Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие ТОН 1-7.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
05.09.2019
Размер:
1.3 Mб
Скачать

6.5. Плановая эвакуация и беженцы в годы Великой Отечественной войны

Несмотря на то, что СССР не готовился к войне на своей территории, и планов по эвакуации не было, уже на третий день войны 24 июня 1941 г. был образован Совет по эвакуации. Можно сказать, что в целом, эвакуация носила организованный характер. По своей значимости ее можно сравнить с величайшей битвой войны. За 1941—1942 гг. с запада на восток была перемещена целая индустриальная держава - около 2000 промышленных предприятий, тысячи колхозов, МТС и пр.

Одним из факторов, обеспечивших победу советского народа в Великой Отечественной войне, стала эвакуация населения из прифронтовых зон, позволившая спасти жизни миллионов людей и пополнить рабочей силой и производственными мощностями экономику советского тыла. По данным Центрального справочного бюро, действовавшего при Совете по эвакуации, предварительным результатам переписи эваконаселения и другим источникам, из угрожаемой зоны удалось планово переместить в тыловые районы различными видами транспорта примерно 17 млн. человек (по некоторым данным до 25 млн. чел.). Такое перемещение населения в многонациональной стране не могло не сказаться на отношениях между представителями различных народов и развитии восточных территорий.

За это время государственная политика в отношении эвакуированного населения пережила два этапа своего развития. Для первого этапа (с июня 1941 до конца 1943 года) необходимо было решать задачи эвакуации и приёма эвакуированного населения, их учёта и размещение. При этом следовало развернуть и запустить эвакуированные предприятия и перепрофилировать имеющиеся. Поскольку война приняла долговременный характер, пребывание людей в эвакуации затянулось на несколько лет, потребовались большие усилия для обеспечения теплыми, достаточно благоустроенными помещениями, способными сохранить людям жизнь и работоспособность.

В качестве примера масштабов проблемы можно привести цифры количественного роста жителей г. Новосибирске (табл. 6.3.). Многих прибывших в город эвакуированных сразу устраивали на квартиры (подселение), для других временным приютом стали корпуса будущих заводских цехов, школы бараки и т.д. Фактически на одного человека приходилось в среднем до 2 м2.

Таблица 6.3.

Рост численности жителей Новосибирска

в первые годы войны

Год

Численность, тыс. чел.

1 января 1941

450

Конец 1941

553

Конец 1942

597

Конец 1943

Более 600

На втором этапе (с начала 1944 - май 1945 гг.) при реэвакуации населения на их прежнее место жительство необходимо было наладить и укрепить социальную стабильности, восстановить разрушенное хозяйство в освобождённых районах страны. Это подразумевало не механический возврат предприятий и населения, а частичный чтобы восстанавливая разрушенное сохранить созданное на Востоке страны.

Значительный приток населения в довоенный и военный периоды характерен для Урала, где с начала 30-х гг. вели крупное промышленное строительство. В годы Великой Отечественной войны именно сюда было эвакуировано большинство промышленных предприятий из западных и центральных районов страны.

Особо следует остановиться на межнациональных отношениях в годы Великой Отечественной войны в тыловых районах СССР, особенно там, куда были массовые эвакуации. Только на Урале в 1941-1943 гг. жили и работали представители 60 наций и народностей из 52 областей и республик страны. Взаимоотношения нельзя определить однозначно. Хотя в целом между эвакуированными и местными жителями различных национальностей на бытовом уровне они были дружелюбные.

Проводилась работа по интернациональному воспитанию трудящихся и учету национальных интересов эваконаселения. Для детей эвакуированных эстонцев в Челябинской обл. были открыты школы или классы с преподаванием на родном языке. В Удмуртии была открыта лесная школа-санаторий, в которой лечились эвакуированные польские дети. Подготавливались национальные кадры для национальных республик. Так, в Башкирской АССР в 1942 г. работала школа медсестер Латвии, которую окончили 360 человек.

Тем не менее, имелись сложности и противоречия. Основными причинами негативных явлений в этой сфере являлось снижение уровня жизни людей, вызванное экстремальными условиями военного времени; невысокий уровень культуры населения; недостаточный учет в национальной политике интересов различных народностей.

Негативные явления, происходившие в тылу, как правило, возникали на фоне неприязни к эваконаселению в целом и больше были заметны в сельской местности. Особенно обострялись отношения при использовании незнакомого языка в районах советского тыла. В годы войны это вызывало подозрение и ассоциировалось в сознании людей с чем-то враждебным. Так в связи с эвакуацией населения из Прибалтики возникали трудности из-за плохого знания ими русского языка и резкой смены среды жизни. Положение осложнялось отсутствием у многих прибалтийских граждан советских паспортов, которые им не успели выдать.

Проблемы возникали и при реэвакуации. Для укрепления советского строя во вновь присоединенных республиках (Западной Украины и Прибалтики) подбирались по всей стране люди соответствующих национальностей с коммунистическими убеждениями и знанием национальных языков, несмотря на то, что, возможно, они ранее не проживали на территориях куда отправлялись.

Представители отдельных национальностей иногда видели ограничения своих прав там, где их на самом деле не было. Так возникали недовольства при реэвакуация когда отбирались рабочие и служащие для восстановления предприятий оборонного значения без учета их национальной принадлежности или предыдущего места жительства.