Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
отраьотка деевой.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
41.89 Кб
Скачать

Нейролингвистическое программирование — направление в психотерапии и практической психологии. Основано на технике моделирования (копирования) вербального и невербального поведения людей, добившихся успеха в какой-либо области, и наборе связей между формами речи, движением глаз и тела и памятью.

Нейролингвистическое программирование разрабатывалось совместно тремя людьми: Ричардом Бендлером, Джоном Гриндером, Фрэнком Пьюселиком под попечительством антрополога, социального учёного, лингвиста и кибернетика Грегори Бейтсона в Калифорнийском университете, Санта-Круз, в 1960-е и 1970-е годы.

Будучи изначально лишь исследованием того, каким образом лучшие в своей сфере психотерапевты достигали высоких результатов, оно переросло в самостоятельную область и методологию, основанную на навыке моделирования как идентификации и перенимания аспектов поведения других людей и способов мышления, приведших их к достижениям в своей сфере. Не имело значения, понимает ли клиент суть проблемы, скорее вопрос состоял в том, чтобы найти людей, которые получили успешный результат, и понять, как именно они этого достигли.

Первые три человека, которых моделировали Гриндер, Бендлер и Пьюселик были Фриц Пёрлз (гештальттерапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и Милтон Эриксон (эриксоновский гипноз). Эти люди считались весьма компетентными в своих областях, и постоянные паттерны и подходы, используемые ими, легли в основу НЛП. Бендлер и Гриндер проанализировали речевые паттерны, тон голоса, выбор слов, жестикуляцию, позы и движения глаз этих людей и соотнесли полученную информацию со внутренними мыслительными процессами каждого участника. Это был первый проект по тому, что получило название «моделирование».

В 1960-е и 1970-е общая семантика повлияла на несколько философских школ, что привело к возникновению движения человеческого потенциала и сообществ, адаптировавших идеи философии New Age. Семинары, посвящённые исследованию человеческого потенциала, как, например, в калифорнийском Эсалене, стали привлекать всё больше людей. Нейролингвистическое программирование вначале привлекало в большей степени психотерапевтов, но затем внимание на него обратили бизнесмены, продавцы, художники, а также члены движения New Age. Впоследствии в развитие НЛП значительный вклад внесли такие личности, как Джудит Делозье, Роберт Дилтс и Дэвид Гордон, а семинары Бендлера и Гриндера были скомпилированы в книгу «Из лягушек в принцы», одну из самых популярных книг по НЛП сегодня.

Большинство техник, обычно объединяемых под названием НЛП, можно найти в самых первых работах основателей нейролингвистического программирования и группы единомышленников, окружавших их в 1970-е годы. Бендлер и Гриндер для обучения избрали метод погружения, пытаясь понять, как ощущали себя и воспринимали мир некоторые люди, представляя себя на их месте и действуя, как они. Они имитировали этих людей, не заботясь о понимании. Данный подход повлиял на всю их дальнейшую работу по совершению изменений.

Первая опубликованная ими модель — метамодель — стала подходом к проведению изменений, основанным на реагировании на синтаксические элементы языка клиента, которые дают информацию о пределах клиентской модели мира. Грегори Бейтсон, написавший предисловие к первой книге по НЛП, был впечатлён первыми результатами НЛП и представил Бендлера и Гриндера Милтону Эриксону. Бейтсон оказал значительное влияние на развитие стоявших за НЛП людей и предоставил многие теоретические предпосылки для данной области.

Бендлер и Гриндер погрузились в мир Милтона Эриксона и получили полный доступ к его работам, они разработали и опубликовали Милтон-модель, основываясь на гипнотическом языке Эриксона, терапевтических метафорах и других поведенческих паттернов, таких как подстройка и ведение при создании раппорта. Вместе с Эриксоном они разделяли идею, что внимание сознания обычно ограничено и, тем самым, пытались привлечь внимание бессознательного разума путём применения метафор и других гипнотических речевых паттернов.

Первая группа разработчиков НЛП сделала наблюдение, что люди, как правило, выдают информацию о бессознательной обработке информации в глазодвигательных паттернах, а также в изменениях позы тела, жестов, речи, дыхания. Была обнаружена связь между этими изменениями и сенсорно окрашенным языком: «Я чётко вижу, что…», «я слышу, что вы говорите» или «давай удерживать контакт». Данные наблюдения легли в основу модели репрезентативных систем, что, в свою очередь, открыло путь к разработке подходов по фиксированию стратегий успешных людей и клиентов в психотерапевтических контекстах. Например, работа с фобиями включает в себя визуально-кинестетическую диссоциацию, которая, как предполагается, уменьшает негативные ощущения, ассоциирующиеся с травматическими событиями, и изменение субмодальностей, что включает в себя изменение репрезентаций памяти — например, размера, яркости, подвижности внутренних образов — с целью изменения поведения. Имея возможность подмечать невербальные сигналы, указывающие на внутреннюю обработку информации, они смогли сконцентрировать внимание на структуре паттерна, а не личном содержании переживаний клиента. Другие методы осуществления изменения включают в себя якорение, то есть процесс извлечения ресурсных, или положительных для человека, воспоминаний, с целью привлечь его в последующие контексты.

