Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
656709_B6967_mihaylova_l_i_sociologiya_kultury....docx
Скачиваний:
57
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
568.71 Кб
Скачать

8.2. Культурная среда современного села

Культурная среда это часть социальной среды, ха­рактеризующая содержательную, качественную, ценност­ную сторону социальных процессов, воздействующих на лич­ность. Имеется несколько определений культурной среды, и почти все они едины в том, что это вещественные и лич­ностные элементы культуры, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые оказывают влияние на его жизнедеятельность, формируют потребности, интересы и ценностные ориентации [4, с. 5]. Некоторые ученые выделя­ют в культурной среде три слоя: материальный (веществен­ный), социальный и духовный (личностный). Рассмотрим их.

К вещественным элементам относятся предметы культу­ры общественного пользования — учреждения социокультур­ного назначения, материально-технические средства, а так­же предметы личного пользования — домашние техничес­кие средства, музыкальные инструменты и др. Социальный слой культурной среды представляет собой совокупность норм, правил, установленных человеком и регулирующих поведе­ние, деятельность людей. Эти нормы и правила могут быть формально закреплены в законодательстве и иметь предметную форму (написано на бумаге). Но они могут существовать и неформально, негласно, например, народные традиции, обычаи, ритуалы, которые определяют жизнедеятельность, устойчивость трудовых, семейных и других взаимоотноше­ний. Личностные, или духовные, элементы культурной сре­ды выделяются как специфически духовное начало. Они вклю­чают в себя ценности, присущие как отдельной личности, так и группе людей, той или иной общности.

Вещественные элементы сельской культурной среды во всем их многообразии непосредственно воздействуют на ду­ховный мир сельского жителя. В широком смысле слова сюда можно отнести и окружающую природу с ее широкими про­сторами полей, лесов и лугов, особенности сельских постро­ек в виде отдельных усадеб в составе деревни. Все это, в том числе близость культурных учреждений, и многое другое определяет спокойный, размеренный ритм жизни, форми­рует особое мироощущение, отношение ко всей окружаю­щей действительности, к другим людям и себе.

Элементы научно-технического прогресса изменяют ве­щественную культурную среду, которая воздействует на че­ловека не только в свободное время, но и в процессе труда. На него влияют технологии производства, требующие про­фессиональных знаний, общей культуры, освоения приемов и способов деятельности. Культура производства определяет развитие личности. Она требует от человека проявления твор­ческого потенциала, повышения образовательного уровня, улучшения культуры труда и быта, человеческих отноше­ний и т. д. Однако условия жизнедеятельности в последние годы значительно ухудшились, что не может не влиять на духовный мир личности.

Существенное воздействие оказывают на человека сами социокультурные учреждения, технические средства и пред­меты культуры. В условиях села многое сделано для их раз­вития. За весь предыдущий период были построены клубы, библиотеки, школы и различного рода внешкольные учреж­дения, кинотеатры, созданы парки культуры и отдыха. В село пришло электричество, радио, телевидение и другие тех­нические средства, население получило возможность при­обретать книги, музыкальные инструменты и другие пред­меты культуры. Улучшились материально-техническое осна­щение и условия деятельности. Но этого было крайне недостаточно, к тому же в 70-е гг. в результате политики на укрупнение хозяйств оказались разрушенными многие об­разовательные и культурные учреждения.

В связи с переходом к рыночным отношениям на фоне экономического спада, разрушения коллективных форм дея­тельности и обнищания населения высветились и усугуби­лись проблемы развития вещественных элементов культуры. Ситуация еще больше ухудшилась: здания в аварийном со­стоянии, многие и вовсе закрыты из-за отсутствия финансо­вых ресурсов или специалистов, их материально-техничес­кая оснащенность не соответствует запросам населения. Низ­кий уровень материального благосостояния семьи не позволяет ей приобретать предметы культурного назначения — теле­визоры и другую аппаратуру, подписываться на газеты, жур­налы, покупать книги, кассеты, грампластинки, произведе­ния искусства. Однако справедливости ради следует сказать, что не во всех хозяйствах дело обстоит так уж плохо. Там, где действительно проводятся реформы, уделяется внима­ние и улучшению вещественных элементов культурной сре­ды [12, с. 71]. Развиваются культурные, спортивно-оздорови­тельные подразделения, укрепляется их материальная база. Решение вопросов социально-культурного строительства, забота о совершенствовании условий труда и быта улучша­ют морально-психологический климат, снимают социальную напряженность, обиды, конфликты.

