Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О СУРРОГАТНОМ МАТЕРИНСТВЕ.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
144.32 Кб
Скачать

Глава 5. Как регулируется суррогатное материнство в россии

Российское законодательство регламентирует в настоящее время лишь отдельные аспекты суррогатного материнства. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусматривают право женщины на искусственное оплодотворение, но суррогатное материнство - это не просто искусственное оплодотворение, а вынашивание плода и рождение ребенка для другой женщины.

Семейный кодекс Российской Федерации не оговаривает также саму процедуру суррогатного материнства и сущность договора между суррогатной матерью и супружеской парой. В нем идет речь только об отношениях родители - дети, т.е. закон признает уже свершившийся факт - рождение ребенка. Очевидно, законодатели должны более определенно высказать свою позицию по данному вопросу. Учитывая, что в мире лишь несколько государств разрешают проведение операций по суррогатному материнству, российскому законодателю необходимо взвесить все "за и против" подобного решения проблемы бесплодия. В настоящее время суррогатное материнство в Российской Федерации должным образом не урегулировано. Инструкция по применению методов вспомогательных репродуктивных технологий, утвержденная Приказом Минздрава России N 67 от 26 февраля 2003 г., посвящена медицинским аспектам данного метода.

Суррогатное материнство легально применяется только в 15 странах. В их число входит и Российская Федерация. Однако в России в отличие, например, от США, где всему известна цена и договорные условия выполняются неукоснительно, нет четких нормативных актов, регулирующих вопросы суррогатного материнства. Именно поэтому поиск суррогатной матери чаще всего остается задачей самой бесплодной пары и часто балансирует на грани криминала. Нередки случаи, когда потенциальные суррогатные матери, найденные через Интернет или через сомнительных посредников, заражены всевозможными инфекциями, делающими крайне проблематичным вынашивание плода, а то и вообще не могут иметь детей в результате перенесенных и хронических заболеваний. Имеется информация и о том, что часть женщин, претендующих на участие в программах по суррогатному материнству, используется криминальными кругами в качестве своего рода "наживки" для того, чтобы "выйти" на состоятельных заказчиков. Известен, например, случай, когда одна "бойкая дама" поочередно показывала свою юную протеже четырем бездетным супружеским парам и в течение трех месяцев регулярно получала от них деньги - якобы на обследования, лечение, проживание и питание своей кандидатки в суррогатные матери.

Были случаи, когда будущую суррогатную мать разыскивали через родственников, или знакомых, или вообще через "десятые руки" множества посредников где-нибудь в сельской местности, выплачивали ей некую сумму и буквально лишали свободы, навязывая соблюдение режима, диеты, пресекая сексуальные контакты, а то и встречи с родственниками - "чтобы случайно не заразили..."

Правовое регулирование суррогатного материнства имеет большое значение, хотя это явление и не может быть полностью регламентировано нормами права. В ходе его осуществления кроме юридических отношений присутствует постоянный обмен информацией посредством общения и взаимодействия между субъектами - участниками данного правоотношения.

Правовое регулирование призвано определить главные направления института суррогатного материнства, формы и методы его осуществления, задачи и функции, права и обязанности сторон. Законы и иные нормативные документы должны регулировать организацию и порядок применения программы суррогатного материнства.

Учитывая современное состояние и перспективы дальнейшего развития Российского государства и общества в целом, целью деятельности всех участников программы суррогатного материнства должна быть защита их прав и законных интересов.

Как уже отмечалось, в настоящее время в Российской Федерации институт суррогатного материнства признается, но достаточного регулирования в российском законодательстве до сих пор не получил. Отдельные статьи СК РФ не защищают ни одну из сторон от недобросовестности второй.

Российское законодательство на данный момент в первую очередь охраняет интересы суррогатной матери. Лишь только после отказа суррогатной матери от ребенка генетические родители приобретают законные права на материнство и отцовство, т.е. приоритетное право решать судьбу ребенка принадлежит суррогатной матери, и на практике может возникнуть ситуация, когда генетическим родителям будет вообще отказано в материнстве и отцовстве.

Положительной стороной существующего законодательства в данной области является то, что процедура регистрации ребенка проходит не через процедуру усыновления, а обычным путем, т.е. родителям-заказчикам выдается свидетельство о рождении ребенка, где они как генетические родители указаны в качестве его родителей.

Так, например, в СК РФ в ст. 47 говорится, что права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Таким фактом является регистрация рождения ребенка в органах ЗАГСа. Только в этом случае происхождение ребенка становится юридическим фактом и порождает правовые последствия, т.е. родительские права и обязанности.

В п. 4 ст. 51 СК РФ отмечается, что лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений. Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери).

Семейный кодекс РФ не предусматривает срока, в течение которого суррогатная мать может дать такое согласие. По логике вещей максимально это может быть период, установленный законодательством об актах гражданского состояния для регистрации рождения ребенка в органах ЗАГСа, - один месяц.

Согласие женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), должно быть выражено в письменной форме и удостоверено руководителем медицинского учреждения, в котором была произведена имплантация эмбриона. Супругам в таком случае должна быть выдана справка этого медицинского учреждения обычного образца о рождении у них ребенка, которая затем представляется в органы ЗАГСа для регистрации рождения ребенка. Регистрация рождения ребенка и запись о родителях производятся в обычном порядке по правилам, предусмотренным п. 1 ст. 51 СК РФ: отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребенка в книге записей рождений по заявлению любого из них.

