Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭУМК ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
2.24 Mб
Скачать

3.2. Закон самосохранения и механизм устойчивости

Закон самосохранения можно сформулировать следующим об­разом: любая система сознательно или стихийно стремится к со­хранению своей качественной определенности Однако сохранение качественной определенности нельзя пони­мать в буквальном смысле. Качественная определенность как лю­бое явление динамично и зависит от внешней среды. В данном случае закон самосохранения следует понимать как сохранение системы в изменяющейся внешней среде.

Механизмом реализации закона самосохранения является ус­тойчивость системы к внешним и внутренним возмущениям - ус­ловие существования системы.

Понятия «устойчивость» и «стабильность» имеют разный смысл, но при этом всегда подразумевается, что несмотря на «возмущение», несмотря на то, что система может переходить из одного состояния в другое, она сохраняет некоторые характерные свойства (качественную определенность), делающие ее данной системой.

Устойчивость системы относительна. Система, вполне устойчи­вая в одних условиях, окажется неустойчивой в других.

Различают количественную и структурную устойчивость.

Количественная устойчивость характеризуется числом и раз­нообразием компонентов, входящих в систему, т. е. чем больше компонентов входит в систему, тем она устойчивее по отношению к внешним и внутренним возмущениям. Подтверждение тому мы часто наблюдаем в природе и в человеческом обществе. Количест­венная устойчивость тесно связана с понятием «большая система». Большая система устойчивее, чем малая (меньшая по размерам).

Но не каждая большая система устойчива или обладает боль­шей устойчивостью, чем меньшая по размерам система, известно, что любая система характеризуется еще и количеством связей ме­жду компонентами, определяющих структуру системы. И чем больше разнообразие связей, тем система сложнее. Тем самым уничтожение или разрыв одной или нескольких связей под воздей­ствием внешнего (внутреннего) возмущения оказывают меньшее воздействие на состояние системы и, как следствие, она более ус­тойчива. Таким образом, можно говорить о структурной устой­чивости. Пример: хорошо организованный коллектив (упорядо­ченные связи, отлаженное взаимодействие) более устойчив и более производителен, чем превосходящая его по численности, но слабо организованная толпа.

Количественная и структурная устойчивости тесно связаны ме­жду собой. Увеличение числа компонентов увеличивает устойчи­вость системы не только за счет их количества, но и за счет увели­чения числа связей, т. е. повышается и структурная устойчивость. Подобных явлений в жизни наблюдается достаточно много. Боль­шие и сложные организационные системы имеют не только более высокую устойчивость, но и тенденцию к дальнейшему росту и расширению. Они получают определенный запас прочности, выхо­дящий за пределы обеспечения только выживаемости. Многие предприятия, учреждения, организации имеют возможность полу­чать больше энергии (ресурсов), чем требуется для производства своей продукции (услуг). Это становится одним из факторов со­хранения и расширения социально-хозяйственных систем. Однако увеличение числа компонентов может привести и к уменьшению структурной устойчивости из-за ослабления и разрушения некото­рых взаимосвязей. Например, непродуманная диверсификация, разрушающая миссию организации.

Количественная и структурная устойчивости могут быть выра­жены определенными величинами. Коэффициенты массы, энергии и т. п. характеризуют количественную устойчивость, а число внут­ренних связей - структурную.

Структурная устойчивость бывает двух типов: статическая и динамическая. Статическая устойчивость характерна для систем статического равновесия. Это в основном горно-геологические комплексы - творения природы, здания и сооружения, механиче­ские конструкции, созданные человеком, и закрытые (замкнутые) социальные системы, т. е. системы неподвижного равновесия. Ус­тойчивость таких систем определяется прочностью их конструк­ции (связей между компонентами) и условиями соприкосновения с внешней средой. Устойчивость их по мере «выветривания», «сти­рания», «изнашивания», «вырождения» будет, хотя и медленно, падать.

Совершенно иной характер имеет динамическая устойчивость, свойственная системам подвижного равновесия. Устойчивость та­ких систем достигается путем уравновешивания каждого возни­кающего изменения другим, ему противоположным, т. е. процессы разрушения и созидания идут в таких системах параллельно и вза­имно уравновешивают друг друга. Два противоположных потока изменений создают иллюзию статичности. Они и обеспечивают динамическую устойчивость системы.

Динамическое равновесие никогда не является абсолютно точ­ным, т. е. не может быть полного, безусловного равенства проти­воположных изменений, уравновешивающих друг друга. Измене­ния так или иначе накапливаются. Однако ничтожными измене­ниями как бы пренебрегают, что и создает иллюзию статичности. Так, многие социальные организации сохраняют на протяжении достаточно долгого времени свое тождество (инвариантность) за счет того, например, что один курс действий ориентирован на ста­бильность и сохранение достигнутого положения путем покупки, поддержания, проверки и ремонта оборудования, набора и обуче­ния работников, использования отработанных правил и процедур, а другой курс ориентирован на изучение рынка, определение страте­гических зон хозяйствования, развитие производства новой про­дукции и т. п. И то, и другое необходимо в интересах выживания организации. Большие и хорошо оснащенные организации, но не приспособленные к изменению условий, долго просуществовать не смогут. Вместе с тем приспособляемые, но не стабильные органи­зации будут неэффективными, и также маловероятно, что они смо­гут долго существовать.

Наблюдается определенная зависимость устойчивости системы от величины и разнообразия соприкосновений системы с внешней средой. В закрытых (замкнутых) системах связь между компонен­тами достаточно тесная, а область соприкосновения со средой не­большая. Отсюда и сопротивляемость, а следовательно, и устойчи­вость системы выше. Эта очевидная закономерность вполне реаль­на. Прямоугольное сооружение хуже противостоит ветру и морозу, чем куполообразное. Последние обладают меньшей «парусностью» и меньше подвержены воздействию ветровых нагрузок (меньше контакта с внешней средой). Это давно поняли наши предки, строя свои жилища куполо- и шарообразного вида, такие как иглу, яран­га, чум - на севере, юрта - в Средней Азии и т. п. Замкнутые сис­темы, например замкнутые общины, племена, партии, религиозные секты с определенной и всеми разделяемой догмой, более устойчи­вы, чем научная или философская школы, включающие разные от­тенки, течения и т. п. Замкнутые системы имеют меньшую область соприкосновения с внешним окружением, к которой адаптирова­лась ее структура.

Однако высокая устойчивость закрытых систем объективна только в условиях более или менее постоянного по величине и од­нородности воздействия внешней среды, когда количество и раз­нообразие соприкосновений со средой и их величина более или менее постоянны. Другое дело - неопределенно-изменчивая среда, от которой практически нельзя «отгородиться», создать абсолютно непроницаемую защиту. Поэтому в неопределенно-изменчивой среде открытые системы более устойчивы в силу динамического равновесия.

Устойчивость закрытых систем весьма условна и относительна. Закрытые системы в силу своего свойства, не получая энергии, ин­формации, ресурсов извне, со временем могут разрушаться, осо­бенно когда меняются условия внешнего воздействия. Открытая же система характеризуется активным обменом с внешней средой и может совершенствоваться, сохранять свою структуру. Приток ресурсов для предотвращения энтропии поддерживает постоянство обмена ресурсами, в результате чего достигается относительно стабильное положение. То есть процессы отдачи системой своих ресурсов (энергии, информации, продукции и т. п.) и получения подобных извне балансируют друг друга, создавая иллюзию статичности.