Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Первая столица.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
1.74 Mб
Скачать

Харьковский год Ивана Айвазовского

Наверное, именно благодаря своей многоликости Харьков имеет одно удивительное свойство: у каждого человека, приехавшего в наш город, он вызывает свои, подчас неожиданные ассоциации с другими городами. Знаменитому русскому художнику Ивану Айвазовскому, фамилия которого изначально писалась как Гайвазян, наш город напомнил Венецию.

Айвазовский приехал в Харьков осенью 1854 года, будучи уже известным мастером. Оставаться дома, в любимой Феодосии, в условиях начавшейся Крымской войны и высадки вражеского десанта было опасно. Боялся он не за себя, а за детей, жену и старушку мать, поэтому, взяв свою семью, он перебирается в Харьков. Почему именно сюда? Сам Айвазовский, неисправимый провинциал, пишет: «Мы и остановились в Харькове как ближайшем городе к югу и недорогом для скромной жизни. Нас все ласкают, как в своем городе».

Харьковчане, зная Айвазовского не только как известного художника, но и как доброго и душевного человека, действительно приняли его очень тепло. Когда встал вопрос — где поселить Айвазовского с семьей — харьковский художник Рымаренко находит для него комнаты на улице Екатеринославской (ныне Полтавский Шлях), в доме статского советника Кали­ниченко. Там же разместилась и мастерская Айвазовского. Приглашение туда среди горожан считалось большой честью. В этой мастерской художника посетили великие князья Николай и Михаил, которые были проездом в Харькове. Но вне зависимости от ранга посетителя разговоры, коснувшись искусства, переходили на другую тему. Крымская война — вот что волновало всех в ту зиму. Здесь, в Харькове, художник пишет картины, воспевающие подвиги героев-черноморцев, среди ко­торых были его хорошие знакомые. Нахимов, Корнилов, Лазарев — для Айвазовского это не просто имена героев, а люди, с которыми он не раз ходил в плавание.

В январе 1855 года в здании Харьковского университета открылась выставка работ Айвазовского. Художник объявил ее благотворительной — все средства должны были пойти на лечение раненых в Крыму. Вслед за этим событием в Доме Дворянского собрания проводилась лотерея в пользу Харьковского благотворительного общества, и художник в благодарность городу, так тепло его принявшему, предложил три своих рисунка. Так, в трудах и заботах, прошла зима. А первая харьковская весна пробудила в нем совершенно неожиданные и, казалось бы, давно забытые воспоминания...

Весна 1840 года. Он — молодой выпускник Академии художеств — впервые за границей, в волшебной Венеции, городе ста островов. Старинные роскошные мраморные дворцы, ступени подъездов, спускающиеся к самой воде, гондола, летящая по волнам, и женщина, оставшаяся на всю жизнь несбыточной мечтой — Мария Тальони. Та самая Тальони, которую современники считали идеалом грации и танца; та самая Тальони, которая совершила революцию в балете, первой поднявшись на пуанты. Они были знакомы и раньше, но здесь, в Венеции, мимолетное петербургское знакомство переросло в глубокое чувство. Ей — 38 и у нее взрослая дочь; ему — 25, он свободен и отчаянно влюблен — первый раз в жизни. Айвазовский делает ей предложение, но Мария отказывается стать его женой, говоря, что она принадлежит сцене...

От той весны в Венеции до харьковской — расстояние длиной в 14 лет. Он женат и, кажется, счастлив. И харьков­ские речки вроде бы ничем не напоминают венецианские каналы, а харьковские домишки — знаменитые палаццо, но почему-то память поневоле возвращается к тем далеким дням. И Айвазовский пишет картину — «Венеция со стороны Ли­до», изображая на ней себя и Марию Тальони.

Харьковская весна незаметно для художника перешла в лето. Айвазовский с семьей переезжает на Основу, в дом Валериана Квитки, племянника известного писателя. Здесь он много и плодотворно работает; здесь в его творчество неожиданно входит Украина с ее бескрайними степями, так похожими на море; здесь же, на Основе, задумывает он картины на библейскую тематику: «Всемирный потоп» и «Сотворение мира». Увлеченный этой идеей Айвазовский со­ветуется со своим харьковским другом Рымаренко и даже дарит ему эскиз одной из будущих картин. Свой замысел он воплотит только через 10 лет, уже в Феодосии, а покупателем одной из этих картин станет Его Императорское Величество Александр II.

Судьбы харьковских работ проследить сложнее. До сих пор точно неизвестно даже число картин, созданных Айвазовским за харьковский период. Газеты упоминают 25 названий, а всего за 1854—1855 гг. им написано около 40 произведений. Айвазовский щедро раздаривал их знакомым или жертвовал на благотворительные нужды, и большая часть картин, написанных в Харькове, исчезла бесследно. Но в творчество великого мариниста навсегда вошел харьковский период — период встреч с добрыми и заботливыми людьми, период новых художественных открытий и светлых воспоминаний об ушедшей навсегда любви.

Инна Можейко