Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кетские мифы и легенды.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
210.43 Кб
Скачать

Отчего появились пятна на месяце

Баба на земле жила, Месяц все дразнила: — Ты там, наверное, сдох? Грех она сделала — дразнилась. Он подумал и ее к себе поднял. Она сама не заметила, как у него очутилась вместе с туясом и корягой, за которую ухватилась

Про Сына неба

Сын неба на охоту идти собрался. Он надел свою суконную шубу и ровдужные рукавицы надел. Отец ему сказал: — Надень еще мои длинные надставки для рукавиц! Сын ответил: — Небосвод на тепло указывает, я надену свои маленькие рукавицы! — Сынок, — сказал ему отец, — у неба семь мыслей! Сын ушел на охоту, не послушал никого. Весь день ходил. К вечеру с запада ветер подул. Сын неба обратно пошел, в суконной шубе он мерзнуть начал. Дальше еще холоднее стало. Сын неба быстро домой идет. Его подбородок стучать стал, он весь дрожать стал. Мороз еще сильнее ударил. Сын неба замерзать начал, слов отца не послушался. «Теперь, пожалуй, я совсем замерзну», — подумал он. Он на ходу замерзал. — До дома, — говорит, — я не дойду. Он еще идет, но медленно. Чем дальше, тем длиннее его шаги становятся. Лыжня Сына неба наверху на небосводе виднеется (Млечный Путь). Он немного отклонился в сторону запада. Мать с отцом его поджидали, поджидали. Жена бога сказала: — Ты моего сына заморозил. Я, — говорит, — тоже туда спущусь. Бог ее слов не слушает: — Пусть он там останется, зачем он тебе? Старуха сказала: — Ты сына маленького не жалеешь. Я спущусь вниз, трупами твоих людей питаться буду. Старик ей сказал: — Сиди, молчи, а то я тебя по башке так стукну, что сразу оглохнешь! Жена бога вскипела, выскочила, на свои лыжи кинулась. Жена бога воскликнула: — У выхода к морю каменным чумом сделаюсь, по обеим его сторонам вода будет течь. Никто меня не приподнимет. Весь мусор земли ко мне течением понесет, его пение буду слышать. Ты бог, я тоже богиня. Все твои мысли я буду знать!

Есь

Старик со своей старухой жили, у них сын был. Сын говорит: — Я на охоту пойду. Мать его говорит: — Холодно, шубу надень! А он вышел и раздетый пошел: — Не надо мне шубы. Пошел он, далеко пошел. Его отец говорит: — Я его пугну, с запада холодный ветер пущу. Пустил он холодный ветер. Сын домой бросился бежать. Бежал, бежал, упал и замерз там. Его отец знал об этом, он шаманом был: — О-о! Мой сын замерз! Старуха браниться стала, и старик браниться стал, они разругались. Старуха говорит: — Ты почему моего сына заморозил? Старик пнул ее, она вниз упала. И говорит старуха: — Теперь я внизу богом буду, а ты вверху богом будешь.

Большая Медведица

На Сургутихе это было. Четверо людей — кет, русский, эвенк и селькуп — вместе охотиться пошли. Вот шли, сохатого гнали*. Ночью, днем гнали. В одном месте, где поесть останавливались, котел оставили. Дальше гнали. Кет спохватился, что его котла нет. Кет селькупу говорит: - Как теперь есть будем, не сырым же? — Как теперь есть будем, не сырым же? Эвенк говорит: — Я могу сырое мясо есть. Кет и селькуп все думают: как им теперь быть? Делать нечего, кет за котлом вернулся, взял котел, стал догонять. Селькуп теперь первым идет, эвенк за ним, дальше русский. Кет на селькупа взглянул, тот к сохатому уже приблизился. Кет лук натянул, выстрелил. Селькуп оглянуться не успел, как кет выстрелил в сохатого. Селькуп тоже стрелу выдернул, выстрелил в сохатого, когда тот уже упал на бок. Охотники не знали, что, пока они сохатого гнали, они на небе очутились. Когда проснулись, они уже на небе, как тучи, висели. Они поговорили — правда, как тучи вверху уже повисли.