Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КПТ .docx
Скачиваний:
38
Добавлен:
10.08.2019
Размер:
59.67 Кб
Скачать

Музыка и танцевальная пластика.

На ученика одновременно влияет и музыка и пространственная архитектоника – танца в движении. Необходимо сочетать пространственную пластику с временным её течением, подчиняя задачам музыкально-танцевального образа. На разных этапах социального и индивидуального развития человек фиксировал в своем сознании связь движения звука, она наблюдалась в звучащей тишине вод и бурным движение потоков, завыванием ветров, гнущихся деревьев, легких шорохов и качания травы, в грохоте военных походов. Постепенно откладываясь в сознании в форменной и более выразительных стереотипах. Музыкальный звук движения, а затем и слова проявились в искусстве синкретического действия, связанного с содержанием жизни народов на разных её этапах. Явление жизни – праздники урожая, свадебные, обрядовые праздники религиозные торжества находили свое отражение в народных песнях и танцевальных ритмах. Условия жизни на широких пространствах или в горных местностях, в южных широтах или в северных странах влияют на всеь характер музыки и танца. Мягкая поступь диктовала мелодии широкие и медленные произведения. Народам гор свойственны смелые, порывистые, воинственные пляски, музыка этих танцев динамическая. Существуют народы, у которых и музыка и танцы имеют общие наиболее характерные черты:

  1. Испанские и бразильские/мексиканские/кубинские

  2. Венгерские/итальянские/молдавские/румынские

  3. Русские/белорусские/украинские/польские/чешские

По повторяющимся характерным признакам ритмов и музыки мы можем судить об исторической связи различных народов. Народ, как правило, импровизирует под музыку на основе своих танцев, как бы вынимая на основной ритмической камье разнообразные движения, передавая из поколения в поколение только самые музыкальные ритмы и движения. Раскрыть глубину музыки и найти способ её адекватного танцевального выражения весьма трудно. Надо помимо таланта балетмейстера обладать музыкальной и хореографической культурой. Фокин писал, что танец – средство обобщения жизненных явлений, выразительность – его условие.

Замедление и ускорение, ослабление и усиление, легато и стаккато, синкопы и паузы, паузы ритмические, метрические и темповые, капризы следует рассматривать как средство раскрытия образа и танцевально драматургии. Чтобы интерпретировать музыку выразительным танцевальным действием, прежде всего надо уметь её воспринимать.

Психологи и музыковеды считают, что кроме авторского замысла есть общее поле восприятия музыки и его надо учитывать балетмейстеру в своих постановках.

Балетмейстеру, сочиняющему танцевальное произведение важно определить в нем главное и второстепенное. Например, если метроритм постоянно выступает «фигурой», то танец монотонным, однако если в самом ритме открыть выразительное «главное», то движение становится «выпуклым», интонационно-ясным. В музыкальном произведении можно выделить 2 слоя содержания – слои ближайших и дальнейших значений, иначе говоря, слой явно выраженного смысла и слой глубинных социальных интерпретаций. Ближайшие смыслы закреплены в интонационной форме музыки. Их восприятие опирается на владение всей системы семиотического слоя культуры- системы жанров, стилей, языков (из статьи Медушевской «Восприятие музыки»).

Начинающему балетмейстеру необходимо, вслушиваясь в музыкальное произведение, научиться воспринимать его содержание и в соответствии спецификой танца создавать танцевальный текст. Следует научиться выделять в музыке главное, уметь передавать движением её различный интонационный смысл, выделяя её ритмическое, мелодическое, темповое, динамическое начало, отражать богатство музыкальных интонаций. Интонации выражают богатство духовной жизни человека, она одинаково свойственна музыке и танцу. Однако материальное воплощение музыкального и танцевального содержания различно, если музыкальная интонация обладает определенным строем, то интонация танцевальная более конкретная, вместе с тем она может обладать и широким диапазоном от конкретного текста до обобщенных понятий. Асафьев писал о том, что тело способно говорить и петь, создавая пластическую мелодию, равную по содержанию мелодии музыкальной.

Степень определенности передаваемых эмоций в танце нагляднее, чем в музыке, в силу присущей хореографии высокой меры изобразительности движений, поз. Однако содержательность танцевальных движений достаточно обобщена, многим движениям свойственна широкая палитра лирических интонаций: от певуче нежных, грациозных до порывистых и напряженных, характер движения тяготит к интонации героической, тематической, драматической. Однако из основных свойств движения наиболее экспрессивное значение имеет его сила, размах, скорость. Причина здесь заключается в том, что звуковое движение в музыке легко ассоциируется с развернутым движением в пространстве. Вместе с тем, и пластическое движение – взлет, падение, скольжение, вращение, раскачивание, скачок и т.д., ассоциируется с аналогичными музыкальными образами. Музыка отражает внешние качества движение, таким образом, участвуя в их организации, выражает характер этих движений. Плавный или отрывистый, энергичный или спокойный, величавый или капризный и т.д.

Ярким выразительным средством является ритм. Для звукового и танцевального движения едины понятия метроритма и темпа. Однако музыкальный ритм и ритм танцевальный воплощаются различно. В музыке ритм – закономерное чередование длительностей, элементов звучания во времени. В движении ритм выступает в таких понятиях, как время, пространство, величина, орнаментальность. Вместе с тем, и тут, и там, ритм выступает как выразительный компонент, особенно активно и самостоятельно он выступает в жанрах танцевальной музыки, в которой мелодический тонус создается регулярной акцентировкой, которой соответствуют и движения, также формулы, такие как па-вальсы, па-фокстрот, па-польки и т.д.

Ритм движения может своеобразно и естественно контрапунктировать ритму звуковому, выявляя при этом свою сущность, именно контрапункты в ритмическом сочетании при интонационном соответствии звучания и движения наиболее соответствуют понятиям музыкальности воплощениям музыки в движении. В силу многомерного соотношения музыки и движения, подчинения последних только метроритмическому пульсу не может считаться музыкальным. Велика роль темпа в выразительных возможностях музыки и танца. И хотя понятие скорости в основе своей едино для музыки и танца, однако темп музыкальный и темп хореографический не одно и тоже.

Хореографический темп включает в себя два измерения:

  1. Выражает собственно хореографический темп относительно скорости чередованию элементов своих движений

  2. Абсолютный темп – скорость чередования опорных и неопорных долей времени.

Темп какого-то определенного движения может меняться, например, встать вдвое быстрее, что не меняет объективного течения музыкального темпа.