Социальный слой культурной среды села — это тесное взаимодействие традиционных, дошедших из глубины веков, и современных, рационально созданных человеком, элемен­тов. В условиях сельской общины испокон веков складыва­лись и передавались из поколения в поколение нормы и пра­вила, определяющие жизнедеятельность. Они существовали 13 виде народных обычаев, традиций, образцов поведения, которые жестко, но негласно регулировали действия и по­ступки людей. Эти нормы и правила передавались устным способом в процессе самой деятельности и общения на уров­не обыденного сознания. Они сохранились до наших дней в разной степени в различных регионах страны и продолжают функционировать в сельской культурной среде, воздействуя на ее личностные элементы через подсознательные струк­туры.

Наряду с традиционными, действуют нормы и правила рационального характера. Это те, которые созданы челове­ком, зафиксированы на бумаге, закреплены законодательно. Они определяются преобладающими в обществе идеологи­ческими установками. К ним относятся прежде всего Кон­ституция РФ, различные законы, касающиеся села; уставы и положения, приказы и инструкции, регулирующие отно­шения людей в различных сферах деятельности. Эти нормы и правила действуют на уровне рационального сознания и не всегда соответствуют традиционно сложившимся. Сельс­кий труженик в производственных отношениях соблюдает современные рациональные нормы и правила, а в своей обы­денной жизни руководствуется традициями и обычаями. Не­редко они приходят в противоречие, так как идеологические установки внедряются насильственно. Так было при установ­лении норм и правил колхозной жизни без учета настроений и чаяний крестьянства, так происходит и в настоящее вре­мя, когда разрушаются колхозы и вместе с ними уже став­шие привычными условия коллективного труда.

В последние годы создано множество документов, содер­жащих нормы и правила жизнедеятельности крестьянства в условиях рыночной экономики. Они касаются личного под­собного хозяйства, условий выхода из колхоза, совхоза, со­здания новых кооперативных форм, индивидуального фер­мерства, аренды, землепользования и других вопросов. По результатам исследования, характерными для сельского на­селения являются юридическая неграмотность, недоверие, а также боязнь спекуляции землей, появления крупных зем­левладельцев, возрождения кулаков и батраков, возникно­вения социальных конфликтов [9, с. 43]. В целом это означает неприятие навязываемых рациональных норм и ценностей рыночной экономики, что прямо и непосредственно влияет на духовный мир личности.

К личностным элементам культурной среды относятся отдельные люди, различные группы и общности. Их духов­ный мир зависит от социально-профессиональных, возраст­ных и других особенностей. Сегодня довольно сложная соци­альная структура сельского населения. Кроме крестьянства, в селах проживают сельскохозяйственные рабочие, интел­лигенция, служащие сферы бытового обслуживания, инже­нерно-технические работники, фермеры, арендаторы, коо­ператоры, коммерсанты и др. Все они в совокупности обра­зуют социокультурную общность, объединенную в пределах небольшой территории. Именно социально-территориальная общность является для жителя села ближайшей культурной средой. Она определяет особенности жизнедеятельности, мо­тивы действий и поступков, влияет на мировоззрение и по­ведение, формирует потребности и интересы, ценностные ориентации, весь духовный мир личности. Чем более спло­чена эта общность, тем сильнее совпадают мнения и оценки, крепче нравственные позиции людей, что, в свою очередь, способствует соответственному отношению к труду, побуж­дает к повышению образования и культуры.

