Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИЗЛ ВСЁ!!!.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
358.4 Кб
Скачать

32. «Векфилдский священник» о. Голдсмита: пародирование и синтез просветительского романа.

Прозаическое творчество О.Голдсмита отмечено взаимопроникающим влиянием таких распространенных в английской литературе ХVIII в. жанров, какими были роман и эссе. Многие особенности поэтики “Векфилдского священника” обусловлены этим межжанровым взаимодействием. Парадигматическое строение, которое лежит в основе эссеистического жанра, характеризуется соположением базовой идеи и различных вариантов ее развития. Такую структуру можно обнаружить и в оформлении голдсмитовского романа, рассматривая череду злоключений семьи Примрозов как парадигматическое решение одной из актуальных проблем того времени.

Парадигматика, появляясь в тексте, приводит к серьезным изменениям его структуры. Как способ универсализации содержания произведения, она стремится вытеснить иные зависимости и связи, тяготея к модели, когда “части текста не связаны временной и причинно-следственной зависимостью, но сополагаются как варианты одного инвариантного смысла”. В “Векфилдском священнике” можно отметить нетрадиционное использование подзаголовков к главам романа, которым придается форма сентенций, особые функции заглавия, неравномерность сюжетного действия, особенности художественного времени и пространства.

“Векфилдский священник” — это своеобразный итог достижений просветительского романа. Разнообразны и способы организации времени и пространства этого произведения. Так, например, в него включается хронотоп дороги, когда речь идет о путешествиях Джорджа и скитаниях самого пастора Примроза. Но исследование хронотопической организации всего романа приводит к выводу, что из многообразия пространственно-временных моделей, которые уже известны литературе того времени, для оформления основного массива романного текста используется идиллический хронотоп, типологические черты которого наиболее соответствуют парадигматически организованному строению “Векфилдского священника”. Идиллическую модель отличает особое отношение к быту, когда наиболее существенным и важным в жизни человека становятся моменты рождения, брака, любви, смерти, труда, еды и т.д

Ослабление временных связей и перемещение внимания на пространственную организацию, пристальное внимание к “месту” является типологической моделью идиллического хронотопа. Интересно проследить, каким образом эта модель “работает” в пространственной организации романа Голдсмита, которому важно в произведении проверить и опробовать свои идеи.

Основное пространство романа определяется узким семейным кругом главного героя — его домом с прилегающим земельным участком. Излюбленное место семьи — пространство у камина, у очага, с особой атмосферой любви и взаимопонимания между членами семейства. Это — самодостаточный мир, не нуждающийся в большем пространстве реального мира, страны. Пастор, описывая свою жизнь, говорит: “...все наши приключения совершались подле камина, а путешествия ограничивались переселением из летних спален в зимние, а из зимних — в летние”. А в финале романа герои образуют уютный кружок вокруг очага, и ничто не говорит нам о том, что эта милая компания расположилась в гостиничной комнате, а не в доме пастора.

В пространственной организации романа Голдсмит пользуется приемом иллюзорной конкретности, близости, понятности каждому человеку, а на самом деле — создает универсальное пространство без определенной географической локальной характеристики, которое может располагаться в любом месте страны и, более того, в любом освоенном человеческим трудом уголке.

Говоря об особенностях пространственной организации “Векфилдского священника”, необходимо остановиться на моменте, который тесно связан со всем тем, о чем говорилось выше. Это — название произведения. Как и все у Голдсмита, название предельно сжато и лаконично.

У создателя “Векфилдского священника”, как и в произведениях других сентименталистов, “не изображена эволюция характера героя”. Более того, автор утверждает сложившийся набор моральных и этических свойств персонажа. Не случайно в подзаголовке к экспозиционной первой главе произведения говорится о векфилдской семье, что в ней “фамильное сходство простирается не только на внешние, но и на нравственные черты”. Герой романа был, есть и будет “векфилдским” священником, т. е. человеком с определенным нравственным кодексом, устойчивым комплексом моральных установок. Пастор остается верен себе в любых жизненных ситуациях, на всех этапах испытаний, предпринимаемых автором. И очаг, у которого собралась семья в финале, ассоциируясь с векфилдским камином, логически завершает цепь испытаний, замыкая их круг и водворяя все на свои места. Поэтому несоответствие названия и содержания становится мнимо-формальным, по существу же, наполняется глубоким философским смыслом, как все кажущееся простым и даже нелепым у Голдсмита.

Таким образом, исследование хронотопических отношений в целом и пространственной организации произведения в частности свидетельствует, что “Векфилдский священник” представляет собой сложный синтез как внутрироманных разновидностей, так и симбиоз межжанрового взаимодействия эссе и романа.