Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
BILYeT_-_otvety_19-20_tatarinova.docx
Скачиваний:
89
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
192.22 Кб
Скачать

10.Тема любви и ее решение в творчестве Гамсуна («Голод», «Пан»).

Наследие Кнута Гамсуна (настоящее имя - Кнут Педерсен, 1859 - 1952) разнообразно: проза и поэзия, драматургия и публицистика. Как мировоззренческие, так и эстетические позиции писателя не поддаются однозначному толкованию. Глубокий психологизм роднит Гамсуна с Достоевским (об этом говорит сам Гамсун).

Ключевым для понимания художественной прозы Гамсуна является его психологический роман "Голод" (1890) - книга во многом автобиографическая, повествующая о муках и лишениях, выпавших в юности на долю самого автора. В романе не только были заложены, многие из тем, впоследствии разрабатываемых писателем, но и намечены основные пути их художественных решений. Книга, по словам А.И. Куприна, представляет собой "потрясающую, кошмарную историю человека, выброшенного обстоятельствами за борт благополучного существования".

Герй (он же -рассказчик) ведет жизнь "раздвоенную". Жестоко нуждающийся, унижаемый на каждом шагу, он, однако, более всего заботится о внутреннем достоинстве, о том, чтобы оставаться порядочным человеком, и прежде всего - в собственных глазах. Последним делится он с нищим стариком и обиженным ребенком. Он предпочитает невыносимо страдать от голода, но иметь чистую совесть. Теряющий сознание от изнеможения, он думает о том, чтобы удержаться на ногах. "Я не хотел падать, я хотел умереть стоя".

Исследователи романа справедливо замечали, что у героя отнюдь не возникает вопрос о причинах жестокого и несправедливого порядка вещей; персонаж принимает жизнь такой, как она есть. Однако Гамсун не был бы реалистом, если бы совершенно не выразил - хотя бы в подтексте, опосредованно - своего отношения к обществу с его лицемерием и равнодушием. В этом смысле показателен эпизод посещения героем пасторского дома, в котором, он уверен, можно рассчитывать на помощь. Но, увы, "прием от 12 до 4; я опоздал на целый час, время милосердия истекло!".

Роман поражает выразительностью деталей, будь то описание внешности персонажа (выпадающие от голода волосы, прядями лежащие на плечах и плавающие в умывальнике; башмаки, которым морщины и белесые швы придают страдальческое выражение человеческого лица; худой, искусанный палец, из которого голодный высасывает кровь, и т.п.) или его физическое и духовное состояние (подавленность и отчаяние, боль и страх, всевозможные причуды и капризы больного воображения). В этих описаниях зачастую вступают во взаимодействие с реализмом элементы натурализма и импрессионизма.

Создается впечатление, что Гамсун последовательно воплощал в произведении принцип, определить который можно словами героя "Голода": "Все меня рассеивало и отвлекало, со всех сторон подступали новые впечатления".

Особое место отведено в творчестве Гамсуна теме любви. Эта тема объединяет психологические романы "Мистерии" (1892), "Пан" (1894), "Виктория" (1898). Именно в них наиболее полно и органично раскрылось новаторство Гамсуна.

Причудлива, даже фантасмагорична структура "Мистерий", вобравшая в себя самые разнообразные элементы: истории реальные и полумистические, вставные новеллы и сновидения, символику и многое другое. Все сюжетные нити при этом так или иначе связаны с образом Юхана Нильсена Нагеля, человека совершенно загадочного, неизвестно откуда появившегося в провинциальном приморском городке и нарушившего спокойное течение его жизни. Впрочем, спокойствие и размеренность городской жизни не более чем иллюзия: за ними скрыты многочисленные житейские драмы и трагедии. Из-за неразделенной любви к Дагни Хьеллан кончил самоубийством семинарист Карлсен; глубоко несчастна седовласая девушка Марта Гудэ; грязным и низким человеком оказывается юродивый Минутка, чьи смиренность и благородство - лишь хорошо пригнанная маска. Раздвоенность жизни горожан приобретает характер почти всеобщий.