В начале 1980-х Бендлер и Гриндер разошлись, началась серия судебных процессов на тему авторских прав на бренд «NLP», что вызвало появление множества альтернативных названий. В течение 1990-х в некоторых странах (например, Великобритания) был предпринят ряд попыток привести НЛП к более формальному и регулируемому основанию. Около 2001 года история с судебными исками была завершена.

Во время появления нейролингвистического программирования его главной задачей была сфера коммуникативных и языковых явлений. Согласно представлениям нейролингвистического программирования наш опыт складывается из наших ощущений и особенностей человека. В системе нейролингвистического программирования нет чётких граней того, что возможно познать, к тому же считается, что лучше исследовать опыт человека, чем что-то другое. В результате этого появилось несколько областей применения нейролингвистического программирования:

  • различные психологические явления, такие как фобии;

  • бессознательные феномены: погружение в транс и другие бессознательные процессы;

  • в медицине нейролингвистическое программирование применяется для управления болевыми ощущениями и здоровьем;

  • изучение парапсихологических явлений: экстрасенсы, предсказатели;

  • бизнес, в основном используется при тренинге персонала;

  • повседневные ситуации, такие как переговоры, или же просто разговор с ребёнком;

  • исследования духовных состояний и переживаний человека;

  • изучение поведения человека, а также выяснения причин резкого изменения его поведения;

  • совершенствование работы с различными ситуациями общения;

  • моделирование поведения некоторых известных личностей, с целью узнать, как повёл бы себя этот человек в определённой ситуации

Главной целью НЛП является глубокое познание своего поведения, а также его совершенствования. Также НЛП разрабатывает системы специальных приёмов, направленных на совершенствования тех или иных качеств человека, необходимых для успешного выполнения поставленных перед ним задач из самых различных областей человеческой деятельности и различной значимости.

Термины и терминография.

Те́рмин— слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и т. п. Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерными для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, термины в пределах сферы применения однозначны и лишены экспрессии.

Термины существуют в рамках определённой терминологии, то есть входят в конкретную лексическую систему языка, но лишь через посредство конкретной терминологической системы. В отличие от слов общего языка, термины не связаны с контекстом. В пределах данной системы понятий термин в идеале должен быть однозначным, систематичным, стилистически нейтральным (например, «фонема», «синус», «прибавочная стоимость»).

У термина нет характеристик стилистических, маркирован именно научным стилем, нет экспрессивных каннотаций. Термины часто детерминологизируются, то есть переходят в разряд общеупотребительных слов, и вот тогда приобретают каннотации.

Могут переходить из одной науки в другую - это ретерминологизация.

Термины можно разделить на слова с абстрактным значением (анабиоз, фразеология) и слова, которые называют предметы специальных назначений (лазер, бойлер). Можно еще разделить на общеизвестные и узкоспециальные.

Как возникают термины.

4 Основных пути:

- семантический - переосмысливается значение слова (лицо).

- морфологический - путем сращения слов или корней (кардиоскоп, токовращатель).

- синтаксический - термины-словосочетания (солнечное сплетение, белый стих)

- лексический - непосредственно из других языков переходят (ария), калькирование (водород, междометие), возможно проникновение из диалектного языка слов, которые в итоге становятся терминами (это почти только сельскохозяйственные).

Изучается термины в терминоведении, а придумываются терминографией. Важна лингвистическая экспертиза.

Нужна разработка терминологических систем и особые переводчики, которые переводят грамотно терминологические тексты.

Если нет аналога термина при переводе в языке цели, то либо придумывают новый термин, либо калькирование может быть структурное (философия), семантическое или простое заимствование, либо используется описательный оборот (хотя это не очень хорошо).

Есть даже специальные терминологические банки данных.

По типы они делятся на переводческие и информационно-нормативные.

Еще одна задача терминографии - это составление терминологических словарей.

Разрабатываются принципы создания, построения и организации словарей. Словари такие делятся на те, что предназначены для человека и для машины.

Рубрикаторы, классификаторы – для машины. Обычные словари для человека толкового типа и словари переводные. Большинство таких словарей дескриптивные, то есть описательные.

В словаре стандарте обычно приводится не только значение этого слова, но и то в каких областях оно может использоваться.

Автоматический поиск информации в большой базе данных - это в словарях для машин. Поиск осуществляется с точки зрения родовидовых отношений, синонимов, антонимов и т.п.

Всякие эти базы данных этих словарей должны быть международными, должны создаваться единые системы описания терминов. Должны формироваться единые списки слов-аналогов в разных языках.

В России есть какой-то институт.

Есть некий еще международный центр информации, располагается в Вене, Австрия. Международная организация по унификации неких терминологизмов. Располагается в Польше.

Есть международная организация по стандартизации и всякие комиссии.

Терминосистема отражает состояние и развитие науки и особенности терминографии в науке.

Лингвистическая терминология.

Метадеятельность исследователя, которая направлена на установление парадигм языкознания, взаимосвязи с другими дисциплинами.

Лингвистическая терминология динамична, есть внутрилингвистическая синонимия, омонимия, многозначность.

Лингвистика очень много черпает из логики терминов, но инструментарий еще только формируется. Этап формирования современной лингвистической терминологии напоминает процесс формирования языка.

Задачи лингвистической терминологии.

Ориентация на выявление внутренних и внешних связей терминов. Ориентация на проблемы перевода терминов лингвистического характера, эквивалентность терминов различных терминосистем. Теоретические основания для представления результатов исследования. Разработка и создания словарей, которые были бы общепризнанными.