В п. 3 ст. 52 "Оспаривание отцовства (материнства)" СК РФ законодатель также предусмотрел, что супруг, давший в порядке, установленном законом, согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства.

Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать (в соответствии с ч. 2 п. 4 ст. 51 СК РФ) не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства.

В 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Статья 35 этого документа называется "Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона". Она устанавливает, что "каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины). Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну. Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство. Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации".

Как видно, речь здесь идет преимущественно о зачатии in vitro (в пробирке) и оплодотворении спермой донора. О донорстве яйцеклеток (эмбрионов) и суррогатном материнстве не сказано ничего.

Чуть позже, в том же 1993 г., был издан Приказ Минздрава РФ N 301 от 28 декабря 1993 г. "О применении метода искусственной инсеминации женщин спермой донора по медицинским показаниям и метода экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки для лечения женского бесплодия", более подробно развивающий аспекты, намеченные в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан. И если в приведенной выше ст. 35 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона в РФ были разрешены, то Приказ Минздрава N 301 утвердил достаточно подробные на тот момент инструкции по применению этих методов в лечебных учреждениях. Среди методов перечисляются искусственная инсеминация спермой донора, экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и перенос эмбриона (ПЭ) в полость матки. В Приказе изложены показания к проведению искусственной инсеминации, объем обследований пациенток и доноров спермы, организация донорства спермы, возможные осложнения при искусственной инсеминации, приложен образец заявлений-обязательств супругов и доноров. Однако в данном Приказе абсолютно ничего не говорится о донорстве яйцеклеток и эмбрионов, не упоминается также и о суррогатном материнстве.

Статья 16 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15 ноября 1997 г. устанавливает, что при государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка.

Таким образом, суррогатная мать по закону может безо всяких проблем оставить генетически чужого ей ребенка себе, официально считаясь его матерью со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

Суррогатная мать может пойти на это как в силу материнских чувств, возникших к вынашиваемому ребенку, так и с целью шантажа генетических родителей. Последний вариант развития событий для генетических родителей является наиболее конфликтным. Однако и он может быть оспорен в судебном порядке по требованию лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка, даже после совершения записи в книге записей рождений.

В приложении N 1 к Приказу Минздрава Российской Федерации от 26 февраля 2003 г. N 67 "О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия" дается подробная Инструкция по применению методов вспомогательных репродуктивных технологий, в соответствии с которой супружеская пара и суррогатная мать дают письменное информированное согласие на участие в программе "Суррогатное материнство". Суррогатное материнство рассматривается в данном документе как приемлемый метод лечения бесплодия, выбор которого должен быть строго индивидуальным. Но пока не будут решены юридические и морально-этические проблемы, этот метод будет иметь ограниченное применение и ни один центр лечения бесплодия не сможет гарантировать, что радость ожидания рождения ребенка не омрачится судебными тяжбами.

Современное российское законодательство однозначно закрепляет, что суррогатной программой может воспользоваться только супружеская пара (Семейный кодекс РФ и Закон "Об актах гражданского состояния" прямо говорит об этом, а в Приказе Минздрава этот принцип отражен в описании порядка оформления начала программы - "супружеская пара и суррогатная мать дают письменное информированное согласие на участие в программе"). Причем брак должен быть зарегистрирован как минимум на момент имплантации эмбриона суррогатной матери. Но возникает вопрос: а почему не может воспользоваться данной программой одинокая женщина, которая желает иметь собственного ребенка?

К сожалению, суррогатная мать может после рождения ребенка передумать и не дать согласия на запись в качестве родителей ребенка его генетических родителей (п. 4 ст. 51 СК РФ). В данном случае законодательство (и не только отечественное) на стороне суррогатной матери.

Программа суррогатного материнства предполагает перенос эмбриона, полученного оплодотворением яйцеклетки генетической матери-супруги спермой генетического отца-супруга. Никакие иные конструкции (инсеминация суррогатной матери спермой генетического отца; перенос суррогатной матери эмбриона, полученного с использованием донации ооцитов либо спермы донора) не подпадают по действующему законодательству под определение суррогатного материнства и становятся еще более незащищенными с точки зрения передачи ребенка генетическим родителям (в данном случае - лишь одному из них).

Таким образом, законодательство Российской Федерации в части правового регулирования вспомогательных репродуктивных технологий пока, к сожалению, весьма далеко от совершенства. Большинство медиков, применяющих вспомогательные репродуктивные технологии на практике, юристов, специализирующихся на медицинских казусах, да и просто граждан, так или иначе столкнувшихся с этой проблемой, единодушны в том, что необходим новый нормативный акт, который должен:

- обозначить те новые процедуры и манипуляции, выполнение которых стало возможным в последние годы в связи с развитием медицинских технологий;

- дать подробные инструкции по совершению этих манипуляций;

- регламентировать оформление договорных отношений медицинских учреждений с пациентами, которые в данном случае выступают в роли клиентов - потребителей медицинских услуг;

- разработать единую терминологию (в настоящее время наблюдается некоторая путаница в связи с расхождением юридической и медицинской терминологии) <*>.

--------------------------------

<*> См.: Свиридонова Т.И. Гражданско-правовое регулирование суррогатного материнства: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006. С. 25.