Наиболее же противоречив и необычен центральный персонаж романа. О внешних обстоятельствах жизни Нагеля: роде занятий, прошлом, источниках существования, причинах появления в городе - можно лишь догадываться. Зато никакой тайны не составляет для читателя душа героя. Нагель, очевидно, немало перестрадал за свои двадцать девять лет, недаром же в кармане его сюртука хранится пузырек с ядом. Любовь к Дагни перевернула его душу и в конечном счете заставила, как и Карлсена, кончить самоубийством.

Мировая литература изобилует произведениями, воспевающими любовь, но немного найдется таких книг, в которых бы чувство это поистине препарировалось, процесс его рождения и движения показывался бы так скрупулезно и тщательно, как у Гамсуна. По отношению к его творчеству можно говорить о [149] своего рода эстетике и даже философии чувства. Вся гамма эмоций одержимого страстью человека проигрывается в романах писателя. При этом любовь для большинства его героев -источник страданий, а для многих - и причина смерти.

Так было с героем "Мистерий", так случилось и с центральным персонажем романа "Пан", лейтенантом Томасом Гланом. Дажепо признанию человека, отнюдь ему не симпатизирующего, Глан был существом "в известном смысле необыкновенным". Он любит и "каждой порой" чувствует природу, ощущает свою общность с ней, он - ее органическая часть. Природа для Глана - "опора", "дом", где "никто не подкрадется... со спины", обитатель которого не скован условностями и предрассудками. В этом отношении Глан предваряет знаменитых рыболовов и охотников Э. Хемингуэя, летчиков А. де Сент-Экзюпери, в природе находивших естественность и простоту, возможность в общении с нею выразить и сохранить себя нравственно.

Отношения между Гланом и Эдвардой во многом напоминают отношения героев "Мистерий" - Нагеля и Дагни. Это любовь-борьба, в которой нет и не может быть победителей. Нельзя быть с любимой и нельзя, невыносимо быть без нее. Разрешить неразрешимую ситуацию может смерть. Глан сознательно вызывает в случайном знакомом, спутнике по охоте, ревность и ярость и получает пулю.

Иной, но не менее драматичный вариант любви мы находим в романе "Виктория". Здесь обстоятельства осложнены социальной разделенностью героев: Виктория - дочь хозяина Замка, Юханнес - сын мельника. Гордость плебея не позволит ему откликнуться на любовь Виктории даже тогда, когда все препятствия, разделявшие их, рухнули: трагически оборвалась жизнь жениха Виктории, брак с которым обещал поправить дела ее отца; Камилла, невеста Юханнеса, к которой его толкнуло отчаяние, полюбила другого; сам Юханнес - уже не бедный "мальчик с мельницы", а знаменитый писатель и кумир молодежи. Трагизм как раз в том и заключается, что даже взаимному чувству не дано соединить людей. Дело не только и не столько в социальных обстоятельствах, разобщающих влюбленных и обрекающих их на неизбежное одиночество, боль и [150] неминуемое расставание, сколько в характерах героев. "Мне так трудно привыкнуть к мысли, что вся моя земная доля была -родиться и любить вас... - признается Виктория в своем предсмертном письме. - Я не могла вам это показать, многое мешало мне и больше всего - мой собственный характер".

В каждом из трех романов Гамсун ставит перед собой задачу посвятить читателя в тайны человеческого сердца, и в каждом из них подлинная героиня - любовь. Очевидно, сюжетным сходством можно объяснить некоторую повторяемость изобразительных средств и композиционных приемов, используемых писателем. Например, всех главных героев судьба сталкивает с несколькими женщинами (Нагель -Дагни, Марта, Камма; Глан-Эдварда, Ева; Юханнес - Виктория, Камилла), неповторимыми натурами с индивидуальным представлением о любви. Во всех романах центральная сюжетная линия дополняется многочисленными вставными новеллами и лирическими отступлениями, а мир объективно действующих персонажей - сказочными образами. Второстепенным является событийный аспект повествования, основное же действие перемещается в душевный мир героев.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]