Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кетские мифы и легенды.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
210.43 Кб
Скачать

Про первого глухаря

Осенью, в холодное ясное утро гуси, утки вверх летят. Глухарь на кедре сидит. Они говорят ему: — Пойдем с нами вверх, там теплее, здесь пропадешь! Глухарь говорит: — Я в холодное время в кедровом лесу буду ночевать, на кедровой ветке сидеть. Птицы на него петлю накинули, за грудную кость зацепили (оттого У глухаря на грудной кости дыра есть). Тянули, тянули. Их сила не взяла — он тут остался. На кедровой вершине остался. Это Есь так первому глухарю велел: — Тут останься зимовать, а то люди голодом пропадут, если вся птица вверх уйдет. И рябчик тоже остался.

Почему у глухаря и косача глаза красные

Настала осень, утки собрались улетать. Селезень глухарю и косачу говорит: — Полетим с нами. Там хорошо, у нас там жарко, вода теплая, много червяков, букашек много. Глухарь и косач говорят: — Полетим. Утки, глухарь и косач на юг полетели. На юг прилетели, сели, утки ныряют, прыгают, букашек и жучков едят. Глухарю и косачу есть нечего, только ягодки едят, им жарко стало. Селезень к глухарю прилетел и спрашивает: — Приятель, что с тобой? — Мне жарко стало, здесь плохо. Глухарь и косач заплакали. Они долго плакали, у них глаза красные стали. Ястреб к ним прилетел, сел и спрашивает: — Почему у вас глаза стали красными? Они отвечают: — Нам здесь плохо, мы домой хотим. Ястреб у глухаря и косача в горле дырочку сделал, привязал глухаря и косача к себе, и они назад на север полетели. Назад прилетели, а здесь зима, снег выпал. Глухарь и косач стали хвою есть, им хорошо стало. Ястреб говорит им: — Хорошо или плохо? Глухарь сказал: — Хорошо, хорошо. И косач сказал: — Хорошо, хорошо. Ястреб говорит: — Я теперь глухарей и косачей есть буду.

Кукушка

Кукушка раньше женщиной была. У нее сын и дочь были. Раз заболела мать, лежит, пить подать некому. Некому за водой сходить. Просит сына, просит дочь воды принести — те не идут. Тогда она решила кукушкой сделаться, уйти от детей. Из мешочка для рукоделий ее туловище сделалось, из игольника— голова, из скребка и мялки — крылья. Полетела мать кукушкой, дети за ней побежали, гонять* стали. Гоняли, гоняли, их внутренности по деревьям размотались, так они и погибли. А кукушка все детей кличет: ко-хун, ко-хып2!

О кукушке

Давно-давно жила кукушка. У нее было двое детей — сын и дочь. Кукушка была хорошей матерью. Она поила их и есть им носила. Они никогда голодными не были. Дети ее не слушались. Когда их мать за едой улетала, сын и дочь играли в гнезде, ничего не делали. Они ничего дома делать не хотели, только играли. Когда кукушка заболела, она попросила попить. Дети не послушались, воды ей не дали. У нее горло пересохло. Кукушка долго-долго просила своих детей воды подать, а дети ее не послушались. Тогда кукушка взяла мялку, гладилку и скоблил ку, из них сделала большие крылья и хвост и улетела. Когда она летела, она плакала и кричала: — Один сын, одна дочь! А сын и дочь остались без матери. Они пить и есть захотели. Сын и дочь плохо летали. Они за своей матерью гнались, гнались, не догнали, их кишки обмотались вокруг тальника, так они и умерли.

Соболь

Соболь раньше, до русских, человеком был. Жена его к другому ушла, он обиделся: — Век теперь соболем ходить буду. Потом баба его поймала. Он ей кричит: — Не убивай, я человек! Она не слушает, убила, ободрала, на рожень поддела, жарить стала. Его мать узнала, плачет, зовет: — Сын мой, иди грудь сосать! А он только вертится на рожне. Люди виноваты перед соболем. Поэтому они, когда черного соболя добудут и обдерут, шкурку в белую новую тряпку заворачивают2. Когда шкурку снимают, говорят: Пусть наши руки не отнимутся. Пусть наши ноги не отнимутся. Пусть наш стан* коротким будет. Голову соболя углем мажут: «Пусть век черным будет»3. Раньше эту сказку4 всегда рассказывали, когда на соболя охотились.