Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы на вопросы.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
08.09.2019
Размер:
117.25 Кб
Скачать
  1. Субъект и объект самопознания и я человека.

Всякое познание есть взаимодействие субъекта и объекта. Если субъектом познания является человек, наделенный сознанием и обладающий определенными знаниями (во многих видах специализированного познания также используются различные материальные средства познания – микроскоп, телескоп и т.д.), то объектом является все то, на что направлена познавательная активность субъекта. Принципиальная особенность самопознания состоит в том, что в нем каждый отдельный индивид одновременно является и субъектом и объектом самопознания. При этом объект самопознания одновременно является и предметом самопознания.

Но если я говорю, что Я выступаю субъектом познания самого себя, то возникает следующий вопрос «Что представляет собой мое Я?» Это только мое сознание или это все мое существо, как органическое единство всего содержания моего внутреннего мира, сознания и тела, как Я-самость. На вопрос о том, что есть «самость» немецкий философ Гегель (1770 – 1831) ответил так: «Каждый человек обладает чувством самости, которая есть цельность».

Я – это весь человек как органическое единство сознания (внутреннего субъективного мира) и тела, духовного и телесного. Такой подход свойственен большинству исследователей как прошлого, так и настоящего, причем и материалистам (Ф.Бэкон, П. Гольбах и др.), и идеалистам (С.Н. Булгаков, Ю. Хабермас и др.). Впервые наиболее глубоко осознал органическую связь тела человека с его Я, с проявлением его в качестве субъекта и объекта самопознания немецкий философ Л. Фейербах (1804 – 1872). «Свое тело мы воспринимаем только через него самого, оно есть не только видимое и чувствуемое, но вместе с тем, и видящее и чувствующее, следовательно, не только предмет, но и причина видения и чувствования…не только объект, но и субъект-объект, и именно благодаря тому, что тело есть предмет для него самого, оно есть живое, тождественное с нами тело» (Фейербах Л. История философии: в 3т. / Л. Фейербах. М., 1967. Т. 2. С. 356).

  1. Я – единые и их специфика. (Я-инвариантное, Я-сущностное, Я-управляющее)

Я-самость индивида состоит из многих Я: Я-единые и Я-множественные. Особенность Я-единых состоит в том, что они с разных сторон раскрывают единство человека, его качественную определенность. Основополагающим в совокупности Я-единых человека является его Я в виде заложенной природой и социумом программы жизни, возможности, сохраняющейся в нем как фактически неизменное, инвариантное, несмотря на все изменения в жизни. Это Я обозначить можно термином «Я-инвариантное» или «Я-константное».

Имеет смысл также выделение в каждом человеке Я-сущностного. Вопрос о Я-сущностном – это вопрос о Я-подлинном, истинном. В Я-сущностном, видимо, выделить можно два аспекта (среза). Аспект первый. Я-сущностное – это заложенная в человеке программа в виде диалектического единства Я-универсального и Я-уникального и спонтанное стремление человека реализовать ее. Аспект второй. Я-сущностное фиксирует также подлинную социальную природу, суть того или иного индивида.

Принципиальное значение имеет выделение в системе жизнедеятельности человека такого Я-единого, как Я-управляющее или Я-центр. Я-управляющее – это внутренний контролер, «третий глаз», который наблюдает за совершением жизнедеятельности и регулирует ее. Однако самоуправление человека и его саморегуляция полностью не совпадают. Всякое самоуправление одновременно является и саморегуляцией, но далеко не всякая саморегуляция является самоуправлением. Самоуправление всегда предполагает самопознание своего Я-реального и сознательное построение на основе его результатов своего Я-идеального. Я-управляющее – это Я-идеальное в действии, обеспечивающее сознательную регуляцию жизнедеятельности. Противоположностью сознательной регуляции является стихийная саморегуляция жизнедеятельности человека, которая основывается на иррациональном, неосознанном (на эмоциях, интуиции, суевериях, стереотипах поведения и т.д.).

Принципиальной особенностью Я-управляющего является то, что в нем сосредоточена волевая сфера, волевое начало. Поэтому различные волевые качества человека (целеустремленность, настойчивость, мужество и др.) неотделимы от его самоуправляемости.

  1. Я – множественные и их специфика. (деятельностные Я, антропогенные Я, социокультурные Я и темпоральные Я)

Все единые Я проявляются через многообразные формы в виде множественных Я. Единые и множественные Я соотносятся между собой, в известной мере, как сущность и явление. Поэтому процесс самопознания в историческом аспекте движется, прежде всего, от познания своих множественных Я, от явления к познанию своих единых Я и сущности, а в логическом аспекте (в изложении результатов самопознания) от познания единых Я к познанию множественных Я.

В соответствии с видами деятельности можно выделить следующие множественные Я индивида, которые мы будем называть деятельностными множественными Я. Это: познавательное Я, нравственное, эстетическое, профессиональное, общественно-политическое, самообразовательное, самовоспитательное, правовое, религиозное, семейно-половое, оздоровительное, экологическое, экономическое, бытовое, досуговое и коммуникативное Я. В качестве особого Я, видимо, следует выделять также игровое Я.