Раньше основной общностью был коллектив колхоза, в настоящее время многообразие форм собственности порож­дает и другие общности, что ведет к развитию субкультур. Индивид находится под двойным воздействием: с одной сто­роны, влияет вся территориальная общность деревни со сво­ими социокультурными особенностями, с другой — общность, представляющая ближайшую среду по производственным, социально-профессиональным, возрастным, национальным и другим признакам. Их воздействие может быть положитель­ным и отрицательным, так как в эти общности входят люди с разными потребностями, интересами, установками на куль­туру и развитие духовного мира. Сама окружающая атмос­фера, психологический настрой могут подтолкнуть человека к самосовершенствованию или затормозить этот процесс и даже привести к антисоциальным действиям и поступкам, к деградации личности. В настоящее время социально неспра­ведливый раздел собственности в сельской местности привел к обострению чувства обделенности и усилению пьянства среди населения.

В процессе проведения реформ сохраняется традиция иг­норирования интересов, ценностных ориентаций и стереоти­пов поведения различных социальных групп населения. Фор­мы хозяйствования оцениваются по их "абсолютной самоцен­ности", а не реальной значимости для сложившихся социальных общностей. По мнению ученых, десубъектива- ция принимаемых мер может привести к углублению кризи­са в мотивационной сфере и усилить процесс отчуждения значительной части сельских жителей от реформ. Необходи­ма переориентация экономических преобразований на реаль­но существующий субъект и приведение производственных отношений в соответствие с его интересами, ценностными ориентациями, социальными установками [11, с. 21]. Все эти и другие психологические факторы преобразований на селе воздействуют на личностные элементы культурной среды, усиливая их активность или пассивность.

Функции активизации деятельности личности могут вы­полнять и учреждения культуры, для которых формирова­ние духовной культуры являлось раньше плановым задани­ем. Программы ее развития включали в себя подготовку це­левым назначением специалистов для села, разработку системы материального и морального стимулирования, со­здание условий для гармоничного развития человека. Плани­ровалось многое, но выполнялось лишь частично. При этом не учитывались индивидуально-личностные потребности и интересы, преобладало стремление к коллективизму. Сей­час происходит обратный процесс, другая крайность, которая уже привела к разрушению коллективной деятельности в области потребления и творчества, но при этом слабо раз­виваются и домашние, индивидуальные формы.

В воздействии культурной среды на личность особое мес­то в селе принадлежит молодежи, интеллигенции, квали­фицированным специалистам. Это наиболее динамичные груп­пы сельского населения с более высоким уровнем образова­ния, с ориентацией на городские стандарты жизни и образцы поведения. Они более требовательны к условиям труда, к руководству производственными процессами, условиям куль­турного обслуживания и более активно воздействуют на дру­гие общности.

В связи с высокой ролью сельской интеллигенции во всех социокультурных процессах чрезвычайно важно изучение образа жизни и адаптационных ресурсов сельского учитель­ства. По результатам исследований 2001 г. (опрошено 3 ООО человек из 18 регионов) была выяснена степень адаптации к новым условиям жизни на селе по экономической, социаль­ной и духовной сферам жизнедеятельности.

По показателю экономической (материальной) адаптации самой многочисленной дезадаптивной группой оказались сель­ские учителя (46,4%). Они не приспособились к недостатку средств на приобретение газет, книг, журналов, которые читали раньше. Ведь еще недавно Россия была самой читаю­щей страной в мире. Вынужденное самоограничение в полу­чении информации напрямую связано с главным показате­лем — невыплатой заработной платы (41,5%).

Серьезные трудности испытывает сельское учительство и в социально-правовой адаптации. Наиболее трудно оно приспосабливается к новым формам и средствам защиты своих социальных прав (35,4%), поскольку она построена на прин­ципах, чуждых не только сельским жителям, но и боль­шинству трудового населения страны. Полный отказ от па­терналистской функции государства, подмена социальных гарантий мнимой социальной защитой, перекладывание со­циальных расходов на плечи самих работников становится тяжелым бременем для сельских учителей. На этом фоне даже дезадаптация к социальному расслоению деревни на богатых и бедных слабее, чем к социальной политике правительства (27,7%).

