Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие ТОН 1-7.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
05.09.2019
Размер:
1.3 Mб
Скачать

7.4. Коллективизация

Постреволюционная разруха в промышленности и на транспорте, сказалась и на селе, поскольку сельскохозяйственное производство было составной частью хозяйственного комплекса страны, связанной с ним множеством производственных нитей.

В конце 20х – начале 30х гг. для подъема села государство решило проводить коллективизацию. Важнейшей ее целью было повышение производительности труда путем ликвидации частной собственности. Сама по себе идея коллективизации – создание крупных хозяйств логична. Реализация же возможна только в том случае если идет не механическое укрупнение хозяйств, а прежде всего технологическое переоснащение, которое должно сопровождаться укрупнением. Тем более в природных условиях России, где биологический потенциал в 1,5-2-3 раза ниже, чем во Франции, Англии, Австрии или Пруссии. Отсюда проводить параллели между российской и западноевропейской деревней (или американской фермой) не корректно. К стати, в США укрупнение хозяйств в сочетании с интенсификацией технологий в это же время привели к отличным результатам.

В 20-е – начало 30х гг. проводилось достаточно интенсивное переселение в Сибирь с целью промышленного и сельскохозяйственного освоения, но механизмы реализации были различные.

В 1920-е гг. регулируемая государством миграция в Сибирь, направленная преимущественно для сельскохозяйственного освоения территории. Начавшееся в 1930-е гг. принудительные переселения лишь вначале имели сельскохозяйственную специализацию. К концу 1930-х гг. в комендатурах ГУЛАГа половина спецпереселенцев работала в сферах промышленности и строительства, четверть — на лесозаготовках и только оставшаяся четверть занималась в традиционной сфере — сельском хозяйстве. Это свидетельствовало о том, что репрессированные крестьяне превратились в универсальную рабочую силу.

Кроме того, крестьяне были лишены результатов труда, сдавая значительную часть продукции через систему государственных закупок по фиксированным и фактически минимальным ценам, т.е. она стала государственной собственностью. Был потерян стимул сельскохозяйственного труда, что не замедлило сказаться на благосостоянии, да и на жизни крестьян. Голод на Украине и в Поволжье в 20-30-х гг.- исконно сельскохозяйственных районах, яркий тому пример.

Индустриализация конца 20-х - 30-е гг. охарактеризовалась бурным ростом городского расселения и оттоком сельских жителей из села. Только село могло стать и стало источником трудовых ресурсов для заполнения новых рабочих мест в ходе индустриализации.

При этом должного технологического перевооружения села не происходило, это не могло не сказаться на уровне жизни. Частичная компенсация механизацией сельского труда хотя бы на некоторых его стадиях (вспашка, уход за посевами, уборка и обмолот зерновых) не в полной мере выправляла ситуацию.

Следовательно, обезлюдение села началось с конца 20-х - 30-е гг. Тогда это не вызывало настороженности, поскольку доля сельского населения была значительной.

7.5. Великая Отечественная война

Очередным этапом обезлюдивания российского села стала Великая Отечественная война. Она в большей степени, чем в городе сократила сельское население. Доля городского населения страны была меньше, и она в основном обеспечивала оборонную промышленность. Поэтому в большей части жертв войны оказались селяне. Не говоря о том, что война разрушила и разграбила деревни и села на более чем половине территории европейской части СССР, где проживала основная часть сельского населения.

Начавшийся после завершения войны процесс восстановления хозяйства страны потребовал новых рабочих рук, источником которых опять должно было стать село. Миграция из разоренного российского села достигла таких масштабов, что заставила тогдашнее руководство страны сдерживать ее путем ужесточения паспортного режима. Тем не менее, выезд из села на учебу и работу стал приобретать масштабы почти катастрофические. Этот процесс подстегивался еще и тем, что условия труда на селе становились все более невыносимыми без ощутимых, видимых для сельских тружеников результатов и перспектив.

Отток сельских жителей имел под собой и объективные основания. Сельская местность предоставляла ее жителям весьма ограниченный круг профессий, позволявших реализовать себя. Для мужчин - это сельский механизатор (тракторист или шофер), для женщин - скотница или доярка на ферме или рабочая в полеводстве. В этом отношении город оказывался вне конкуренции. Он предлагал широчайший спектр профессий и занятий, а получение образования выше среднего и вовсе возможно только в городах.

За 20 лет (с 1939 по 1959 г.) сельское население России сократилось более чем на 16 млн. человек (с 72 083 тыс. до 56 017 тыс.); за этот же период городское население увеличилось на 25 млн. человек. Если учесть, что, как правило, естественный прирост в городской местности осуществляется весьма скромными темпами, то налицо начало гигантского перераспределения населения страны между городской и сельской местностями. Масштабы такого перераспределения вполне сопоставимы с такими глобальными историческими явлениями, как Великое переселение народов. Аналогичные процессы шли и в СССР в целом. Но если за этот же период сельское население страны сократилось на 21 млн. человек, то 16 млн. сокращения - 3/4 - пришлось на Россию, хотя сельское население России составляло 51% сельского населения СССР.

Требовалась интенсификация сельского труда. Но сама политика организации приоритетных условий жизни, прежде всего в городах, и тем более в крупных и крупнейших не давала возможности подъема села.

Период экономических реформ, проводившихся Н.С. Хрущевым, не внес коренных изменений в деградацию российского села, кроме отмены запрета на выезд из сельской местности, который был облегчен максимально. Сельским жителям стали выдавать паспорта, и они были вольны распоряжаться своей судьбой более свободно, нежели в сталинские времена. Это в сочетании с подъемом промышленности еще более усилило отток из села.

Появился «оргнабор», когда из сельской местности, вывозили будущих малоквалифицированных работников для городской промышленности. Селяне массово меняли образ жизни на городской. Проживали в городских общежитиях в надежде на квартиру через несколько лет упорного труда. Работали по специальностям, на которые городские жители или не соблазнялись (низко квалифицированная работа на сборочных конвейерах, ткацких фабриках, стройплощадках, городском электрическом транспорте), или просто их не хватало.

Немаловажно также, что проведение досуга и уровень бытового обслуживания в городах просто несопоставимы с сельской местностью. Нерегулярная сельская кинопередвижка и один на несколько деревень сельский магазин - не шли ни в какое сравнение с театрально-музейно-магазинными городами.

Приобретение товаров длительного пользования, их ремонт, пошив одежды был невозможны на селе. Показателен пример - в далеко не худшей в стране Ленинградской области в 1970 г. 10% сел, не были электрифицированы.

Отток жителей из села приобрел катастрофический характер. За 20 лет (с 1959 по 1979 г.) российское село потеряло еще 14 млн. жителей. И это ведь не было временем войн, как за период 1939-1959 гг.