Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Усатов Альфа-курс: Мимикрия под Православие сре...doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
992.26 Кб
Скачать

1.3.5 Научно-миссионерская богословская конференция «Альфа курс:

Православная оценка»

11 Апреля 2007 г. под председательством протоиерея Олега Стеняева в Храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках (г. Москва) прошла Научно-миссионерская богословская конференция «Альфа курс: Православная Оценка».

В «Обращении участников» была выражена серьезная озабоченность распространением «Альфа-Курса» и его варианта «Путь» по причине их несоответствия требованиям церковности:

«Альфа-Курс» восходит к сектантскому пятидесятническому движению и является составной частью так называемого «харизматического возрождения» на Западе. Это движение является разновидностью монтанизма, и потому должно быть расценено как попытка внедрения в Церковь ложной духовности (шаманизма) под видом «общения со Святым Духом». «Альфа-Курс» неотделим от воскресных «уикендов Святого Духа» - говорения на языках, «святого смеха», руковозложения и целительских практик. Согласно Священному Писанию данное явление есть «получение иного духа» (2 Кор 11:4)175.

Некоторые «претензии» к практике «Альфа-Курса», изложенные в данном «Обращении…» не могут не вызвать возражений и уточнений.

Согласно мнению участников конференции,

молитвенная практика «Альфа-Курса» ведет к прелести и противоречит 116 Правилу Карфагенского Собора - участникам «Альфа-Курса» предписана общинная молитва своими словами. Таким образом, во-первых, исчезают всякие гарантии чистоты вероучения, выраженной в молитве, а во-вторых, разрушается понимание необходимости иерархической структуры Церкви. Происходит подмена предстоятеля-священника харизматическим лидером («пророком»).

С одной стороны, здесь справедливо выражена озабоченность возможностью уклонения участников «Альфа-Курса» (равно как и любых внебогослужебных собраний миссионерской направленности) в самочинные молитвенные восторги и прелесть, а также исключение из мистических практик любых элементов богослужебного молитвенного опыта Церкви (хотя бы на уровне обычного начала молитвенного правила от «Царю Небесный» по «Отче наш»).

С другой стороны нельзя забывать о том, что «молитва своими словами» не запрещается святыми отцами, если она коррелирует с опытом церковной молитвы и выражает живое стремление к Богу. Так, например, святитель Феофан Затворник в своих письмах советует в молитвенное правило «и от себя вставлять молитву»176. Но такая «от себя молитва» все же должна быть в контексте церковного опыта и не уклоняться в молитву «от ветра главы своея».

Указанное 116-е правило Карфагенского Собора, относящееся к храмовой молитве во время совершения Литургии, мало применимо к келейной молитве и миссионерским собраниям. По мнению канониста епископа Никодима (Милоша) этот канон

предписывает читать в церкви только те молитвы, которые просмотрены на соборах и одобрены последними для употребления в церкви, причем воспрещает читать всякие другие молитвы, как противные вере. Правило имеет в виду все молитвы вообще, в частности же молитвы, которыми начинается божественная литургия, затем молитвы предложения и, наконец, молитвы, произносимые епископом во время рукоположения. В Книге правил упомянуты еще молитвы окончательные177.

Таким образом, требовать строгого соблюдения приведенного канона во всех внебогослужебных собраниях, а тем более имеющих миссионерский характер, невозможно.

В тексте «Обращения…» критически рассматривается миссионерская деятельности «отдельно от евхаристической общины» в т.н. структуре «малой группы», т.к. это таит в себе угрозу создания «параллельной Церкви». Здесь следует вспомнить, что рассматриваемый «Альфа-Курс» является формой протестантской миссии, и не претендует на звание катехизаторской школы. Было бы ошибкой подходить с одинаковых позиций к миссионерским мероприятиям и внутрицерковной катехизации. Проведение бесед (или серии бесед) с нецерковными людьми само по себе не приводит к созданию «параллельной Церкви». Напротив, любое миссионерское усилие имеет своей целью благовествование на «краю земли» (Деян.1:8), т.е. вне Церкви, дабы помочь человеку переступить порог Храма и стать членом Кафолической Церкви. При этом к проведению таких миссионерских бесед можно привлекать активных мирян, имеющих необходимые навыки и желание. Ссылка на текст 1 Фес. 5:12 в «Обращении…» отрицает возможность миссионерского служения мирян (четко обозначенного в Концепции миссионерской деятельности РПЦ178) и не является основным аргументом против «Альфа-Курса». Тем более, что в парадигме развития православных форм «Альфа-Курса» предполагалось участие священнослужителей в проведении подобных бесед.

Седьмой пункт «Обращения…» выдвигает обвинения в

существенных искажениях православной христологии, низводя ее до проповеди радикального несторианства. Для адептов «Альфа-Курса» Иисус Христос в первую очередь обычный человек, Божество которого сокрыто. Проповедники «Альфа-Курса» утверждают, что Христос мог согрешить, что на Кресте Его покинуло Божество, таким образом, подпадая под анафематизмы V Вселенского Собора (12-й и другие).

К сожалению, участники конференции не привели конкретных цитат под такое серьезное обвинение. Анализ пособий «Альфа-Курса» выявил иное отношение к Личности Господа Иисуса Христа. Например, в «Руководстве для лидеров молодежных групп» утверждается, что «Иисус был на 100% человеком… Он называл Себя Богом-Сыном… Христиане верят, что Иисус действительно был Богом, и что Он действительно воскрес из мертвых»179. Эту же мысль выражает и один из ведущих курса «Альфа и Омега»: «Иисус Христос - это Бог и в то же время Он является стопроцентным человеком. И каким-то чудом все это смогло в Нем соединиться»180.

Восьмой и девятые пункты «Обращения…» указывают

на мощный протестантский потенциал «Альфа-Курса» в отказе от молитв, адресованных святым, а также в критике православного почитания Пресвятой Богородицы. Даже в том варианте «Альфа-Курса», который предлагается как православная версия этой методики, в деле стяжания благодати Святого Духа ни словом не упоминается ни Церковь, ни церковные Таинства. Особую опасность представляет основополагающий для «Альфа-курсов» принцип толкования Священного Писания – без учета святоотеческой экзегезы, исходя из собственных представлений каждого участника собрания. Это лишает новообращенных критерия различения истинных и ложных толкований Слова Божия и прямо противоречит 19-му Правилу Трулльского (V-VI) Собора.

Анализ пособий «Альфа-Курса» как харизматической направленности, так и якобы адаптированных для православных, подтвердил указанную озабоченность участников конференции.

Участники конференции выразили также мнение, что «перед православным сообществом, Синодальными отделами, ведущими миссионерскую деятельность, и самими православными миссионерами стоит задача создать системную многоуровневую программу миссионерства и катехизации».

Относительно возможности использования полезного миссионерского опыта «Альфа-Курса» в данном документе сделан вывод об отсутствии принципиальной новизны для православного миссионера «в практике регулярных встреч, чаепитий, бардовских песен и совместных поездок на природу». Оригинальными элементами в программе «Альфа-Курса» признаны лишь искажения православного вероучения и мистического опыта, вследствие чего «нет никакой необходимости пересаживать на православную почву пятидесятнические практики и так называемое «харизматическое возрождение», захлестнувшее западный христианский мир».