Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОТВЕТЫ ПО ФИЛОСОФИИ.docx
Скачиваний:
87
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
111.81 Кб
Скачать
  1. Доказательства бытия бога (онтологическое, антропологическое, космологическое, физико-телеологическое).

 

Доказательство телеологическое (Фома Аквинский):

В окружающем мире наблюдается определённый порядок и стройность, происхождение которых невозможно приписать самому миру. Этот порядок заставляет предположить существование некоего разумного организующего начала, установившего этот порядок. Это и есть Бог.

Доказательство нравственное, антропологическое (Кант):

Всем людям свойственно нравственное чувство, категорический императив. Поскольку это чувство не всегда побуждает человека к поступкам, приносящим ему земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного поведения, лежащие вне этого мира. Всё это с необходимостью требует существования бессмертия, высшего суда и Бога, учреждающего и утверждающего нравственность, награждая добро и наказывая зло.

Доказательство космологическое (Фома Аквинский):

Каждое следствие имеет свою причину. Бесконечный поиск предыдущей причины бессмыслен. Следовательно, должна существовать "беспричинная причина", первопричина всего последующего. Это и есть Бог.

Доказательство онтологическое (Ансельм):

Первая предпосылка: человеку свойственно понятие о бесконечном и совершенном. Вторая предпосылка: существование является обязательной и необходимой частью совершенства. Вывод: бесконечное и совершенное - то есть Бог - существует, постольку само определение совершенства включает в себя и существование.

 

  1. Критика религии Фейербах, Маркс, Ницше.

 

«Чтобы говорить о Боге с человеком сегодняшнего дня, в рамках современной культуры, - пишет Джованни Маркези, - нельзя не принимать во внимание два широко распространенных фактора: атеизм и религиозную апатию»... Но что привело к противопоставлению Бога человеку? Каковы те культурные и прежде всего философские факторы, которые предопределили радикальное отрицание Бога и сегодняшнее утверждение человека как чего-то абсолютно нового, полностью независимого от Бога?

Сначала Гегель, а затем Фейербах, Маркс и Ницше - вот авторы, сыгравшие наиболее важную роль в переходе от всеобщего принятия Бога к Его отрицанию, вплоть до утверждающегося в современную эпоху «обожествления» человека.

«На «небе» человека гаснут звезды, служившие вехами духовного и культурного пути человечества. Взгляд обращается исключительно на землю, находящуюся в руках человека, отныне «взрослого», «совершеннолет него», а поэтому не нуждающегося во внешней опеке». Атеистический гуманизм повторяет на все лады: «Бог должен умереть, чтобы жил человек».

Однако, согласно библейской точке зрения, человек поставлен в центр творения как его «царь» и «господин», а отношение послушания и повиновения воле Божьей предложено ему лишь для того, чтобы направлять его к тем высочайшим вершинам славы и счастья, куда зовет его Бог. Бог стал человеком, утверждает христианское откровение, чтобы человек стал Богом.

Человеку не вообще запрещено летать, но летать без соблюдения инструкций, необходимых для полета и данных ему автором аэродинамики. Обожествление не только позволено человеческому созданию, но составляет его изначальную цель, поставленную Богом. Но обожествление согласно правилам, установленным Источником божественности. Человек должен стать не тем богом, которого он сам выдумал, но Богом, каков Он есть на самом деле.

У истоков современного антропоцентризма, который рассматрива ют как борьбу за достоинство человека, мы впервые обнаруживаем ученика Гегеля - Людвига Фейербаха, который полностью растворяет теологию в антропологии. Человек есть «начало», «середина» и «конец» религии»; «Бог не что иное, как проявление, эволюция человеческого существа». «Задача современной эпохи состоит в реализации и гуманизации Бога, в трансформации и растворении теологии в антропологии». Представление, которым обладает человек о Боге, - это представление человека о себе самом; знание о Боге - это знание человека о самом себе».