В сфере духовной жизни самый высокий уровень деза­даптации сельского учительства к внедрению непривычных для России идеалов (36,3%) крайне правых неолиберальных взглядов на экономику, политику, культуру и межличност­ные отношения, массированно пропагандируемых средства­ми массовой коммуникации [10, с. 58-59]. На фоне этих дан­ных возникает вопрос: "Может ли сельская интеллигенция в лице многочисленной армии учительства эффективно выпол­нять свою миссию образования, воспитания подрастающего поколения и развития духовной культуры личности?" К со­жалению, трудно ответить на этот вопрос положительно, поскольку ограниченные возможности сельского учительства в саморазвитии и самосовершенствовании незамедлительно сказываются на результатах его трудовой деятельности, т. е. на детях, подростках, молодежи, представляющих будущее страны.

В последние годы в сельской местности все ярче прояв­ляется тенденция обособления социальных групп по возрас­ту, уровню образования, характеру деятельности. Выделя­ется молодежь, ориентирующаяся на городскую культуру, и старшее поколение, являющееся носителем культурных тра­диций. Между ними все больше теряется преемственность. Молодежь обособляется в кругу своих сверстников, недооце­нивает советы старших, их знания, ценности, нормы и об­разцы жизни. А старшее поколение уже и не решается учить молодых от растущего осознания собственного несовершен­ства, что приводит к постепенной утрате традиций народ­ной культуры.

Расслоение и обособление различных сельских общностей происходит и на основе их ценностного отношения к процессу формирования фермерского уклада, который требует изме­нения ориентаций и норм общения, поведения, деятельности. Исследования показывают, что сторонников и реальных его участников — 8,3%; готовых включиться в рыночные струк­туры — 22,0%; инертных, пассивно выжидающих — 23,2%; категорически отрицающих фермерское хозяйство, ориенти­рующихся на крупные коллективные формы — 37,9% [11, с. 23]. Эти данные свидетельствуют о приверженности большин­ства селян к сложившейся в советский период культуре зем­лепользования. По исследованиям 2001 г. [10, с. 58], к новым условиям жизни на селе в полной мере адаптировались всего 4,3% опрошенных, не приспособились совсем — 7,8%, в то же время 78,1% адаптировались с разной степенью.

Ориентация на те или иные ценности во многом зависит от типа поселения (деревня, село, поселок, починок). В круп­ном селе выше образовательный уровень и в целом культур­ный потенциал, больше интеллигенции и молодежи — носи­телей новых культурных ценностей, связанных с процессами преобразования. Кроме того, учреждения культуры создают возможности для проникновения сюда городской культуры. Но в то же время именно в крупных сельских поселениях из жизни и быта вытесняется этническая культура и ее место занимает массовая. Традиционные формы культуры запол­няют вакуум в малых типах поселений, где особенно много верующих и сохраняются праздники и обряды, связанные с древней культурой и бытом.

Ограниченность пространства "малых деревень", близость проживания обусловливает и особенности общения людей на работе, в быту, в свободное время. Один и тот же круг обще­ния, отсутствие новизны, ограниченное поступление инфор­мации, открытость личной жизни, постоянный взаимный кон­троль за поведением друг друга, большая сила общественно­го мнения, действие традиционных норм и правил — все это определяет личностные элементы культурной среды.

Между вещественными, социальными и личностными элементами культурной среды существует диалектичес- пая взаимосвязь. Она проявляется в опережающем развитии одних элементов, например личностных, и в отставании дру­гих, допустим, вещественных. В настоящее время в куль­турной среде села можно увидеть то или иное несоответ­ствие: вещественных элементов — возросшим требованиям населения к производственным процессам, условиям труда, быта и проведения свободного времени; рационально вне­дряемых норм и правил — существующим в селе культур­ным традициям; социокультурной информации, передавае­мой средствами массовой коммуникации, — уровню разви­тия личностного фактора. Формирование культурной среды предполагает взаимодействие всех ее элементов, пропорци­ональность их развития. Важно соответствие вещественных, социальных и личностных элементов, а также всей куль­турной среды духовным потребностям, интересам субъек­тов культуры. Преодоление противоречий между культур­ной средой и субъектом является источником дальнейшего развития культуры села.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]