Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Т.Н. Греченко Психофизиология..doc
Скачиваний:
51
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
2.82 Mб
Скачать

Глава III Ритмы Функциональные состояния

3 Психофизиология функциональных состоянии

179

или менее сходна. 1-я стадия занимает в среднем 5—10% сна, 2-я — 40—50%, дельта-сон — 20—25%, быстрый сон — 17—25%. Таким обра­зом, экспериментально установлено, что каждый здоровый субъект каждую ночь 4—5 раз видит сновидения и «разглядывание» сновиде­ний занимает в общей сложности от 1 до 1,5—2 ч. Люди, утверждаю­щие, что они видят сновидения очень редко, просто не просыпаются в фазе сновидений. Интенсивность самих сновидений, степень необыч­ности и эмоциональной насыщенности может быть различной, но факт их регулярного возникновения во время сна сомнений не вызы­вает.

Сон млекопитающих и птиц по своей организации принципиально не отличается от сна человека, хотя циклы, как правило, короче, а мед­ленный сон у животных менее дифференцирован и процентное соот­ношение быстрого и медленного сна различно у разных животных. Выделить состояния сна и бодрствования на низших филогенетичес­ких уровнях очень трудно. Спит ли улитка, уютно устроившись в своем домике, мы не знаем. Продолжительность сна непостоянна и зависит от условий внешней среды. Правильнее говорить в этих слу­чаях о смене периодов активности и покоя. Однако у моллюсков (осо­бенно головоногих), высших ракообразных, пауков возникают состоя­ния, напоминающие сон. Еще ярче выступает упорядоченная смена двух состояний у насекомых, земноводных, птиц и млекопитающих. Тут, конечно, можно говорить о сне и бодрствовании.

Кроме электрофизиологических, для отдельных стадий сна харак­терны определенные гормональные сдвиги. Так, во время дельта-сна увеличивается экскреция гормона роста, который стимулирует обмен тканей. Во время быстрого сна усилена экскреция гормонов коры над­почечников, которая в бодрствовании возрастает во время стресса. Исследования, посвященные изучению последствий лишения сна и его отдельных стадий, показали, что организм особенно нуждается в дельта-сне и в быстром сне. После полного лишения сна в течение одних или нескольких суток (опыты проводились на добровольцах, согласившихся принять участие в исследованиях) в первую «восста­новительную» ночь, когда предоставляется возможность отоспаться, чаще всего наблюдается увеличение дельта-сна. В эту ночь его дли­тельность значительно больше, чем обычно. Быстрый сон, как прави­ло, увеличивается на вторую или третью ночь. У некоторых людей с высоким уровнем эмоционального напряжения прежде всего увеличи­вается быстрый сон. Разработаны способы, позволяющие системати­чески предотвращать появление дельта-сна или быстрого сна. Избира­тельное подавление дельта-сна осуществляется методом подбужива-ния, когда при появлении дельта-волн на ЭЭГ подаются звуковые сиг-

налы, не столь громкие, чтобы вызвать пробуждение, но достаточно интенсивные, чтобы обеспечить переход к более поверхностным ста­диям сна. Чтобы избирательно исключить быстрый сон, неловека или животное пробуждают при первых признаках этой фазы сна — появ­лении быстрых движений глаз или падении мышечного тонуса.

Исследования показали, что после депривации в восстановитель­ном сне компенсаторно увеличиваются именно те стадии, которые по­давлялись. Следовательно, организм в них нуждается и старается при первой возможности восстановить дефицит. Однако этим, по сущест­ву, исчерпываются те результаты исследований, по которым мнения всех ученых совпадают. Дальше начинаются разногласия. Какие про­цессы происходят в мозгу и организме в целом во время дельта-сна и почему он необходим? Предполагается, что во время медленноволно-вого сна происходят восстановительные обменные (анаболические) процессы в различных тканях организма. Они направлены на компен­сацию истощающего ткани катаболизма, который усилен в период ак­тивного бодрствования. В пользу этой гипотезы как будто свидетель­ствует целый ряд фактов. Дельта-сон удлиняется, параллельно увели­чивается содержание в плазме анаболического гормона роста после интенсивной мышечной работы, при быстрой потере веса, при по­вышении основного обмена вследствие тиреотоксикоза. После лише­ния дельта-сна испытуемые часто жалуются на чувство физической разбитости и неприятные ощущения в мышцах.

Однако, по данным других авторов, дельта-сон увеличивается при длительном постельном режиме, т. е. при минимальной физической нагрузке. Можно, конечно, предположить, что при продолжительной детренированности наступает атрофия мышц и увеличение дельта-сна, сопровождающееся анаболическими процессами. Но в таком слу­чае длительные периоды обездвиженности должны приводить к зна­чительным отклонениям дельта-сна от возрастной нормы. Между тем при обследовании больных, которые в течение ряда лет находились в состоянии гипо- и адинамии из-за повреждения нервной системы, мы не обнаружили ни существенного увеличения, ни существенного уменьшения дельта-сна. У одного из этих пациентов было полное перерождение мышечной ткани во всех группах мышц, при жизни у него были в течение 8 лет сохранены только движения глазных яблок, а 4-я стадия занимала столько же времени, сколько у здоровых испы­туемых.

Эти противоречия заставляют предполагать, что восстановление тканевого обмена, если и происходит во время дельта-сна, то не явля­ется единственной функцией этого состояния. Эксперименты проде­монстрировали, что дельта-сон играет важную роль в процессах запо-

12*

180