По разным мотивам к Фейербаху примыкают три «учителя подозрения»: Маркс, Фрейд и Ницше. Для всех трех религия, особенно христианство, представляет собой «отчуждение» (Маркс), «иллюзию» (Фрейд), «врага жизни» (Ницше), от которого человек должен освободиться, заменив его самим собой, новой моралью.

Карл Маркс, будучи по духу последователем гуманистического атеизма Фейербаха, придал мировое звучание мыслям своего учителя и выпустил в мир новое «евангелие», претендующее на звание нового гуманизма, основанного на атеизме и коммунизме: «Атеизм - это гуманизм, избавленный от гнета религии, а коммунизм - это гуманизм, избавленный от гнета частной собственности».

Задача практической критики состоит в борьбе против «перевернуто го вниз головой мира» (капиталистического государства и общества), по отношению к которому религия - определяемая в этом контексте как «опиум народа» - является его «духовным ароматом» и «ореолом».

С приходом Маркса, - продолжает Маркези,- на западную метафизику опускается ночь: вся действительность сводится к практике. А что же религия? Маркс думал, что она угаснет естественным путем благодаря социальному прогрессу коммунистического общества; последующие его интерпретаторы подвергли религию не только «критике», но и насильственному преследованию. Во всяком случае, именно в силу идей Карла Маркса, атеизм распространился по всей планете.

«Однако крайние последствия, к которым приводит современный атеизм, - продолжает Маркези, - представлены в трудах и в трагической судьбе Фридриха Ницше... В своей потрясающей книге «Ecce Homo», задуманной - на пороге личной катастрофы - как своего рода введение и дополнение ко всей совокупности его трудов, Ницше пишет: «Я первым открыл истину, именно потому, что первым осудил ложь как ложь и отвергнул ее». Под ложью Ницше подразумевает не просто тот или иной частный аспект религии в конкретных формах ее исторического осуществления, но саму сущность христианства...

«Величайшее из событий последнего времени, - писал Ницше в «Веселой науке» - то, что Бог мертв, что вера в христианского Бога стала неприемлемой, - уже начинает отбрасывать первые тени на Европу». При этой новости «мы ощущаем, как нас озаряют лучи новой зари».

Радикальное отрицание Бога является для Ницше предпосылкой пришествия антибога, или сверхчеловека , обрисованного в книге «Так говорил Заратустра». Ударами молота Ницше намеревался разрушить все прошлое; он также предвозвестил страшные потрясения нашего столетия (а отчасти и содействовал их приготовлению). Конечным итогом его стараний стало крушение рассудка, пропасть безумия.

«Философия Ничто как бессмысленности человеческого существования, как абсурда жизни оказала глубокое влияние на современную эпоху, - продолжает Маркези. - Но ее конечным результатом оказывает ся романтический опыт «смерти человека, погруженного в безнадежное одиночество, потому что без Бога и без опоры на абсолютное основание собственного бытия человек наталкивается на мучительное открытие бессмысленности жизни...». Он неотвратимо приходит к дегуманизации существования, теоретически представленной в атеистическом и безнадежном экзистенциализме Ж.-П.Сартра».

Парадоксальным образом Ницше остается для христианства неким вызовом, побуждающим христиан к более осмысленному переживанию собственной веры, ко все более адекватной речи о Боге, где величие христианства не сводилось бы к простому средству утешения. Как Маркс и Фрейд, так и Ницше, думая нанести удар христианской вере, на самом деле способствовали разоблачению ее искажений и исправлению неверных толкований. Этим объясняется тот факт, что христианская сторона в лице Марселя, Мунье, Маритена, Папини, Шелера, Гвардини, де Любака и фон Бальтазара проявила непосредственный интерес к Ницше, критикуя его, но в то же время сохраняя провоцирующий смысл, заключенный в его видении «смерти Бога».

«Мысль, полагающая возможным свое осуществление совершенно автономным образом, отвергающая Бога, в конечном счете - как драматически свидетельствует недавняя история - желает деспотично манипулировать человеком по своему усмотрению», - заключает Маркези.