дела и в науке о книге произошли с победой Великой Октябрьской социалистической революции. Координированная перестройка и организация издательской, книгораспространительской, библиотечной, библиографической работы обеспечивала издание новых и широкое использование уже имевшихся книг.

В 1924 г. Состоялись Первый библиотечный съезд РСФСР и Первый Всероссийский библиогр. съезд; в 1926 г. - Второй Всероссийский библиографический съезд. Они показали расширенные машстабы книговедения.

Итоги становления и развития книжного дела и книговедения за первое 10летие Советской власти:

  • последовательная экспроприация и передача в руки трудящихся всех средств книжного дела;

  • последовательная национализация накопленных материальных и духовных богатств,

  • создание государственной системы книжного дела во взаимодействии составляющих его областей: книгоиздательства, книжной торговли, библиографического и библиотечного дела;

  • марксистско-ленинская методология в теоретических книговедческих исследованиях.

Книговедческие центры 20-х-начала 30-х гг. и основные направления их деятельности

Возникает целый ряд книговедческих научно-исследовательских организаций и учебных заведений: Институт библиотековедения в Москве (1920); Петроградский (с 1924 г. - Ленинградский) институт книговедения (1920); Украинское библиологическое общество при АН УССР (1928-1930); Украинский научный институт книговедения (1922-1936).

1920 – образование в Москве Центральной книжной палаты (библиографическая регистрация всех произведений печати, выходящих на территории РСФСР). Петроградская книж. палата она была переименована в Петроградский институт книговедения, в 1925 преобразован в Научно-исследовательский институт кн-ия (первое государственное книговедческое исследовательское учреждение, созданное при Советской власти). Ведущими сотрудники: А.Г. Фомин, М.Н. Куфаев, А.И. Малеин. Иссл.работа велась секциями. В секцию теории, методологии и истории книговедения входили четыре комиссии: по теории книговедения, по истории книги, по методологии библиографии, по подготовке кадров. В 1927 г. при институте была организована аспирантура. Осн. Задача - преодоление методологических недостатков в работах предшествующих теоретиков. Актуальными оставались проблемы выявления сущности книги содержания, структуры, состава науки о книге, библ.клас-ии.

Комиссия по книгораспространению изучала книжный рынок, спрос различных категорий покупателей на издания занималась рекламой книги. Библиогр.деятельностью института руководил Фомин. В 1926 г. Курсы книговедения были преобразованы в Техникум печати с трехгодичным сроком обучения. Консультационно-справочное библиографическое бюро библиографическая библиотека работало на базе собрания С.А. Венгерова.

Институт подходил к пониманию книги и книжного дела комплексно, многопланово.

Украинский научный институт книговедения (УНИК)(1922-36), в Киеве создан на базе Главной книжной палаты Украины. Были секции истории книги, социологии и экономики книги, искусства и техники книги (книгопроизводства). В 1926 г. организован кабинет книги и читателя, который вел исследовательскую и массово-пропагандистскую работу, была открыта аспирантура для подготовки книговедов-исследователей. УНИК выпускал журнал «Бiблiологiчнi вicтi» (1923-1931), 25 номеров, статьи по истории и современному состоянию всех отраслей книжного дела. В 1933-1935 гг. институт издавал «Научные записки». Сотрудники – извест.совет.книговеды - Д.А. Балика, Довгань, они переосмысляли книговедение с позиций марксистско-ленинского мировоззрения. Д.А. Балика сформулировал свое представление об общей теории книговедения (библиологии), считал, что библиология синтезирует конечные выводы всех отдельных дисциплин, характеризует книжное дело в целом. Работы украинских книговедов-теоретиков отличались полемическим пафосом, в 1931 г. УНИК был подвергнут критике «за отрыв от задач социалистического строительства и националистический уклон» и реорганизован в Научно-методический кабинет библиотековедения.

Продолжили работу Русс.библиогр. и библиолог.общества. Библиогр.общество включилось в упорядочение библиографической регистрации произведений печати в масштабах всей страны, продолжило книжное библиографирование отраслевой книговедческой литературы. Библиолог. общество придерживалось разработки теории- книговедения и участия в решении практических вопросов книжного дела (активисты -А.М. Ловягин, М.Н. Куфаев, А.Г. Фомин,  А.Д. Торопов). В 1923 г. оба книговедческих общества включились в подготовку Первого Всероссийского библиографического съезда (1924), формируя его теоретическую и методическую проблематику.

Книговедение стремится преодолеть идеалистические взгляды и встать на позиции марксистско-ленинской методологии. Большинство работ книговедов однако имели характер критики предшествующих концепций и новой постановки проблем. Дореволюц.книговеды работали в совет.издательствах, библиотеках, преподавали (Лисовский). А.М. Ловягин,  М.Н. Куфаев,  М.И. Щелкунов,  Н.М. Сомов, А.Г. Фомин в своих работах пытались дать определение сущности книги, обосновать объект, структуру, состав книговедения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]