Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Glava_6.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
06.05.2019
Размер:
1.47 Mб
Скачать

Общая патология

(патологическая анатомия и патологическая физиология)

Патология (от греч. pathosболезнь) — область теоретической медицины, исследующая закономерности возникновения, течения и исхода болезней.

Патологическая анатомия — наука, изучающая структурные основы пато­логических процессов, — выделилась в конце XVIII — начале XIX в. Длитель­ный процесс становления патологической анатомии как фундаментальной науки и предмета преподавания продолжался в Западной Европе более двухсот лет и завершился в первой четверти XIX столетия. Ее развитие в Новой истории условно делится на два периода: макроскопический (до середины XIX в.) и микроскопический, связанный с применением микроскопа.

Макроскопический период

Первые «замечания о больных органах» появились в медицинской литературе в XVI в. (А.Беневьени, А.Везалий, Г.Фаллопий, Р.Коломбо, Б.Евстахий). Первые патолого-анатомические находки представлялись скорее, как «собрания курьезов», ибо в то вре­мя анатомы вскрывали по преимуществу тела казненных преступников, т.е. «трупы, принадлежавшие людям здоровым» (У.Гарвей).

В эпоху Возрождения революцию в анатомии произвели не столько врачи, сколько живописцы и скульпторы, стремившиеся познать строение тела человека и взаимодей­ствие его частей (см. с. 270).

О необходимости изучения анатомии не только здорового, но и больного организма, и важности анализа «следов и отпечатков болезней» писал еще Френсис Бэкон (Francis Bacon, 1561 — 1626 гг.) — выдающийся английский философ и государственный дея­тель, который, не будучи врачом, во многом определил пути дальнейшего развития медицины.

Фундаментом «новой анатомии» стала новая методология, когда по иници­ативе практикующих врачей стали производить вскрытия умерших от болезней пациентов в целях познания «органических повреждений» внутренней среды организма, к которым приводит болезнь.

Во второй половине XVI в. в одном из госпиталей г. Рима Бартоломео Евста-хий (1520—1574 гг.) ввел первые систематические вскрытия умерших и, таким образом, способствовал становлению начал патологической анатомии. (Одна­ко вплоть до конца XVIII в. многие врачи не смогли перешагнуть этот барьер.)

Новая анатомия стала мостиком между естественно-научной и практичес­кой сторонами медицины, соединила их в неделимое целое. Настала эпоха важных открытий на пути выяснения связей между клиническими симптома­ми, наблюдавшимися при жизни больного, и «органическими повреждения­ми», найденными на вскрытии.

В середине XVII в. о своих наблюдениях в этой области писали У. Гарвей и Н. ван Тюльп и Т.Боне. Швейцарский врач Теофил Боне (1620—1689 гг.) в своем труде «Speculchretum SAnatomia practica ex cadaveribus morbo donatis» («Морг, или Практическая анатомия на основании вскрытий трупов больных», 1676 г.) сопоставил собранные им материалы почти 3000 аутопсий (выполненных его предшественниками и им самим) с данными историй болезней. Впервые на

351

обширном материале он попытался установить связь между симптомами болезней и морфологическими изме­нениями, обнаруженными при вскры­тии умерших от болезней. «Поражения, свойственные любому телу, — писал Т. Боне в предисловии, — определяют если не причину, то, по крайней мере, местоположение болезни и, возмож­но, ее природу»1. Таким образом, Боне высказал идею о существовании в орга­низме больного «места болезни».

Рис. 177. Джованни Баттиста Морганьи (1682-1771 гг.)

Во времена Боне «знаковыми фак­торами» болезней считались симптомы, обнаруженные на основании опроса и осмотра больного. Вскрытия еще не ста­ли целью установления причины смер­ти или подтверждения установленно­го при жизни диагноза. Задача вскры­тий заключалась лишь в выявлении масштабов повреждений и их соотно­шения с клиническими симптомами. Впервые вопрос том, что симпто­мы являются знаками не болезней вообще, а морфологических изменений, которые возникают в результате болезни, был поставлен Дж. Б. Морганьи.

Итальянский анатом и врач Джованни Баттиста Морганьи (Giovanni Battista Morgagni, 1682—1771 гг., рис. 177) — ученик профессора анатомии и хирур­гии Болонского университета Антонио Вальсальвы (Antonio Maria Valsalva, 1666—1723 гг.), стал доктором медицины в возрасте 19 лет. В 24 года он воз­главил кафедру анатомии Болонского университета, а через пять лет — ка­федру практической медицины Падуанского университета. Производя вскры­тия умерших, Дж. Б. Морганьи сопоставлял обнаруженные им изменения по­раженных органов с симптомами заболеваний, которые он наблюдал при жизни больного как практикующий врач. Обобщив собранный таким образом огромный по тому времени материал (700 вскрытий) и труды предшествен­ников (в том числе и своего учителя А. Вальсальвы), Морганьи опубликовал в 1761 г. классическое шеститомное исследование «О местонахождениях и причинах болезней, открытых посредством рассечения» («De sedibus et causis morborum per anatomen indagatis»).

Морганьи показал, что каждая болезнь вызывает определенные изменения в конкретном органе и определил орган как место локализации болезненного процесса (органопатология). Таким образом, понятие болезни было соединено с конкретным материальным субстратом, — между причиной болезни и ее внешними проявлениями (симптомами) был поставлен морфологический суб­страт как этап развития болезненного процесса.

1 Сточик А. М., Пальцев М.А., Затравкин С.Н. Патологическая анатомия в Московском универ­ситете в первой половине XIX века. — М.: Медицина, 1999. — С. 15—16.

352

Сблизив анатомию с клинической медициной, Морганьи пересмотрел но­зологические системы и создал первую научно обоснованную классификацию болезней. Таким образом он положил начало новому клинико-анатомическому направлению в медицине. Новая анатомия трансформировалась в фундамен­тальную науку практической медицины. Признанием заслуг Дж. Б. Морганьи явилось присуждение ему почетных дипломов академий наук Берлина, Пари­жа, Лондона и Петербурга (1734 г.).

Следующий важный этап в развитии патологической анатомии связан с деятельностью школы французских клиницистов М. Биша, Ж. Корвизара и Р. Ла-эннека.

Французский анатом, физиолог и врач Мари Франсуа Ксавье Биша (Marie Francois Xavier Bichat, 1771 —1802 гг., см. рис. 173), развивая положения Морга­ньи {без использования микроскопической техники, которая в то время была еще несовершенна), сделал два важных открытия. 1. Он установил, что органы и части человеческого тела, при всей их неповторимости, состоят из одних и тех же тканей, выделил 21 (по его представлениям) разную ткань и заложил осно­вы учения о тканях — гистологии (см. с. 342). 2. Он впервые показал, что болезнет­ворный процесс поражает не весь орган, а только отдельные его ткани (ткане­вая патология), независимо от того, в каком органе эта ткань находится.

Учение Биша получило плодотворное развитие в работах его современника Ж. Н. Корвизара (см. с. 397), благодаря возрожденной им в 1808 г. перкуссии Ауэн-бруггера, а позднее и Р. Т. Лаеннека (см. с. 397), благодаря открытому им методу посредственной аускультации (1818 г.). Оба метода обогатили науку возможнос­тью выявлять и исследовать динамику морфологических повреждений еще при жизни больного (например, выделить эндокардиты и перикардиты).

Родившись на стыке морфологии и клиники, новая (патологическая) ана­томия совершила небывалый переворот во врачебном мышлении и клиничес­кой практике.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]