А восприятие человека человеком, как отмечают психологи, устроено так, что результат его – образ другого человека – предстает в сознании воспринимающего как реальный, живой человек. И если человек не осмысливает свое отношение к тем людям, которыми «населено» его сознание, то эти люди, в виде образов его сознания, становятся способными часто непосредственно влиять на его жизнь. Они могут определять способы реагирования на те или иные обстоятельства, подсказывать решение тех или иных проблем в сложных жизненных обстоятельствах (подражание кому-то, боязнь кого-то, мысленное обращение к человеку, которого уже нет в живых и т.д.). Немецкий философ М. Хайдеггер (1889 – 1974) отмечал, что «безличные «люди» (das Мan) орудуют в нас и через нас вместо нас». Тем самым «населяющие» сознание человека люди приобретают статус его бытийных онтологических Я. Эти множественные Я, мы будем называть антропогенными множественными Я.

Множественные Я человека обусловливаются и множеством социокультурных факторов. Значительное количество разнообразных представлений, ценностей, стереотипов поведения, технологии действия, предрассудков, суеверий, разного рода социальных мифов и т.д. навязываются человеку средой, культурой и антикультурой вследствие некритического к ним отношения. Поэтому очень часто одни его ценности, представления, установки, принятые роли противоречат другим. Сталкиваясь между собой, все они стремятся регулировать жизнь человека. «Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой» (М. Монтень). Поэтому нередко жизненные решения принимаются человеком под воздействием случайно оказавшихся «под рукой» (всплывших в памяти) социокультурных феноменов. В этом случае он совсем не ведает, что творит в жизни, ибо творит жизнь свою вслепую. Воспринятые из разных источников разноплановые социокультурные образования, как считает А.И. Зеличенко, могут непроизвольно объединяться в комплексы, образуя самостоятельные множественные Я. В свете этого, классические «фрейдовские комплексы» («комплекс неполноценности», «комплекс Эдипа» и т.д.) выступают лишь как частные случаи таких комплексов (см.: Зеличенко А.И. Психология духовности / А.И. Зеличенко. М., 1996. С. 62). Когда ни одно из этих множественных Я не знает и не помнит о существовании другого множественного Я, то тогда происходит полное «раздвоение», «растроение» и т.д. Я-самости человека, и он становится разорванным. При этом следует отметить, что одни из социокультурных феноменов могут соответствовать его Я-инвариантному, а другие – противоречить, выступая как его Я-искаженное, Я-ложное. Все множественные Я человека, детерминированные социокультурными феноменами, мы будем называть социокультурными множественными Я.

Множественные Я человека обуславливаются также модусами времени: его прошлым, настоящим и будущим. Так как время жизни человека неотделимо от ее пространственных условий, то выделение связанных со временем множественных Я предполагает учет и пространственных параметров его жизнедеятельности (ответ на вопрос: «Когда что–либо происходило, происходит или будет происходить?» – всегда предполагает ответ на вопрос: «Где что-либо происходило, происходит или будет происходить?»). Но для удобства мы эти множественные Я будем связывать только со временем и называть их темпоральными множественными Я («темп» в переводе с итальянского означает время). Их конкретным наполнением, содержанием в те или иные периоды или отрезки времени является сочетание, конфигурация выделенных нами выше Я-единых (Я-сущностного и Я-управляющего) и всех множественных Я (деятельностных Я, антропологических Я и социокультурных Я).

  1. Я – зеркальное и Я – энигматическое.

Особое Я человека как объекта самопознания конструируется отражением, восприятием его другими людьми. Не только каждый человек воспринимает других людей (антропогенные Я), но и другие воспринимают его самого. При этом в поле восприятия других могут оказаться все его Я: от Я-самопознающего до множественных Я. Назовем Я, связанное с восприятием человека другими людьми, Я-зеркальным (каким видят меня другие).

Я-зеркальное включает две стороны, которые, в известной мере, условно можно назвать объективной и субъективной. Объективное в Я-зеркальном человека связано с тем, что другие воспринимают его по-своему, независимо от того, нравится это ему или не нравится («на чужой роток не накинешь платок»). Субъективное в Я-зеркальном – это то, что зависит от человека и связано, с одной стороны, с его отношением к различным проявлениям восприятия его другими, а с другой – с ожиданием возможных проявлений этих восприятий в будущем (например, ожидание оценок каких-то своих действий со стороны педагога, близкого человека и т.д.).

Я каждого человека представляет собой единство Я-познанного и Я-непознанного, неизвестного. Назовем последнее Я человека Я-энигматическим (в переводе с греческого означает непознанный, загадочный). Если выразиться образно, то Я-познанное человека назвать можно «просветленным», а Я-энигматическое – «темным».